Новости

Латвия объявила войну "Кока-Коле"

Вчера правительство Латвии одобрило правила, которые запрещают с 1 ноября предпринимателям торговать в школах "вредной пищей". К таковой, согласно документу, власти относят безалкогольные напитки с красителями, чипсы, конфеты и цветные жевательные резинки. Торговцам в данном случае нанесен скорее моральный, нежели серьезный материальный ущерб. Однако работающие в стране транснациональные корпорации негодуют. К примеру, за интересы Coca-Cola в Латвии вступилась даже бывшая госсекретарь США Мадлен ОЛБРАЙТ.

В новом учебном году подарки получат не только первоклассники и учителя, но и бизнесмены, торгующие продуктами питания. Дело в том, что вчера Кабинет министров одобрил новые правила, которые запрещают торговлю вредной пищей в латвийских школах и детских садах. Данный нормативный акт вступит в силу 1 ноября текущего года. В результате его действия из школьных буфетов исчезнут лимонады, чипсы, конфеты и жвачки.

Конкретно запреты распространяются на напитки с содержанием подсластителей, красителей, консервантов, аминокислот и кофеина. К их числу относятся лимонады, квас и энергетические напитки. Также в школах будет запрещено распространение конфет, карамелек и драже. Возбраняется торговать и теми продуктами питания, которые содержат 1,25 или более граммов соли на 100 граммов продукта. То есть чипсами, солеными орешками и солеными закусками.

Очевидно, данная норма ударит по карману бизнесменов, которые поставляют свою продукцию в буфеты латвийских школ. Надо учитывать тот факт, что этот рынок сбыта не является стратегически важным для крупных поставщиков, но все же это постоянный и стабильный источник дохода. В первую очередь при этом пострадают даже не латвийские компании, а транснациональные корпорации, имеющие представительства в нашем государстве.

Большие животы Европы

Власти объясняют свою инициативу мерами по борьбе с ожирением населения. Сейчас более 200 млн. взрослых в ЕС страдают избыточным весом. И, что особенно пугает, стремительно растет количество тучных детей. В год оно увеличивается примерно на 400 тысяч. А лишний вес - это не только милые, округлые формы тела. Но еще и повышенный риск болезней сердечно-сосудистой системы, гипертонии и дыхательной системы. По данным Еврокомиссии, на лечение последствий ожирения уходит около 8% расходов европейских стран на здравоохранение.

Так что проблема есть. Причем серьезная. Вот только власти европейских стран борются с ней немного другими методами, нежели их латвийские коллеги. Они сконцентрировались на ограничении рекламы для детей, которая пропагандирует продукты с повышенным содержанием подсластителей, соли, консервантов, аминокислот. В свою очередь, выделяются средства на продвижение физической активности и употребление полезной для здоровья пищи.

Проще запретить!

В Латвии же дела обстоят иначе. Правительство нашего государства решило справляться с бедой посредством репрессий. Вот только, по мнению независимых экспертов и бизнесменов, предложенный Министерством здравоохранения запрет на продажу вредных продуктов в буфетах школ и детских садов не принесет положительных результатов, а лишь снизит доходы некоторых производителей продуктов питания.

Так, например, компания UAB Wrigley Baltics, которая поставляет в латвийские школы жевательные резинки Huba-Buba и Orbit, потеряет около 16 тыс. латов в год. Сумма небольшая, если учесть, что оборот компании - 6 млн. латов, но деньги лишними не бывают. "Наши потери из-за нового закона большими назвать трудно, - рассказал в беседе с региональный менеджер UAB Wrigley Baltics Херберт Лаукштейнс. - Они составят около 0,3% от оборота. Обидно другое. А именно то, что предложенные правительством меры - бесполезны. Ведь если дети не смогут покупать жевательные резинки в буфете школы, они сделают это в магазине за углом. Так что смысла в данном запрете я не вижу".

Похожего мнения по поводу инициативы Минздрава придерживается и директор по маркетингу фабрики Laima Индра Озола. "Нет никакого смысла в том, чтобы придумывать двойную регуляцию для предприятий. В правилах Кабинета министров и так указаны строгие ограничения по количеству красителей в продуктах питания, в том числе и кондитерских изделиях. Из 270 наименований, которые выпускает наше предприятие, 250 соответствуют данным нормам. Поэтому на нас запрет практически не отразится".

По мнению г-жи Озолы, правительству следовало бы проследить за тем, чтобы продукция всех предприятий соответствовала требованиям по содержанию красителей. Тогда надобность запрещать в школах продажу лакомств отпала бы сама собой, а дети были бы защищены от насыщенных вредными веществами продуктов везде, а не только в школах.

А вот компания Latfood, занимающаяся распространением Adažu čipsi, полностью поддерживает инициативу правительства. "На нас эти правила подействуют минимально, - рассказал директор предприятия Валдис Блумс. - В школах реализуется лишь 2% от общего объема нашей продукции. Мы считаем, что новые правила помогут сберечь здоровье наших детей".

Верные слуги империи

Весть о новом нормативном акте латвийского Минздрава уже успела разнеслась далеко за пределы страны, взволновав довольно известную личность. Уж чего, наверное, не ожидала наш президент Вайра Вике-Фрейберга, так это письма от бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. Ныне она является главой консалтинговой компании The Albright Group LLC, которая представляет интересы Coca-Cola во всем мире. В письме "железная леди" высказала свое недоумение по поводу того, что в латвийских школах будет запрещено торговать продукцией компании Coca-Cola, в число которых входит не только одноименный напиток, но также Sprite и Fanta. По ее мнению, акция направлена против конкретного производителя.

Чуть раньше чиновников по тому же вопросу посетила посол США в Латвии Кэтрин Тодд-Бэйли. Это, пожалуй, уникальный случай такого явного лоббирования интересов конкретной компании в Латвии. Что ясно показывает, какой властью обладает империя Coca-Cola, признанная в нынешнем году самым дорогим брендом мира - он оценен в 67 млрд. долларов (36,58 млрд. латов). Финансовых средств на защиту своей позиции у нее явно хватает. Годовой оборот корпорации The Coca-Cola Company за первое полугодие 2006 года составил 13,9 млрд. долларов (7,84 млрд. латов), прибыль гиганта - 2,94 млрд. долларов (1,66 млрд. латов)!

Дети важнее бизнеса

Однако, несмотря на недовольство могущественной корпорации и ее лоббистов, латвийское правительство вчера утвердило запрет. Ведь несмотря на недовольных, у Кабинета министров в вопросе детского питания есть мощная группа поддержки. Родители. В данную группу людей входят не только рядовые обыватели, но также политики и бизнесмены. И с этой позиции все они поддержали новые правила.

Так, например, глава газовой компании Itera Latvija и отец двоих детей школьного возраста Юрис Савицкис в беседе с пояснил, что правительство в этот раз выступило с очень полезной инициативой. "В данном случае речь идет о здоровье наших детей. Значит, бизнес должен отойти на второй план. Тем более что пострадавшие компании потеряют лишь 1-2% своих доходов. Я уверен, что если в буфетах перестанут продавать всякие насыщенные красителями и консервантами продукты, то дети станут потреблять их куда реже".

Совладелица развлекательного центра Go Planet Лидия Гаврилова тоже является сторонником запрета. "На мой взгляд, очень мудрое и нужное решение правительства. Когда детям каждый день в буфетах предлагают вредные продукты, они начинают думать, что есть их правильно. Так что если лишить их этого источника пропаганды нездорового питания, то и хотеться им этих продуктов будет меньше. Так что я полностью поддерживаю решение правительства".

Вот мнение предпринимателя Анатолия Раппопорта. "Моей дочери 12 лет. В принципе, это переходный возраст, когда формируется личность и человек постоянно пытается доказать свою правоту всему миру, дабы самоутвердиться. Инструментов у подростков здесь немного, главный - нигилизм. Конечно, она в курсе, что чипсы и кола - вредные штуки. Но именно это и является основным мотивом для похода в магазин. Впрочем, подобные "инциденты" случаются не так уж и часто: я прививаю ей моду на более полезные продукты".

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: вчера правительство Латвии не побоялось ущемить интересы бизнесменов, в числе которых оказались ведущие мировые компании. Но, несмотря на это, в данном конкретном случае назвать подобные меры неоправданными нельзя. Язык не поворачивается.

Александр ЮХНЕВИЧ
bb.lv

24.08.2006

на печать


Комментарии

Наталья
24.08.2006 8:45 | сообщение #1
 

Латвийское правительство - молодцы!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 14:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация