Новости

Реклама: двигатель торговли или опиум для народа?

Нынешнее "осеннее обострение" отношений между законодателями и рекламистами возвращает нас к давнему спору: быть или не быть рекламе алкогольной и табачной продукции? История спора уходит своими корнями в 1996 год, когда была принята первая редакция Закона "О рекламе". Тогда лоббистам от алкогольной и табачной индустрии и поддерживающим их представителям рекламной отрасли не удалось одержать победу над народными депутатами.
Под предлогом борьбы за здоровье нации в закон было внесено положение о полном запрете рекламы алкоголя и табака. И лишь после президентского вето появилась известная всем редакция, где запрет касался лишь радио и телевидения.

Аргументы сторонников и противников запрета рекламы вредного зелья известны. И если бы речь шла о действительно государственническом подходе к решению проблемы, то бурных дебатов, периодически разгорающихся на протяжении вот уже десяти лет, скорее всего, не было бы. Понятно, что неумеренное потребление алкоголя и табака вредит здоровью. Но понятно также, что существование целых отраслей, в первую очередь - средств массовой информации, связано с рекламой упомянутых товаров. Специалисты утверждают, что до 20% рекламы в СМИ поступает именно от производителей алкоголя и табака. Это при том, что, по оценкам тех же специалистов, общий объем, например, телевизионного рекламного рынка превышает 350 млн долларов в год.

Приведенные цифры, - а, более того, динамика их увеличения и сравнение с аналогичными показателями развитых стран, - затрудняют восприятие производителями и рекламистами аргументов противоположной стороны. А законодатели очень часто впадают в популистский раж, стремясь "во имя грядущих поколений" запретить все и сразу.

Вообще, тема зависимости качества законов от стремления народных депутатов понравиться избирателям еще ждет своего исследователя. Что касается рассматриваемой сегодня проблемы, то можно сказать одно: в числе тем, эксплуатирующихся популистами, нет более благодатных, чем борьба с порнографией, насилием, жестокостью и с рекламой алкоголя и табака.

Обобщенный образ объекта борьбы народного депутата в неустанной битве за здоровье нации можно описать следующим образом: пьяная неодетая женщина с сигаретой в зубах.

Но парадокс происходящего в жизни народных избранников состоит в том, что популистские заявления с течением времени превращаются в законодательные акты, подлежащие безусловному исполнению. Так произошло с Законом "О защите общественной морали", проект которого внес народный депутат Л. Черновецкий. Большинство не решилось проголосовать против святого дела борьбы с безнравственностью. Вот и живет этот закон, полный несообразностей и откровенного популизма, что делает его практически невыполнимым. Леонид Черновецкий отметился и на ниве борьбы с алкоголем и табакокурением. В 2003 году при принятии очередной версии Закона "О рекламе" он вносил поправку, предполагающую полный запрет рекламы табака и алкоголя. Тогда эта поправка не прошла, а потом и сам г-н Черновецкий сменил объект должностной любви на более локальный - к гражданам, опрометчиво поселившимся в столице нашей страны.

В нынешней дискуссии "ястребами" от законодателей выступают народные депутаты Б. Беспалый и Н. Томенко. Их оппоненты, соглашаясь с необходимостью запрета, предлагают растянуть этот процесс во времени - на 3-5 лет. Тем более что Украина в марте этого года присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. И обязалась в течение пяти лет внести соответствующие изменения в законодательство.

Т.е. рано или поздно, но реклама табака и алкоголя будет прекращена. Но проблему это вряд ли решит. Вернее, одно это - не решит. При подготовке материала автор разговаривала и со сторонниками запрета, и с представителями противоположного лагеря. Аргументы "за" и "против" иллюстрировались огромным количеством примеров. Вот два из них, наиболее характерные: на вопрос двум школьникам, пьющим пиво на улице: "а не рано вам?" последовал ответ: "мы хотим быть, как Кличко". И второй: возле школы стоит табачный киоск (что противозаконно), в котором продаются сигареты поштучно (что тоже является нарушением закона). Все попытки пожаловаться и прекратить безобразие успеха не имели. Оба примера дополняют друг друга и говорят об одном: борьба за здоровье нации требует системности и комплексности. Другими словами: бороться за запрет рекламы алкоголя и табака нужно. Но при этом следует помнить, что "свято место" пусто не бывает, и лакуна легко может быть заполнена непрямой (и тем более эффективной) рекламой и прочими видами "джинсовой" пропаганды, отнюдь не способствующей оздоровлению нации. А самое важное: отсутствие контроля за соблюдением уже принятых законов превращает бурные дискуссии в кулуарах Верховной Рады в пустое сотрясение воздуха.

Татьяна Довженко
grani.kiev.ua

20.11.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.02.2025 - 14:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация