Интервью

"Рифма должна образовываться не с эхом, а с жизнью Москвы!" - Михаил Эйдельман

В начале нынешнего месяца в эфир вышла еще одна информационная разговорная радиостанция - СИТИ FM . Теперь на частоте 87.9 FM каждые 15 минут рассказывают о пробках, задержках авиарейсов, столичных, общероссийских и междуанародных новостях, скидках в магазинах и развлечениях. Создатели "СИТИ FM" настойчиво повторяют, что будут фокусироваться на проблемах Москвы и ее жителей.

Оценивать проект на самом старте, конечно, рано - сейчас, настроившись на волну СИТИ FM, можно выслушать не только энергичные репортажи и cвежие новости, но и оказаться свидетелем накладок и смешных ошибок (поэт Николай Рубцов, например, был назван Скворцовым). Гендиректор СИТИ FM Михаил Эйдельман, впрочем, и сам признает, что пока контент станции находится в стадии доводки, но убежден, что стадия эта вот-вот завершится. Человеку, у которого за плечами создание и руководство несколькими радиостанциями, в том числе популярнейшим московским радио MAXIMUM, невозможно не верить. К тому же обходительность сотрудников и современный дизайн радиостанции совершенно ошеломили обозревателя "Прагматики культуры" Майю Кучерскую. С этого и начался ее разговор с Михаилом Эйдельманом.

- Проходя по редакции к вашему кабинету я успела заметить, что все здесь как-то необыкновенно вежливы и всё очень красиво - буквально с иголочки, настоящий hi-tech… Примерно так, кажется, всё выглид на лучших западных радиостанциях. Вы действительно на них ориентировались?

- Отчасти, да. На лучших, по моему мнению, британских разговорных радиостанциях BBC-4, BBC-5, LBC - похожие планировки и атмосфера. В июне прошлого года мы с Александром Герасимовым [главным редактором СИТИ-FM - "Прагматика культуры"] внимательно изучили офисы, студии, технологии BBC и LBC. Многие идеи "подсмотрены" там. Кроме того, в начале и середине 90-х я стажировался в Скандинавии на радиостанциях Гетеборга, Осло, Стокгольма, Копенгагена: мое пристрастие к светлым, открытым пространствам, простым природным материалам, функциональности каждого элемента - оттуда. Забавное совпадение - первой коммерческой радиостанцией, на которой мне посчастливилось побывать в 1990-м году, и которая стала для меня образцом в технике и организации вещания, была шведская "CITY-Radio" в Гетеборге…

- Конечно, здесь уютно и сотрудникам станции, и вашим гостям. Но что до этого слушателям?

- Атмосфера на станции должна влиять на продукт - его ведь делают не компьютеры, а люди! Радио - уникальное медиа. Как-то я прочел забавный отчет об исследовании на тему "Какое медиа наиболее приспособлено к манипуляции"? Выяснилось, что пресса обманывает "влегкую": публикует, скажем, сфабрикованный документ и читатели, раскрыв рот, верят увиденному. Телевидение - на почетном втором месте: "говорящая голова", что называется, не моргнув глазом, прячется за постановочным сюжетом, за специальными эффектами, за "фонариками". Радио же обмануть практически не в состоянии: слушатель неведомым способом - по интонации, по тембру голоса, не знаю по чему еще - но чувствует, когда ему врут, чувствует, что ведущий - болван, что корреспондент - недоучка, а гость в студии не договаривает главного. Поэтому и атмосфера, и настроение - то есть все, что происходит здесь, в студиях СИТИ-FM, на мой взгляд, передаются в эфир, к слушателям в "чистом виде". Спрятать нам ничего не удастся, так что офис должен быть идеально чистым и …открытым!

- Интонация - дело хорошее, настроение - тем более, и все же СИТИ-FM позиционирует себя как радиостанция информационная (а не музыкальная, где создание настроения, важней). Многим бросилась в глаза очевидная смысловая рифма - сходство с  "Эхом Москвы"  - новости каждые 15 минут, городская тематика…

- А Вас не удивляет, что на рынке вещают десятки FM-радиостанций, все они с 3-х минутным шагом играют музыку, но почему-то мало кому в голову приходит "смысловая рифма" о сходстве "Русского Радио" и  Радио MAXIMUM, например. Бренд СИТИ-FM строится на простой гипотезе: в сознании слушателя уже "живет" несколько сильных информационных радиостанций. Это прежде всего "Маяк"  - грандиозное по масштабам федеральное информационно-музыкальное "полотно" с историей, традициями и громадной аудиторией, более половины которой, правда, составляют люди предпенсионного возраста. С другой стороны, есть "Эхо Москвы" - очевидный мастер аналитики, комментария, острой дискуссии, почти две трети аудитории которого также старше 50-ти лет. При этом в FM-диапазоне Москве не существует современной городской радиостанции, удовлетворяющей информационные потребности активных жителей 10-миллионного мегаполиса. Поэтому, на мой взгляд, "смысловая рифма" должна образовываться не с эхом, а с …жизнью Москвы! СИТИ-FM претендует на то, чтобы стать экспертом по Москве, экспертом по всем аспектам московской жизни - городской инфраструктуры, экономики, политики, потребительского рынка, досуга - всего того, что составляет жизнь состоявшегося москвича в возрасте 35-55 лет, у которого есть семья, жилье, работа. И - мало времени на пустопорожние разговоры.

- Вы действительно считаете, этим людям не нужны длинные разговоры и дискуссии в эфире?

- Кому-то, безусловно, нужны - например, одиноким людям с невысоким доходом, проводящим много времени дома. Мы ориентируемся на другого слушателя - мы знаем, что он точно устал от дискуссий. Это слушатель взрослый, умный, стоящий перед необходимостью принимать решения, отвечающий не только за себя, но и за своих близких. Ему вовсе не нравится, когда его "учат жить". Дайте ему информацию, по возможности полную и оперативную - о его городе, о том, что в этом городе влияет (или повлияет!) на его жизнь, на жизнь его семьи. Сжато, конкретно, оперативно. И он будет, как минимум, несколько раз в день обращаться к такому радио.

- Правильно ли я понимаю, что со временем СИТИ-FM будет производить больший объем собственного, оригинального продукта - новости, репортажи, сюжеты, подготовленные вашими корреспондентами?

- Безусловно. Наша корреспондентская сеть уже сейчас насчитывает десятки человек не только в Москве, но и регионах, поскольку москвичей, как ни странно, интересует и то, что происходит за пределами Садового кольца.

- Как Вы набирали команду?

- Сейчас у нас работает около 100 человек. Был, безусловно, соблазн, воспользоваться кадровым ресурсом "Маяка" или "Эха Москвы". Мы решили принципиально не идти по этому пути, поставив, кстати, в известность о таком решении главных редакторов этих радиостанций - Сергея Курохтина и Алексея Венедиктова. Тех, кто приходит к нам с "Маяка" или с "Эха" сейчас, после старта СИТИ-FM, мы, конечно, не прогоняем, но работу предлагаем далеко не всем. Что касается географии - в штате радиостанции журналисты из самых разных городов России и СНГ: Санкт-Петербурга, Киева, Уфы, Саратова, Кирова, Ташкента.

- Вам не хватило Москвы?!

- Для эффективной работы на московской городской информационной станции журналисту, безусловно, важно быть "в контексте" города. Но для нас важнее, чтобы сотрудники станции были вменяемы, здоровы психически и физически, имели нормальное образование, вкус, отсутствие "родимых пятен совка" и не являлись бы носителями известной позиции "А Баба Яга Всегда Против!".

- Ваш профессиональный опыт связан, прежде всего, с музыкальным радио. Насколько сложно было переходить на другой формат, формат разговорного, информационного радио?

- Действительно, первой радиостанцией, в создании которой я принимал непосредственное участие, было "Авторадио" . Даже название это - "Авторадио" - придумано Вашим покорным слугой, летом 1990 года, когда это радио впервые вышло в эфир в моем родном городе Перми. Кстати, тогдашние учредители радиостанции - руководители ГАИ Пермской области - мечтали назвать свое детище "Магистраль", так что мне с коллегами стоило больших трудов их в этом переубедить. Затем был пермский MAXIMUM, далее MUSIC Radio  - первая в России радиостанция для женщин, затем, с 1998 по 2004, московский MAXIMUM - ныне рок-станция номер 1 в России. Работа над проектом информационного радио, безусловно, новая и крайне интересная задача. Но - это важно: СИТИ-FM - первый для меня проект в "Газпром-Медиа", следующим будет проект музыкальный, он появится весной этого года на частоте 90.8 FM. Кроме того, мы активно участвуем в конкурсах на новые FM-частоты в Москве и регионах, так что … "главное, конечно, впереди"!

- Коммерческие радиостанции, в частности СИТИ-FM, существуют исключительно за счет рекламы или есть и другие источники дохода?

- СИТИ-FM будет существовать только за счет рекламных поступлений, зависящих от рейтинга станции и качества ее аудитории. Коммерческие радиостанции должны существовать за счет рекламы - это закон цивилизованного рынка. К сожалению, не все умеют рекламу на радио эффективно продавать и от безысходности ищут такие источники, о которых в рамках данного интервью говорить не хочется: например, ставят в эфир песни за деньги, заставляя ничего не подозревающую аудиторию слушать не то, что ей нравится, а то, что "проплачено"…

- Радио может конкурировать с телевидением?

- Медицинский факт - с 7 до 11 утра радио, в целом, по объему аудитории, кладет телевидение, что называется, "на лопатки".

- Все едут на работу и слушают радио в машине?

- И в машине - тоже. Откройте любой отчет TNS Gallup Media и вы увидите, что хотя в последние годы в Москве доля прослушивания радио в машине быстро растет, дома радио слушают по-прежнему больше. Есть специфические сегменты аудитории, где радио, при желании, может "сделать" телевидение и вечером - тинейджеры, например.

- Медиа-группы, владеющие радиостанциями в России, сегодня можно посчитать по пальцам?

- Налицо четыре крупных игрока - "Русская Медиагруппа" (6 станций), "Газпром-Медиа" (5 станций), "Европейская Медиагруппа" и "Вещательная корпорация Проф-Медиа" (по 4 станции). Независимых игроков осталось немного - такая картина естественна для развитых рынков. Задача руководителей радионаправлений в холдингах - развести собственные радиостанции таким образом, чтобы внутри холдинга, конкуренция была неочевидной. Грамотно, когда разные музыкальные радиостанции холдинга ориентированы на разные и взаимодополняющие друг друга аудитории. Создавая СИТИ-FM, "Газпром-Медиа" поставил перед нами задачу укрепить лидирующие позиции холдинга в московском информационном радиовещании.

- Ваши собственные ощущения от старта СИТИ-FM?

- Абсолютно позитивные - в этом заслуга нашей редакционной команды во главе с Сашей Герасимовым. Мы предполагали, что контент в первые месяцы вещания будет довольно "сырым", поэтому и не планировали никакой дополнительной рекламной кампании. Судя по старту, проект СИТИ-FM ждет удача, а сроки маркетинговой "атаки" на рынок нам придется ускорять.

- Это интуитивное ощущение или за этим стоят цифры?

- Любое успешное радио - гармоничная смесь интуиции и точных знаний. Как справедливо утверждает, обращаясь к своим клиентам - радиостанциям, одна из самых авторитетных в мире консалтинговых компаний Broadcast Architecture: "Наша наука - Ваше искусство".

- А какой будет новая музыкальная радиостанция на частоте 90.8 FM?

- В начале и середине 90-х годов рынок FM-вещания был пуст - можно было с легкостью выводить в эфир очевидные форматы… Сейчас ситуация иная, только в Москве 40 FM-радиостанций, большинство из них - музыкальные. Это означает, что массовые форматы уже оккупированы и каждая новая ниша завоевывается с трудом. Рассказывать о новом музыкальном проекте еще не время. Могу сказать только, что радио - это не стены, не оборудование, не пульты, не компьютеры: это люди, люди, которые его придумывают, изучают аудиторию, моделируют, все через себя "протаскивая". Ведь радио - это всегда общение один на один, ни одно медиа не дает слушателю такой возможности отождествления себя с "говорящим" (или поющим!) собеседником… Знаете, есть тест, позволяющий понять, с кем Вы имеете дело - просто спросите, какое радио предпочитает Ваш собеседник. Вот Вы, Майя, какое радио слушаете для себя, для удовольствия?

- Хит FM, иногда - радио Культура, иногда "Эхо Москвы"

- Все с Вами ясно :-). Закончим интервью - я Вам многое про Вас расскажу… Сложно реконструировать личность, зная какие крупные телевизионные каналы смотрит человек - слишком они универсальны. Радио - совсем другое дело.

- Кстати, я бы с удовольствием слушала и СИТИ-FM, но там почти нет культурных новостей.

- Их доля будет выше - мы ведь только начинаем. Задача любой радиостанции - превратиться в производителя понятного контента, поскольку через несколько лет уже не будет принципиальным, посредством какого канала слушатель контактирует с радио-брендом - через FM или цифровой приемник, через мобильный телефон, через Интернет. Важно, что внутри, какое обещание дает слушателю тот или иной бренд, и как он это обещание выполняет. Обещание СИТИ-FM (по-крайней мере, как мы формулируем его сегодня) - круглосуточный поток коротких и емких новостей, с фокусом на Москве и ориентированный на москвича 35-55 лет.

- Я москвичка, но решительно не понимаю, зачем мне информация о задержках самолетов, которая регулярно появляется на СИТИ-FM?

- На наш взгляд, это существенная информация и для тех горожан, кто летает часто, и для тех, кто едет (или планирует выезжать) в аэропорты сегодня, и для тех, кто встречает. Мы вообще планируем давать больше информации не только об автомобильных и авиа-пробках, но и о работе самых разных служб в Москве… Повторяю, наша задача - быть круглосуточными радио-экспертами по Москве. Для этого, собственно, СИТИ-FM и создавалось.

Полит.ру

06.03.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 13:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация