"Я решил научиться продвигать артистов и зарабатывать на этом деньги" - Олег Чамин
- Расскажите, как создавался холдинг Ritzio.
- До знакомства с Олегом Бойко и Борисом Белоцерковским (соакционеры Ritzio) мы были небольшой московской сетью "Вулкан", в 2001 году у нас было 22 зала. В том же году на рынке появилась и стала активно развиваться компания "Джекпот". И тут нам поступило предложение объединиться в альянс с Олегом Бойко и Борисом Белоцерковским, которые развивали игорный бизнес в Латвии и на Украине. Мы приняли это предложение и продали им часть своей компании. Так в 2002 году был создан и стал активно развиваться холдинг Ritzio, в котором были консолидированы все активы акционеров, связанные с игорным ритейлом.
- Как происходила экспансия Ritzio в другие страны?
- Сначала были Латвия и Украина, затем Казахстан, Литва, Эстония, Румыния, Перу, Боливия, Мексика. В этом году мы начали работать в Белоруссии и Чехии. Вход в каждую страну индивидуален. Где-то мы создавали свои компании и начинали с нуля, где-то покупали действующих операторов и развивали их компании, параллельно приводя к стандартам Ritzio. В Перу и Боливии, например, мы купили местных операторов, а Мексику развиваем с нуля. Когда заходили в Эстонию, приобрели эстонскую компанию, у которой было одно казино; на базе него стали развивать игровые клубы. Сейчас игорные заведения под брендом City Casino есть не только в Эстонии, но и в Литве. В Латвии мы оставили бренд "Лабиринт", который принадлежал купленной нами компании. На Украине холдинг Ritzio представлен брендами "Метро-Джекпот" и "Кинг".
- Когда Ritzio покупал другие компании, становились ли их владельцы акционерами холдинга?
- Многие оставались акционерами своих компаний, в которых Ritzio покупал долю. Так было в Эстонии, правда, потом мы у партнера все выкупили. Так было и есть в некоторых других странах.
- Как вы видите в дальнейшем развитие игорного бизнеса в России? Рассматривает ли Ritzio выход в игорные зоны в Алтайском и Приморском краях, в Калининградской области и на границе Краснодарского края и Ростовской области, куда согласно закону о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр должны быть переведены до 1 июля 2009 года все игорные заведения?
- В ситуации, когда появляется регулирование предпринимательской деятельности, очень многое зависит от регулятора. Сейчас достаточно сложно предсказать развитие событий даже после 1 июля, поскольку отсутствует целый ряд документов, необходимых для реализации федерального закона. Создание зон в свою очередь требует громадных инвестиций в построение инженерной инфраструктуры. И эти инвестиции должно делать государство: в бюджетах регионов они не были запланированы. Поэтому создание зон в обозначенные сроки пока вызывает сомнения. Очень важна и экономическая составляющая. Многие пытаются сравнивать наши игровые зоны с американскими Лас-Вегасом и Атлантик-Сити, но там человек в среднем тратит на игру в десять раз больше, чем в России.
- Помимо игорного бизнеса владельцем или совладельцем каких компаний вы являетесь?
- Я основной владелец сети мультимедийных магазинов "Настроение", в которой миноритарный пакет принадлежит моим партнерам - гендиректору сети Евгению Кобзарю и Олегу Лобову, директору компании "Стиль рекордс", в которой мне также принадлежит более 50%. Еще я владею немногим менее 100% ИД C-Media, студии New One Production (снимает сейчас сиквел "Трех мушкетеров"), более половины акций студии "Доберман Pictures", которая заканчивает съемки своего первого сериала, и компании Why not Lili, которая занимается производством клипов и рекламных роликов.
- Что из этого было первым?
- Компания "Стиль рекордс" - ее создали в 2003 году. Несколько лет назад мне предложили раскрутить одну певицу, проект оказался неудачным, и его закрыли. Но на нем заработали все, кроме меня. После неудачи я решил организовать рекорд-компанию и научиться продвигать артистов так, чтобы зарабатывать на этом деньги.
- Чем компания занимается сейчас?
- "Стиль рекордс" занимается продюсированием музыкальных проектов и продвижением собственных артистов, таких как Сергей Лазарев, "Отпетые мошенники", "Шпильки", Мика Ньютон, VIP, Юля Берета и др. Причем некоторых из них компания продвигает и в других странах. Еще "Стиль рекордс" занимается выпуском носителей, цифровой дистрибуцией и т.д. В нее входит студия звукозаписи Status Music, а в прошлом году компания приобрела 70% компании "Сервис-партнер", которая занимается аудиодистрибуцией. Сейчас на базе "Сервис-партнер" открывается направление DVD-дистрибуции. В этом году мы выделили более 500 тыс. долл. на покупку прав.
- Наличие собственной рекорд-компании как-то повлияло на желание заняться мультимедийной розницей?
- Это был очередной шаг к созданию в дальнейшем большой группы компаний, в рамках которой замкнется весь цикл производства. Кроме того, продажа мультимедийных носителей - достаточно доходный бизнес, и когда в 2005 году я решил его создавать, был уверен, что рано или поздно число пиратов сократится и бизнес по продаже медианосителей станет еще более доходным.
- Поэтому осенью 2005 года "Настроение" выкупило часть магазинов сети "Манго"?
- Да. И у Евгения Кобзаря было четыре свои точки. Мы присоединили к ним магазины "Манго" и ребрендировали всю сеть в "Настроение".
- Сколько сейчас точек у "Настроения" и как вы видите развитие сети в ближайшее время?
- Сейчас у "Настроения" 75 магазинов в Москве и четыре в Петербурге. В Москве до конца года будет открыто еще минимум 45. В этом году в развитие сети будет вложено 10-11 млн долл. Пока мы нацелены на развитие в Москве и Петербурге, а через год пойдем в регионы. Сейчас мы в основном развиваем формат магазинов площадью до 500 кв. м, а также открываем точки в торговых центрах. Формат от 500 до 1000 кв. м пока не пошел, потому что ТЦ заламывают такие арендные ставки, что окупить магазин очень непросто.
- В регионы будете выходить самостоятельно или через покупку местных игроков?
- В каждом случае по-разному. Самостоятельно выходить в регионы тяжело, даже в Петербург мы вышли с партнерами, у которых сейчас доля в местных магазинах.
- У вас есть два вендинговых проекта: так называемые "хитоматы", в которых будут продаваться mp3-файлы, и автоматы, продающие CD, DVD-диски. Как развиваются оба проекта?
- Сейчас в Москве устанавливается 36 машин, продающих DVD-диски. Они будут расположены не в магазинах "Настроение", а в местах, где ежедневно проходит большой поток людей: кинотеатрах, офисных и торговых центрах. Через автоматы будут продаваться в основном новинки. В этом году компания "Уникум" поставит нам 1 тыс. таких автоматов и 1 тыс. "хитоматов" по продаже музыкальных файлов в формате mp3, которые мы также будем размещать в тех местах, где много молодежи.
- Раскройте финансовые показатели "Настроения". Как растет ваша сеть и рынок в целом?
- Пока говорить о финансовых показателях "Настроения" рано. Могу лишь сказать, что как быстро развивающаяся сеть по сравнению с 2005 годом в 2006-м мы выросли в 20 раз. В целом продажа лицензионной продукции в России растет очень быстро: если в 2005 году было продано свыше 21 млн лицензионных DVD, то в 2006-м - уже более 42 млн. Рост продаж связан с желанием людей смотреть качественную продукцию и с тем, что сети активно стали снижать цены. Средняя цена по нашей сети - около 300 руб. за диск.
- Будете ли вы консолидировать свои активы?
- Пока каждая компания развивается самостоятельно. К концу года ряд компаний будет объединен вокруг "Настроения" в управляющую компанию. Сейчас идет формирование команды.
- Вы планируете IPO "Настроения"?
- Через три года, думаю, сеть достигнет той капитализации, когда IPO можно будет провести.
- Пару лет назад вы приобрели три кинотеатра: "Байконур", "Варшава" и "Комсомолец". Что с ними стало?
- Пока они ремонтируются, в дальнейшем мы планируем сдавать их в аренду одному из крупных операторов. Мы уже вели переговоры с компанией "Каро Фильм", возможно, будем сотрудничать именно с ней.
- Когда вы решили заняться издательской деятельностью и почему?
- Все началось с журнала "Неон", который в начале прошлого года перешел от бывших владельцев к "Стиль рекордс". Сейчас мы проводим ребрендинг журнала, скоро он выйдет в новом формате. Помимо "Неона" C-Media издает журнал Ivan, уже запускаем по лицензии журнал Billboard, а в сентябре начнет выходить журнал "Папарацци". Думаю, направление издательского бизнеса окажется перспективным: из-за ограничения рекламного времени на телевидении и роста цен на телерекламу часть рекламодателей обязательно должна будет перейти в печатные СМИ.
- Сколько планируете инвестировать в издательский бизнес?
- С учетом "Папарацци" - порядка 7 млн долл. в этом году.
- Как вписывается ваш издательский бизнес в объединенную управляющую компанию?
- Органично, так как это всего лишь одно из медийных направлений, а все подразделения холдинга так или иначе связаны с медийным сектором рынка. Мы предполагаем значительную синергию между ними в процессе развития всего бизнеса.
Advertology.Ru
17.04.2007
Комментарии
Написать комментарий