Школа рекламиста

Системный подход при исследовании социально-экономических и политических систем

В PR-деятельности (как во внутреннем, так и во внешнем PR), вообще при планировании связей с общественностью, при организации и проведении маркетинговых исследований в случае необходимости анализа крупного предприятия, города, региона или государства в целом, важным становится использование общенаучных методов познания. Подобные объекты являются социально-экономическими и/или политическими системами, в качестве элементов которых, пребывают общественно-политические институты, социальные группы, электоральные массы, и т.д.

К сведению. По определению, система – это единство взаимодействующих элементов или система – это единство противодействующих элементов.

Успешное решение задачи исследования любой социально-экономической и политической системы (а также процессов протекающих в них), априори являющейся сложной, зависит от правильного выбора метода ее описания. Весь процесс исследования систем такого типа должен проводиться на единой методологической базе, для чего необходимо соблюдение основных принципов системного анализа и его основы – системного подхода.

Системный подход возник из необходимости научного исследования сложных систем, в частности технических, социально-экономических, политических и др. в ситуациях, когда объект исследования потребовал целостного рассмотрения его частей, невозможности проведения над ним эксперимента, а также наличия зависимости законов поведения систем от цели, к которой она стремится.

Основными отличиями системного подхода от традиционного в изучении систем, являются:

- умозрительность вместо эксперимента;
- эмергентность (целостность) вместо редукционизма;
- целесообразность вместо естественности.

Методологической основой системных исследований можно считать принцип диалектической логики – принцип всесторонности рассмотрения предмета – один из принципов, определяющих пути достижения истины. Этот принцип утверждает, что объект нужно рассматривать во всех его связях и отношениях с другими объектами. Кроме указанного, в системном подходе нашли отражения и другие принципы диалектической логики – объективности, историзма, противоречия, единства анализа и синтеза и т.п.

Основные принципы системного подхода, это:

1. Принцип целостности, говорящий о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимости из последних свойств целого, а также зависимости каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.п. внутри целого.

2. Принцип структурности, предполагающий возможность описания системы через установление ее структуры т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

Именно структура придает системе целостность и те же признаки, которые отличают систему от других объектов. Понятие структуры предполагает, что если один из ее элементов будет заменен другим, адекватно взаимодействующим с соседними элементами, система не изменится.

Формальные эквивалентные преобразования системы дают возможность ставить задачу оптимизации системы, в том числе в рамках фиксированной структуры.

3. Принцип иерархичности, согласно которому каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы. Это обстоятельство допускает декомпозицию системы и возможность проведения исследования отдельных ее компонент.

4. Принцип взаимозависимости системы и среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом.

Целостность и структура системы становятся очевидными на фоне динамики развития системы. При этом система должна изучаться в более широком временном масштабе, чем это, казалось бы, диктуется ситуацией. Вместе с тем этот временной интервал должен быть ограничен в соответствии с принципом наблюдаемости, согласно которому на основании возможных наблюдений за поведением системы в настоящем мы должны быть в состоянии судить о ее возможном поведении в соответствии с воздействиями в будущем.

5. Принцип множественности описания каждой системы, согласно которому в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

Отсюда следует признание неизбежной векторности критериев эффективности, так как любой критерий не отражает всего многообразия отношений к рассматриваемой системе, а также важной роли неформализованных (в частности, субъективных) составляющих при исследовании сложных систем.

Применение метода системного анализа позволяет целостно и комплексно описать и исследовать объект – социально-экономическую или политическую систему. Позволяет начать, поддержать и продолжить цепочку стадий познания незнакомого явления:

Описание. ® Объяснение. ® Предсказание. ® Управление. ® Создание.

А также, позволяет более адекватно понимать социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, и в том числе, в российском обществе и государстве.

Резюмируя следует отметить, что все указанные стадии в той или иной степени относятся к сфере профессиональной деятельности PR-специалистов, специалистов по информационному управлению и медиапланированию.

Заметим также, что рассматриваемый метод исследования социально-экономических и/или политических систем – системный подход, к сожалению, практически неизвестен специалистам по связям с общественностью.

Сливицкий Андрей Борисович
Advertology.Ru

28.04.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 03:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация