Интервью

"Наступает интересное время" - Вадим Музяев

Крупнейшему игроку на российском рынке фармацевтики группе компаний "Протек" неинтересно продавать просто лекарства. Будущее аптек за торговлей "товарами для красоты и здоровья", убежден президент "Протека" Вадим Музяев.

"Чем лучше живет человек, тем больше тратит на лекарства"

"Секрет фирмы": На днях аптечная сеть "Ригла", входящая в холдинг "Протек", объявила о ребрэндинге. Какие грядут изменения?
Вадим Музяев:
Изменится фирменный стиль компании – он станет более ярким и насыщенным. $15 млн будет потрачено на переоборудование существующих аптек, униформу для сотрудников сети, дисконтные программы и ряд специальных мероприятий. Над созданием нового стиля сети работало британское агентство Identica – то самое, которое разработало современный имидж "Аэрофлота".

СФ: Совсем недавно ребрэндинг провели ваши конкуренты. Natur Produkt поменял название на "Здоровые люди", аптеки "Старый Лекарь" обновили стиль торговых точек. Почему все вдруг озаботились своим имиджем?
ВМ:
Могу говорить только о наших мотивах. До недавнего времени аптека прочно ассоциировалась с больницей или поликлиникой, куда человек придет лишь в случае острой необходимости. И это восприятие мы хотим изменить. Сейчас стоит задача привлечь в аптеки людей, у которых нет особых проблем со здоровьем. В сети "Ригла" лишь 40–50% ассортимента составляют собственно лекарства, все остальное – биоактивные добавки, витамины, шампуни, косметика и многое другое. Все можно потрогать руками: новые магазины открываются только в формате фармамаркета.

Обеспеченные люди хотят жить до 90 лет, при первой же болячке бегут в больницу. Среди таких клиентов популярной становится профилактика. Обеспеченному мужчине, у которого в 50 лет появляется ребенок, здоровье необходимо. О женщинах и говорить нечего – с появлением дополнительных денег сразу возникает потребность в лечебной косметике, средствах по уходу за телом и т. д. Здоровье, конечно, не купишь, но чем лучше живет человек, тем больше тратит на лекарства и парафармацевтику.

СФ: По статистике, россияне по-прежнему не готовы много платить за свое здоровье. Среднедушевое потребление лекарств в прошлом году у нас едва превысило $50, в США этот показатель – $700.
ВМ:
А в 2000 году россияне потребляли лекарств на $22, так что налицо рост более чем в два раза за шесть лет. Опять же эта цифра сильно отличается в зависимости от региона. В Москве потребление лекарств уже сейчас на уровне Восточной Европы (около $150 в год), а где-нибудь в глубинке и $10 нет.

ДОСЬЕ
Вадим Музяев родился в 1958 году. Окончил Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева по специальности "промышленное и гражданское строительство". С 1982 по 1993 год работал в строительных организациях. Однако в 1993-м переключился на фармацевтику и начал работать в Центре внедрения "Протек". В 2002 году занял должность президента группы компаний "Протек". Женат, имеет двоих детей.


СФ: А что выгоднее продавать – лекарства или парафармацевтику?
ВМ:
В России действует нормативный документ, предусматривающий список жизненно важных препаратов, который формируют как федеральные, так и региональные власти. Всего в него входят в зависимости от региона 1,5–2 тыс. наименований. По этому списку наценка розничной сети ограничена 15–25% в европейской части страны, а на Дальнем Востоке – до 40%. Естественно, в подобной ситуации доходность торговли парафармацевтикой гораздо выше.

СФ: Это значит, что с аспирина ваши аптеки будут переключаться на мыло и зубную пасту?
ВМ:
Нельзя отделять одно от другого. Розничная сеть не просто продает товары, а удовлетворяет потребности клиентов. Придя в аптеку за аспирином, покупатель может вспомнить о том, что ему нужно купить также витамины, шампунь, зубную пасту – до 60% покупок в рознице совершается спонтанно. И если сегодня в аптеке внимание покупателя к товарам "не первой необходимости" стараются привлечь маркетинговыми приемами (мерчендайзингом, скидками, акциями), то в ближайшем будущем люди будут специально приходить за парафармацевтикой в аптечные сети.

ДОСЬЕ
Компания "Протек" была создана в 1990 году. Изначально она занималась дистрибуцией лекарственных препаратов. На сегодня Центр внедрения "Протек" – крупнейший в России дистрибутор лекарств с оборотом около $2 млрд. Также в состав холдинга входят два производственных предприятия – ЗАО "Сотекс" и ООО "Протек-СВМ". Они специализируются на производстве брэнд-дженериков по лицензиям западных компаний. Есть в холдинге и розничное подразделение – аптечная сеть "Ригла", которая по итогам первого полугодия 2006 года насчитывает 415 аптек. В группу компаний также входят ЗАО "Спарго технологии", разрабатывающее специализированное программное обеспечение для фармацевтических дистрибуторов и аптечных учреждений, и ООО "Промофарм", занимающееся продвижением и маркетингом препаратов. "Протек" имеет собственный таможенный склад "Транссервис", оказывающий услуги по таможенно-складской обработке фармацевтической продукции.

"Понятие „дистрибутор" изживает себя"

СФ: Сейчас "Ригла" по оборотам на втором месте после сети "36,6". Такая позиция вас устраивает?
ВМ:
Через три-четыре года мы рассчитываем стать лидерами на розничном рынке.

СФ: Каким образом?
ВМ:
Во-первых, мы продолжим активно открывать аптеки площадью 100 кв. м в центральных местах. В ритейле месторасположение определяет все. Сейчас аптеки "36,6" расположены более выгодно – они работают давно и успели занять интересные площадки.

Во-вторых, запланирована масштабная региональная экспансия – аптеки "Ригла" будут открыты в городах с населением от 500 тыс. человек. Это позволит нам стать национальной сетью, по масштабам сопоставимой с "Пятерочкой", "Эльдорадо" и т. д. Стратегическая цель – в 2009 году достичь объема продаж $1 млрд и занять около 10% рынка.

СФ: Но вместо инвестиций в розницу не лучше ли расширять дистрибуцию, приносящую основную прибыль?
ВМ:
Действительно, оптовое звено – это локомотив нашего бизнеса. Оборот Центра внедрения "Протек" в прошлом году превысил $1,8 млрд. Показатели розницы скромнее – $107 млн, а у производства – $40 млн. Дело в том, что в оптовой торговле мы практически достигли предела интенсивного развития. Тенденции рынка требуют идти по пути диверсификации, инвестировать в новые сегменты фармбизнеса. В ближайшее время расклад сил в отрасли будет меняться, аптечные сети начнут играть роль законодателей мод.

СФ: А что ограничивает возможности развития оптового направления?
ВМ:
На любого дистрибутора давят, с одной стороны, производители, которые хотят поднять цены на свою продукцию, с другой – сети, которые настаивают на понижении стоимости закупок и хотят поднять наценку. Причем в отличие от многих других рынков позиции производителей в фармацевтике очень сильны. Это гигантские предприятия, некоторые из которых входят в двадцатку крупнейших заводов мира. Оборот лидеров достигает $30 млрд. Они производят оригинальные препараты и нередко занимают монопольное положение на рынке.

Сети тоже стремительно растут и требуют новых скидок. Если посмотреть на европейский и американский опыт, то там рентабельность бизнеса дистрибуторов приблизилась к 1%. Жить на эти деньги можно, развиваться – вряд ли. Сегодня само понятие "дистрибутор" на мировом рынке фармпрепаратов изживает себя. Дистрибуторские компании превращаются в логистических операторов. Что это значит? Производитель поставляет лекарства и сообщает, куда их отвезти. Компания-оператор получает фиксированный процент и не имеет никаких возможностей для маневра.

СФ: Что позволяет "Протеку" оставаться полноценным дистрибутором?
ВМ:
"Протек" имеет широчайшую на отечественном фармацевтическом рынке региональную сеть, которая работает в 86 регионах. Для производителя открывать представительства в регионах, к тому же без знания российской специфики и менталитета наших врачей достаточно проблематично. Поэтому у нас даже крупным западным фармацевтическим компаниям необходима поддержка российского игрока с широкой филиальной сетью.

Кроме этого, в рамках группы мы можем предложить партнерам полный комплекс услуг от совместного производства до продвижения товаров. Таким образом, "Протек" позволяет партнерам сконцентрироваться на их основном бизнесе и не распылять силы.

СФ: Недавно британская Alliance Boots купила дистрибуторскую компанию "Аптека-Холдинг". Вы рассматриваете возможность развития компании через альянс с иностранцами?
ВМ:
Сейчас заметно, что практически все крупнейшие европейские фармацевтические компании начинают приглядываться к российскому рынку. Допускаю, что вслед за дистрибутором (компанией "Аптека-Холдинг".– СФ) Alliance Boots может купить и розничную сеть. Наступает интересное время, когда на нашем рынке возможны любые крупные M&A-сделки. Но "Протек" не рассматривает варианты слияния с западным бизнесом. Финансовых ресурсов у нас достаточно, чтобы развивать все направления. Но не исключаю, что мы можем посмотреть в сторону стратегических партнеров в будущем.

РЫНОК
Российский фармацевтический рынок быстро растет. По данным DSM Group, в 2004 году оборот аптек составил $6,5 млрд, в 2005 году – около $9 млрд, а к 2010 году, по прогнозам, превысит $16 млрд. При этом активнее прочих развиваются крупнейшие аптечные сети: за 2005 год их оборот вырос на 59%, количество точек – на 44%. При этом аптечный рынок еще довольно сильно фрагментирован: 35% занимают небольшие сети, куда входит всего несколько аптек, а 20% приходится на единичные точки. По-прежнему сильны позиции государства, которое контролирует около 27% рынка. И лишь 18% сейчас занимают крупные сети. Однако, по прогнозам DSM Group, уже к 2010 году они увеличат свою долю до 60%, а государственные аптеки и вовсе отомрут.
Крупнейший игрок на розничном рынке – сеть "36,6", число розничных точек которой в 2005 году достигло 512 (оборот – $200 млн). Сеть "Ригла" на втором месте с 360 аптеками и оборотом $107 млн. Замыкает тройку лидеров "Доктор Столетов" с 295 аптеками и оборотом $59 млн.

"Телевизор – это тоже дженерик"

СФ: "Протек" разрабатывает оригинальные лекарственные препараты?
ВМ:
К сожалению, нет. Сейчас мы в основном производим лекарственные средства совместно с западными партнерами на основе лицензионных соглашений.

70% российского фармацевтического рынка – это импортные лекарства. Российские производители в основном изготовляют дженерики (препараты с истекшим сроком патентной защиты) и препараты по западным лицензиям. Такая ситуация сложилась еще в советские времена. Между соцстранами были распределены функции. В России разрабатывали сырье для лекарств – субстанцию, а все основные производства располагались в странах содружества – Венгрии, Польше, Югославии и др. В результате после развала СССР в России остались заводы, которые не могут противостоять европейским конкурентам. Говорить о том, что мы сегодня сотворим чудо и начнем производить оригинальные лекарства, нельзя. Чтобы разработать новый препарат, нужно как минимум несколько сотен миллионов долларов.

Справедливости ради стоит сказать, что в России на сегодняшний день налажено производство оригинальных препаратов на основе биотехнологий, в которых мы традиционно сильны.

СФ: Как в таком случае можно определить стратегические цели вашего производства?
ВМ:
На данный момент основная задача компании – привлечь к партнерству иностранных производителей. Сейчас интерес иностранцев к лицензионному производству в России во многом обусловлен программой ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения.– СФ). Правительство проводит политику поддержки отечественных производителей, чтобы в программе ДЛО участвовали преимущественно те лекарства, которые произведены на территории России.

СФ: Получается, что российские производители обречены изготовлять дженерики и работать по лицензиям?
ВМ:
Ничего страшного в дженериках нет. Телевизор, например, по своей сути тоже дженерик – это же не оригинальное изобретение. Более того, год от года качество дженериков растет, они модернизируются. Поэтому в сфере общих заболеваний сейчас преобладают дженерики, оригинальные препараты используются в основном для лечения серьезных и, к счастью, не столь распространенных болезней. И все-таки перспективы отечественных производителей я оцениваю оптимистично – со временем они смогут "нарастить мышцы" и разработать оригинальные лекарства.

Николай Гришин
Секрет фирмы

11.09.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 03:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация