Разница в рознице
"Фрайчазинговые сети неуправляемы, у них нет единой политики, единых стандартов компетентности персонала, нет сервиса, их доходность значительно ниже, чем у обычных сете - и все эти проблемы выявил этот год", - объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, делая неутешительный вывод: в следующем году франшиза как модель развития сотового ритейла должна неизбежно умереть. По его словам, франшиза в мобильной рознице изначально рассматривалась федеральными игроками как способ оценить бизнес региональных партнеров перед покупкой. "Теперь, когда производители телефонов открыли собственные склады, потребность в оптовом импортере отпала, и региональные сети могут делать закупки сами", - резюмирует Муртазин.
К выводам аналитика сами розничные сети отнеслись с долей скепсиса. "Франшиза в сотовой рознице была задумана отнюдь не для последующего выкупа магазинов, - возражает руководитель службы по связям с общественностью ГК Dixis Татьяна Москалева, - Это был устойчивый оптовый канал, поэтому франчайзи-партнеры есть только у компаний, занимающихся оптовой торговлей. Вот в чистом виде, без собственной розницы, франчайзинг точно бесперспективен. "Цифроград" это понял и стал выкупать бизнес партнеров, если те по каким-то причинам решили выйти из бизнеса. Мы начали такую кампанию значительно раньше".
Впрочем, по мнению Москалевой, франчайзи не умрут окончательно: сильные региональные игроки станут партнерами федеральных сетей. С ней соглашается директор по PR "Связного" Елена Ноготкова: "Федеральным сетям сложно организовывать логистику и продажи в сильно удаленных и маленьких городах. Однако при малой доле франчайзинговых партнеров относительные расходы на их содержание и контроль будут расти и к 2008-2009 году, вполне возможно, данная схема действительно исчезнет", - считает она.
"Франшиза в тех проектах, где собственный розничный бизнес развивается параллельно с франчайзинговым, должна уйти в прошлое: такая модель расставляет слишком очевидные приоритеты в поставках, - считает управляющий партнер ГК Divizion Павел Караулов. – Но модель чистого франчайзинга, как в случае с McDonalds и Divizion никуда не исчезнет". По его словам, в следующем году Divizion не только не планирует закрываться, но и утроить количество магазинов в сети, увеличив присутствие на рынке до 10-15%.
С выводами конкурента не соглашаются в "Цифрограде", чья франчайзинговая сеть развивается параллельно с собственной розницей. "Сейчас соотношение собственных магазинов и открытых по франшизе составляет приблизительно 30% и 70%, и именно в такой пропорции мы планируем развивать сеть в следующем году, - уверяет руководитель пресс-службы "Цифрограда" Иван Белозеров".
Не намерены увеличивать свою франчайзинговую сеть ни в "Беталинке". "В нашей сети 43 салона работают по франшизе, и увеличивать их количество мы не планируем, напротив, мы стремимся консолидировать все точки в собственную сеть, - рассказывает генеральный директор "Беталинка" Андрей Бородаев.
РБК
20.12.2006
Комментарии
Написать комментарий