Статьи

Чего стоит компромат

Чего стоит компроматКомпрометирующие слухи о топ-менеджерах могут стоить компаниям потери крупных клиентов и многомиллионных контрактов. Однако российские специалисты в области PR и корпоративной разведки советуют не тратить средства на борьбу со всеми без исключения слухами.

В эти дни в США на заседании совета директоров Всемирного банка решается вопрос об отставке президента компании Пола Вулфовица. Поводом для столь жесткой постановки вопроса стали подозрения профсоюза компании в покровительстве Вулфовица своей любовнице по имени Шаха Риза. До сентября 2006 г. она была сотрудником пресс-службы банка, получая $193 000 в год (это больше, чем у главы госдепартамента США). Бывший сотрудник ВБ полагает, что нынешний скандал - ответ сотрудников банка Вулфовицу, устроившему ради борьбы с коррупцией в ВБ тотальную слежку.

"В Западной Европе и Северной Америке к репутации и относятся более чем серьезно, - говорит Александр Гранат, старший консультант executive search компании Neumann International (Австрия). - В прошлом году наш заказчик отказал одному из кандидатов на пост главы департамента маркетинга и продаж по странам Центральной и Восточной Европы, когда прослышал, что, получив при разводе от бывшего супруга значительную сумму, она воспользовалась ею, чтобы не работать целый год, а не, к примеру, для улучшения образования и расширения профессионального горизонта".

"В нашей стране подобные ситуации просто невозможны, - считает Екатерина Егорова, президент консалтинговой группы компаний "Никколо М". - Слухи о "моральном облике" в России давно уже не влияют на карьеру. Порой подробные пересуды могут даже пойти во благо репутации: босса, неравнодушного к секретарше, не смогут заподозрить в нетрадиционной сексуальной ориентации, а пьющего начальника будут считать "своим парнем".

Цена вопроса

"В прошлом наших клиентов (обычно это западные компании, желающие заключить сделки с российскими партнерами) интересовали в основном сообщения о связях руководителей компаний с организованной преступностью, - рассказывает Михаил Крапивин, менеджер компании "КПМГ Форензик", специализирующейся на корпоративной разведке. - Сейчас, как правило, интерес клиентов сфокусирован на участии топ-менеджеров в незаконных финансовых операциях или в уклонении от уплаты налогов". По его словам, иногда негативные слухи могут спровоцировать отказ от сотрудничества с компанией, однако чаще влияют на цену приобретения того или иного актива (с учетом репутационных рисков).

Изучением слухов только в Москве занимается около ста компаний, специализирующихся на корпоративной разведке. Спрос на данные услуги, по словам Крапивина, растет: "Оценка репутации потенциальных партнеров постепенно становится такой же частью предынвестиционной проверки, как, скажем, оценка правовых или финансовых рисков".

"Создание слухов и контрслухов, направленных на дискредитацию бизнесменов, сегодня в Москве может стоить от $20 000 до $100 000. Сюда включены расходы на сбор информации, анализ, формирование слуха и инструмента его распространения", - утверждает Мария Ионочкина, президент агентства "НРБ-консалтинг".

Кому невыгодно

Осенью прошлого года Владимиру Фролову, гендиректору агентства "Р.И.М. Портер Новелли", вдруг стали названивать обеспокоенные клиенты и коллеги по бизнесу. Всех мучил вопрос: "Правда ли, что председатель совета директоров компании намерен отойти от дел и уехать в США на ПМЖ?" Прояснить ситуацию мог только глава компании - Игорь Писарский. Но он разводил руками: "Бредовость ситуации состояла в том, что я не мог представить себе основания для подобных предположений. За последние 10 лет я бывал в США пару раз в качестве туриста". Тем не менее, по словам Писарского, разного рода знакомые уверенно говорили ему, что знают, что тот продает бизнес, и даже знают, где он будет жить в Америке и в каком университете преподавать.

"Ситуация могла привести к потере ряда ключевых клиентов, для которых участие в проектах Писарского служило своеобразной гарантией качества", - комментирует Фролов. Чтобы справиться с распространением сплетен, была разработана программа действий. "Во время интервью Писарского прессе мы инспирировали вопрос о возможности его отхода от дел (разумеется, ответ был отрицательным). Окончательную точку на слухах поставил его тост на новогодней корпоративной вечеринке, где он заверил сотрудников и клиентов, что видит для себя будущее только в России", - рассказывает Фролов.

Мария Ионочкина вспоминает историю, как после большого застолья, где их клиент - глава нефтяной компании - представлял вино с собственного виноградника, конкуренты, приглашенные на праздник, пустили слух, что хозяин вечеринки якобы сливал обратно в бочки недопитое вино из бокалов гостей. После этого партнеры и госчиновники, от которых зависело оформление ряда документов компании, отказывались от совместного застолья. "Чтобы поправить пошатнувшийся авторитет клиента, мы посоветовали провести ряд публичных благотворительных мероприятий, в числе которых были концерт и капитальный ремонт детского дома", - рассказывает Ионочкина. В другом случае финдиректор телекомпании, которую консультировало "НРБ-консалтинг", оказался жертвой нелепого слуха о том, что он якобы присвоил деньги и списал их на счет 10 деловых обедов, которых фактически не было. "Сплетня нам показалась бредовой, поскольку оклад топ-менеджера был несопоставим с суммой, им якобы похищенной, но ее подхватила практически вся компания, - говорит Ионочкина. - Менеджеру стало плохо, когда он услышал эту историю, он ушел на больничный. Нам же потребовалось не много времени, чтобы выяснить, что слух пустили обиженные бухгалтеры, которых их босс забыл поздравить с 8 Марта. Они сами его и развеяли после разговора по душам со своим "обидчиком".

Как исправить

"Главный способ профилактики слухов - открытость", - утверждает Егорова из "Никколо М". "В тех случаях, когда первое лицо компании "забывает" рассказать о текущих планах, возникает информационный вакуум, который немедленно начинает заполняться домыслами, и сам руководитель становится объектом фантазий, что, конечно, отрицательно сказывается его на имидже", - объясняет Марина Мелия, президент консалтинговой компании "ММ-Класс".

Со слухами можно бороться контрслухами, а можно вообще использовать слух во благо, считает Екатерина Демко, специалист по ведению переговоров компании Training News. Она вспоминает, как в 2000 г. после слияния двух банков сложилась неблагоприятная ситуация. "По сути, это было недружественным поглощением, и информацию об этом факте старательно скрывали", - говорит она. Но, как рассказывает Демко, слухи просочились на рынок, и через полгода банк, который был поглощен, потерял большую часть прежних клиентов (никто не хотел иметь дело с проигравшим). Банку-поглотителю тоже пришлось несладко: большая часть партнеров начала относиться к нему настороженно, считая его агрессивным, а значит, опасным. По совету консультантов оба учредителя (от двух банков) стали выступать бок о бок, говоря, что их слияние называют поглощением конкуренты, чтобы не допустить сильного игрока. Ситуация была исправлена, а два бывших недруга - владельцы банка - нашли столько точек соприкосновения, что работают в дружественном тандеме уже много лет. "Получилось, что негативный слух объединил не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы", - резюмирует Демко.

"Существует три основных типа слухов: слухи-пугала, слухи-разъединения (ссорящие различные социальные и национальные группы) и слухи-желания (к примеру, всем хочется, чтобы повысили зарплату, и люди начинают говорить о желаемом событии как о неминуемом)", - комментирует Егорова. По ее мнению, наиболее сильными являются первые два типа - они подхватываются 10 людьми от незаинтересованного источника, а последний - лишь пятью.

По мнению Мелии, слухом-ожиданием иногда полезно пользоваться для тестирования тех или иных идей в компании. "Тому, что "конфиденциально" Иван Петрович поведал Петру Ивановичу, а Петр Иванович передал кому-то еще, поверят охотнее, чем если бы прочитали об этом в официальном источнике (в таком случае может создаться впечатление, что человеку навязывают какую-то идею)". Речь может идти о повышении зарплаты или кадровых перестановках. "Однако нужно учитывать, что уже пятый человек в цепочке распространения слухов может пересказывать лишь 5% первоначальной информации", - предостерегает Егорова.

Михаил Малыхин
Ведомости

20.04.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 идей для продажи. От логотипа до бренда

1000 идей для продажи. От логотипа до бренда
1000 идей для продажи. От логотипа до бренда. «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – сборник ярких и новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В нем представлены примеры оригинальных работ: логотипов, брошюр, упаковок, бланков, этикеток, промопродукции, постеров, примеры оформления точек продаж, созданных известными дизайн-студиями со всего мира. Именно дизайн сегодня является универсальным средством общения на уровне чувств и смыслов, поскольку его главные функции – коммуникационные. «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – компактное и четкое руководство по выбору формы, формата, цвета, типографики, иллюстраций и полиграфического оформления. Ни для кого не является секретом, что каждый человек обладает индивидуальным субъективным мировосприятием, и одни и те же знаки, шрифты, форматы, цвета у разных людей, в силу различного опыта, образования, круга общения и пр. могут вызывать абсолютно разные, зачастую противоположные по своему значению ассоциации и эмоции. Фирменный стиль – это гармоничное соединение особенностей компании, вынесенное на всеобщее обозрение. Если образ выстроен верно, то он станет основой успешного позиционирования компании, товара или услуги на рынке. Фирменный стиль – это также позиционирование компанией себя. Поэтому его грамотная разработка положительно сказывается не только на восприятии компании, но и повышает ее престиж. Что же делает представленные в издании проекты уникальными в своем роде? Ответ прост: над их позиционированием и продвижением работают виртуозы маркетинга и брендинга. Искусство быть уникальным основывается на производимом впечатлении на потребителей, которое зависит от имиджа компании. Как же был создан образ компаний-лидеров, вы узнаете из книги «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда». Это богатое красочными фотографиями и ценной информацией издание предназначено для специалистов в области маркетинга и брендинга, руководителей компаний, бренд-менеджеров и дизайнеров. Книга «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – для тех, кто наслаждается творчеством, не боится экспериментировать и использует новейшие технологии, чтобы сделать свои работы неординарными. Ведь, как говорится, правила созданы для того, чтобы их нарушать…

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.03.2025 - 17:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация