Статьи

Продай или умри

Еще год назад специалисты, оценивая будущее домовых сетей в Москве, высказывались однозначно: перспектив у этой бизнес-модели на рынке широкополосного доступа в Интернет нет. Сейчас ответ на этот вопрос уже не столь категоричен благодаря появлению холдинга NetByNet – единственного игрока, который скупает локальные домовые сети в столице.

Столичный рынок широкополосного доступа за десять лет пережил несколько этапов развития. До 2000 года домовые сети, использующие технологию Ethernet, конкурировали с любительскими сетями. Последние, как правило, подключали клиентов без каких-либо разрешительных документов. Рынок был практически полностью нелегальным, конкуренции между любительскими сетями не наблюдалось, а цены на доступ в Интернет были на порядок выше нынешних. Стоимость широкополосного подключения составляла несколько сотен долларов, а абонентская плата – более $50.

Московский связной

С 2002 года начался новый этап: компании занялись построением сетей районного масштаба уже на легальной основе. Третий и, пожалуй, самый важный период можно отсчитывать с сентября 2004 года, с появлением на рынке широкополосного доступа первого массового продукта "Стрим" от "МТУ-Интел" – безлимитного доступа в Интернет за $24 в месяц. "Стрим" спровоцировал начало ценовых войн между провайдерами и стремительное снижение тарифов на услугу широкополосного доступа в Интернет до сегодняшних $20 – 30 в месяц. Чтобы выжить под натиском "МТУ-Интел", провайдерам домовых сетей пришлось снизить абонентскую плату до тех же $24, введя безлимитные тарифы. Кроме того, большинство из них были вынуждены отказаться от платы за подключение. Рынок также пережил войну технологий: домовые сети Ethernet ответили на появление услуги ADSL-доступа "Стрим" повышением скорости передачи данных и увеличением "ширины" канала.

Современный этап развития рынка продолжается с начала 2006 года, когда сети широкополосного доступа достигли общегородского масштаба. Летом, по данным аналитической компании J’Son and Partners, в Москве насчитывалось порядка 800 000 абонентов широкополосного доступа. По прогнозу компании, к концу 2006 года их число превысит миллион, что должно принести провайдерам $195 млн, то есть на $66 млн больше, чем в прошлом году.

Сейчас рынок широкополосного доступа развивается на основе трех технологий: Ethernet, АDSL и DOCSIS. Сети на базе Ethernet традиционно развивали домовые провайдеры. На ее основе строит сеть и "Корбина Телеком". АDSL-технология – прерогатива "МТУ-Интел", которая контролирует 37% рынка широкополосного доступа в Интернет. Проблем с подключением пользователей через телефонный кабель у компании не возникает, ведь МГТС, так же, как и "МТУ-Интел", контролируются АФК "Система".

"Комкор-ТВ" продвигает на рынке технологию доступа в Интернет DOCSIS. Для компании, развивающей цифровое телевидение, это органичный выбор, поскольку разрабатывалась технология для передачи данных в кабельных сетях. "Комкор-ТВ" ("Акадо"), "Центральный телеграф" (Qverty) и "Корбина Телеком", занимающие вместе 17% рынка, определились с приоритетами, вложив десятки миллионов долларов в развитие сетей общегородского масштаба. В планах этих компаний к 2008 году осуществить подключение всех зданий в городе к своим сетям. Что приведет к насыщению рынка широкополосного доступа в Москве и создаст почву для конкуренции сервисов общегородских провайдеров.

Под натиском крупных игроков домовым сетям остается либо отказываться от развития, фактически заморозив бизнес, либо объединяться. Сейчас эти сети обслуживают от нескольких сотен до 20 000 пользователей, их суммарная доля рынка сравнима с долей "МТУ-Интел" – 37%. Вопрос, кому удастся привлечь 400 000 потенциальных абонентов локальных сетей в случае их закрытия, волнует всех операторов.

Скованные одной сетью

Объединение территориальных сетей – задача очень непростая. Каждая из них развивалась на своем оборудовании, предлагая собственные сервисы. Приведение к общему знаменателю инфраструктуры сетей, систем биллинга, поддержки клиентов зачастую превращается для сливающихся компаний в неразрешимую проблему. Поскольку многие локальные сети работали нелегально, перед их новыми владельцами встанет проблема юридической легализации. "На настоящем этапе развития рынка широкополосного доступа покупка домовых сетей – это стратегия, характерная для компаний, не занимающих значительной доли рынка и не имеющих развитой сети. Эти провайдеры понимают, что, пока они строят собственную сеть и выходят в новые районы, крупные операторы в этих районах подключают абонентов уже сейчас, – говорит Алексей Фокин, и.о. коммерческого директора "МТУ-Интел". – Возможности пополнения абонентской базы для новых операторов во многих районах Москвы уже исчерпаны, поскольку там присутствуют "Стрим", другие крупные провайдеры, а также домовые сети".

"Я утверждаю, что большие компании выдавливают с рынка домовые сети. Но при появлении крупного игрока в каком-нибудь районе, где работает несколько домовых сетей, они все равно не смогут заставить всех местных игроков сразу свернуть бизнес. Да, компании, имеющие устаревшую технологию и слабый маркетинг, умрут. Но не все домовые сети настолько слабы. Когда мы приходим в новый район, в каждом из них есть как минимум одна-две крепкие сети, которые могут дать достойный отпор тому же "Стриму", "Корбине", "Акадо" или "Центелу". Поскольку бизнес в этих условиях требует больше вложений, чем дает прибыли, у таких сетей есть выбор: умереть через несколько лет или продаться сейчас. Мы даем им шанс продаться по реальной цене", – возражает генеральный директор "NetByNet Холдинга" Вадим Курин.

Аналитик J&P Борис Овчинников соглашается, что так просто с этого рынка домовые сети не уйдут. "Владельцы большинства домовых сетей отнюдь не горят желанием их продать. Для них это уже не только бизнес, но и своего рода сетевое комьюнити, образ жизни, если хотите. Такие компании держатся на преданных клиентах, которые привыкли общаться именно в данной сети. Кроме того, локальные сети традиционно предоставляют клиентам дешевый внутренний контент", – отмечает Овчинников.

Клубок проводов

"NetByNet Холдинг" – показательный пример выживания домовых сетей в изменившихся условиях игры на рынке широкополосного доступа. Компания ведет свою историю с 1999 года. Тогда один из основателей NetByNet Александр Милицкий запустил провайдерский проект ООО "ТОР Инфо". Его учредителем стала группа частных лиц, вложившая в проект $103 000. Компания "ТОР Инфо" сделала тогда ставку на широкополосный доступ по технологии Ethernet. К тому моменту на рынке присутствовали лишь немногочисленные любительские сети, действующие в основном нелегально.

По словам Александра Милицкого, его компания первой в России стала использовать для прокладки магистралей между домами оптоволоконный кабель. Передача сигнала по коаксиальному кабелю, который широко использовался в конце 1990-х, была ненадежна.

Компания приобретала доли в любительских домашних сетях. Работавшим без лицензий и разрешений она помогала выйти "из тени". Вместе с фирмой "Консул информационные системы", учредителями которой выступили частные лица, все эти активы вошли в группу компаний NetByNet. В результате сложился достаточно запутанный в юридическом смысле конгломерат сетей. Некоторые из них частично принадлежали владельцам NetByNet, остальные имели своих собственников. Активы, входившие в группу, были самостоятельны, но действовали под единым брендом NetByNet.

Они сообща закупали магистральный интернет-трафик, пользовались единым биллингом, выпускали единые пластиковые карты оплаты. При этом некоторые сети, входившие в структуру, согласовали друг с другом тарифную политику. Но были и такие, которые оказывали услуги по своим тарифам. К моменту наибольшего развития группа компаний NetByNet включала в себя до полутора десятков сетей различного масштаба, обслуживавших свыше 25 000 абонентов широкополосного доступа в Интернет и IP-телефонии в районах – Орехово-Борисово, Марьино, Коньково, Рязанский, Измайлово, Перово, Гольяново, Сокольники, Черкизово, метро "Семеновская".

"Год назад, после того как на рынке активизировались "МТУ-Интел", "Комкор-ТВ", "Центел" и "Корбина Телеком", заявившие о построении сетей общегородского масштаба, руководство компаний, входивших в группу, приняло решение о поиске и привлечении серьезных инвестиций", – рассказывает Александр Милицкий. В качестве инвестора выступил фонд Fairlie Investments, зарегистрированный на Виргинских Британских островах. Инвестор уже вложил $10 млн в основную часть активов, входивших в группу NetByNet, в первую очередь операторские компании "Консул", "Меридиан" и "Квадра".

ООО "ТОР Инфо" к тому времени уже прекратило существование. О завершении этой сделки и создании единой компании "NetByNet Холдинг" было официально объявлено в начале июля 2006 года. Генеральным директором компании был назначен Вадим Курин, представлявший интересы инвестора, имя которого он не открывает. "Считайте, что инвестор я", – заявил он. По словам Курина, у холдинга появится также российский соинвестор, который вложит еще $25 млн в развитие NetByNet. Его доля в компании составит около 30%. У Fairlie останется около 45%, а 25% станут владеть частные лица, бывшие владельцы активов, вошедших в холдинг.

В настоящее время в шести районах столицы уже ведется строительство сети, а в восьми проводятся проектно-изыскательские работы. К концу 2006 года "NetByNet Холдинг" рассчитывает увеличить количество подключений более чем вдвое – до 50 000 – 60 000 квартир. И прежде всего за счет новых активов. В числе приобретений холдинга – оператор "Энитэк" (торговая марка GloboNet) и территориальная сеть Cyberflight. Две сети с 3500 абонентов обошлись NetByNet, по оценкам экспертов, в сумму до $1 млн. Показательно, что Cyberflight – типичный образчик серой домовой сети. И в этом случае речь шла не о приобретении юрлица, а лишь о покупке оборудования и абонентской базы провайдера. За последний актив – сеть "Реалнет" с 3500 пользователей в Академическом, Новых Черемушках, Марьине, Люблине – NetByNet выплатила более $1 млн.

"В Москве 90% процентов сетей было куплено нами ради приобретения абонентских баз. При этом мы активно строим собственные сети", – признается Вадим Курин. "Стратегия интеграции зависимых районных провайдеров для NetByNet оправданна, – констатирует аналитик J’Son and Partners Борис Овчинников. – Это позволит компании сравняться с такими московскими домашними сетями, как EXE, "Миг" и "Старнет". Но в реальную конкуренцию NetByNet с ведущей четверкой Овчинников не верит. По его оценкам, компания занимает на рынке не более 2%. В NetByNet с такой постановкой вопроса не согласны, настаивая, что оценки аналитика занижены.

Шансов Net

Крупные игроки пока не видят в NetByNet серьезного конкурента. "Значительная часть домашних сетей не сертифицирована Россвязьназдором, а некоторые даже не имеют лицензии. Поэтому покупка домовых сетей – затратное и бессмысленное мероприятие. Никто не гарантирует, что бывшие владельцы купленной вами сети не построят новую сеть в тех же домах и не составят конкуренцию вам – крупному оператору, не признающему пиратского контента и работающему легально", – утверждает и.о. коммерческого директора "МТУ-Интел" Алексей Фокин.

"Стратегия холдинга – это стратегия финансового мешка, когда компания платит за абонента по $300 – 400. При этом NetByNet покупает игроков второго эшелона. Крупные компании на таком быстрорастущем рынке (рост 60%) не продаются", – вторит ему коммерческий директор "Aкадо" ("Комкор-ТВ") Сергей Бешев. После смены биллинга и остальной инфраструктуры, отмечает Бешев, затраты на одного абонента возрастают до $600. "Вот накупили хороших сетей и сразу стали крупным игроком. Стратегия эта годится для компании, которая за год хочет нарастить активы, а потом продаться инвестору. Она слабо связана с развитием широкополосного рынка", – резюмирует он. "Акадо" инвестирует в строительство сети, по словам Бешева, порядка $3 – 4 млн в месяц, а весь проект оценивается в $50 млн. В планах компании подключить к концу 2007 года 200 000 абонентов.

"Мы никогда не платили за одного абонента больше $150, – парирует Курин. – Для того чтобы продать проект, одного года недостаточно. Любой инвестпроект имеет свой treck records, иначе говоря, время существования, которое измеряется годами. А NetByNet – именно такой проект".

Старший вице-президент компании "Корбина Телеком" Александр Малис соглашается, что приобретение домовых сетей иногда оправданно, поскольку в этом случае компания избегает административных проблем с регулирующими органами и местными властями. Но минусов, по его словам, в такой стратегии куда больше.

"Мы перестали покупать домовые сети довольно давно. Фактически их пришлось перестраивать заново. Например, в Северо-Восточном округе мы купили провайдера, но адаптация его сети нам обошлась раза в три дороже, чем строительство с нуля", – утверждает Малис. У компании, по его словам, лишь 5000 клиентов, привлеченных в результате покупки локальных сетей. В этом случае затраты на одного абонента выливаются в $150 – 170. Сейчас у "Корбины", как считают эксперты, порядка 90 000 абонентов. И планы компании не менее амбициозны – довести к 2008 году абонентскую базу в Москве до 250 000 – 300 000 пользователей, потратив на полное покрытие столицы те же $50 млн.

Первый заместитель гендиректора "Центрального телеграфа" Константин Кравченко сообщил "Ко", что компания строит только собственные сети в Москве и Подмосковье. Сейчас в столице у "Центела" 65 000 пользователей широкополосного доступа. От практики приобретения чужих сетей компания отказалась, опять же по причине проблем, возникающих при адаптации систем биллинга, учета ресурсов и менеджмента.

"Пока сеть будет адаптироваться, можно потерять клиентов", – подытожил Кравченко. По его мнению, гораздо более перспективна модель, когда крупный оператор предлагает партнерам свою платформу и систему организации бизнеса. "Мы скоро будем готовы предложить партнерам свою франчайзинговую модель", – уверяет Кравченко.

У монополиста рынка "МТУ-Интел" необходимости в приобретении домовых сетей для пополнения абонентской базы нет. Компания работает в партнерстве с МГТС и может подключать абонентов в любом районе города. "Кроме того, мы находимся на этапе органического роста, то есть развиваемся за счет новых абонентов. По нашим оценкам, именно они в ближайшее время могут обеспечить до 40 – 50% роста абонентской базы", – резюмирует Фокин.

Своего скепсиса по поводу будущего NetByNet конкуренты не скрывают. Курин же оптимистичен: "Мы вышли на рынок позже основных конкурентов. Поэтому инвестируем в строительство новых сетей, как минимум, втрое больше, чем в покупку активов". Помимо средств, затраченных на приобретение "Консула", "Меридиана" и "Квадры", на покупку сетей ушло $3 млн и около $5 млн на строительство. По плану в ближайшие два года на развитие сети будет  потрачено $10 млн, а на приобретения – $20 млн.

Похоже, что стратегия холдинга рождает главную интригу на рынке широкополосного доступа на ближайшую перспективу. Удастся ли компании потеснить ведущую четверку игроков, выяснится через год.

Павел Мороз
Компания

01.11.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.11.2024 - 05:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация