Интервью

"Мы не ставили задачу забрать себе весь рынок" - Хамзат Хасбулатов

Визитка Хамзата Хасбулатова, президента корпорации McDonald's в Восточной Европе, сделана по образу и подобию бигмака. Показав ее в любом российском ресторане компании, можно бесплатно получить этот сэндвич. Работая в российском "Макдоналдсе" с 1988 г., Хасбулатов научился убедительно говорить о пользе гамбургеров. Его преданность компании, знаменитой своим особым корпоративным духом, в прошлом году была отмечена: ему доверили руководство только что созданным восточноевропейским дивизионом американской корпорации. В интервью "Ведомостям" Хасбулатов рассказал, как передовой российский опыт будет внедряться в новых странах Евросоюза.

- Что изменилось в работе "Макдоналдс-Россия" после того, как вы стали руководить развитием компании еще и в Восточной Европе?

- Для "Макдоналдса" в России не изменилось практически ничего. Некоторые российские топ-менеджеры, работающие у нас уже 15 лет, получили дополнительные полномочия по координации работ в восточноевропейских странах. Для них это своеобразный рост. Структура европейского "Макдоналдса" в прошлом году была изменена: появилось четыре укрупненных дивизиона - западный, северный, южный и восточный. В этом есть свой резон. Страны Восточной Европы исторически имеют много общего: их экономика находится на схожем этапе развития, уровень доходов населения сопоставим, есть возможности для роста. Команды менеджеров, ранее управлявших развитием нашей компании на этих рынках, остались теми же. Моя задача - помогать им.

- Можно ли рассматривать ваше повышение в "Макдоналдсе" как признание успехов российского подразделения?

- Скорее всего да. Российская команда показывает очень хорошие результаты на протяжении последних 16 лет. Наша работа в России могла бы стать хорошим примером успешной работы в период сложных экономических реформ. Однако это не означает, что вся Восточная Европа будет учиться только у нас. Эффективность большой корпорации в том, что мы имеем возможность заимствовать хорошие инициативы, придуманные в других странах. Такие программы, как "МакАвто", "МакКафе", "Завтраки", были реализованы в Северной Европе и Австралии, а теперь успешно адаптированы у нас. Новые интерьеры, разработанные во Франции, внедряются по всей Европе. Мы будем применять в России производственные технологии, разработанные на Украине, методы управления персоналом, существующие в Румынии. Российские принципы обслуживания посетителей можно будет реализовывать в странах Балтии. Наше объединение - это хорошая возможность для более тесного контакта и обмена опытом.

- Уже есть примеры обмена?

- Мы решили, что принятые в России формы мерчандайзинга, т. е. оформление меню, общая презентация продукции, самые простые и понятные для покупателя. Их будут использовать на всех восточноевропейских рынках, чтобы у жителей, скажем, России, Украины и Прибалтики было единое представление о меню "Макдоналдса". Кроме того, мы унифицируем сеть поставщиков и наше рекламное обслуживание, для того чтобы снизить издержки. Восточноевропейские страны работают с одним рекламным агентством - DDB. Это очень удобно - позволяет вырабатывать единые подходы к рекламе. Таких примеров будет очень много. Ведь мы только начали: восточноевропейская группа создана во второй половине прошлого года.

- Как компания растет в России?

- Наши темпы роста в последние годы составляют около 25%.

- Эту цифру вы называете уже много лет подряд. Как вам удается управлять темпами роста? Вы его иногда ограничиваете, а иногда подстегиваете?

- Нельзя сказать, что мы рост ограничиваем. Но для нас очень важно, чтобы он был качественным и не снижал наш уровень обслуживания. Конечно, темпы роста могут колебаться: в прошлом году мы выросли на 26%, а в 2004 г. - на 23%. Этот рост обеспечивается в соотношении примерно 50 на 50 за счет открытия новых ресторанов и роста выручки в уже открытых.

- А как "Макдоналдс" развивается в Восточной Европе?

- Весь восточноевропейский рынок для нас очень интересен. Здесь живут 300 млн человек - 35% всего населения Европы! Наши продажи во всех этих странах за прошлый год выросли на 10-20%. Как видите, по темпам роста Россия в лидерах. Главный козырь нашего рынка - огромные возможности по открытию новых ресторанов.

- А какой оборот у "Макдоналдса" в России, в Восточной Европе?

- "Макдоналдс" регулярно объявляет общий объем продаж и объемы продаж по регионам. Данные по отдельным странам - а мы работаем в 118 странах мира - не публикуются. В нашей работе важны темпы роста, количество посетителей. В 2005 г. в России мы обслужили 200 млн человек. Рестораны "Макдоналдс" в России самые посещаемые в мире. В среднем у нас на один ресторан приходится 1 млн посетителей. А в Западной Европе это показатель составляет около 300 000 человек в год.

- Сколько "Макдоналдс" инвестировал в Россию в минувшем году?

- Капитальные затраты на новое строительство и переоборудование ресторанов составили $50 млн. Мы открыли 20 новых ресторанов и переоборудовали 11 старых.

- Какие планы на этот год?

- Мы планируем открыть около 25 ресторанов - в Москве, Санкт-Петербурге и тех городах, где мы уже работаем. Плюс, возможно, мы откроемся в новых для себя регионах, например в Тюмени.

- А кроме новых ресторанов?

- Мы фокусируем свое внимание на расширении услуг. В прошлом году мы включили в свое меню завтраки, состоящие из 12-13 новых блюд, в том числе привычных для всех яиц, блинов. Эффект от введения завтраков превзошел наши ожидания, поэтому мы будем развивать эту программу дальше. Если до сих пор завтраки были только в наших московских и питерских ресторанах, на которые, правда, приходится 90% нашего бизнеса, то с этого года мы вводим их по всей стране. В России завтраки таят огромный потенциал для ресторанного бизнеса.

- Что значит "эффект превзошел ожидания"?

- Мы предлагаем завтраки уже почти год. За это время доля выручки в утренние часы увеличилась с 4% от дневного оборота до 6%. То есть рост составил 35%. По нашим данным, около 85% людей, которые хотели бы завтракать вне дома, в удобном месте и недорого, лишены такой возможности. Мы сейчас эту совершенно свободную нишу начинаем разрабатывать. Надеюсь, завтраки помогут нам привлечь посетителей в те часы, когда рестораны мало загружены. В США и Канаде, где завтраки входят в меню "Макдоналдса" уже много лет, их доля в дневном обороте составляет 15-20%. Так что нам есть к чему стремиться.

- Новые продукты появятся?

- Мы продолжим включать их в меню. В Европе у нас работает food-studio, которая собирает информацию о потребностях покупателей, разрабатывает новые продукты и внедряет их на одном из европейских рынков. Мы будем развивать наш другой успешный проект, начатый три года назад, - кофейни "МакКафе". Сейчас в трех городах - Москве, Питере и Ярославле - работает около 20 кофеен. За год мы планируем добавить к ним не менее 15. Эта концепция поспособствует росту наших оборотов. Кроме того, летом мы начнем указывать на упаковке информацию об энергетической ценности наших блюд. Маркировка поможет посетителю сделать осознанный выбор.

- Это затратный проект?

- Точную цифру не могу назвать, но затраты будут большими. Могу привести пример. Наши работники на кухне носят одноразовые перчатки. После того как сотрудник берет кусок мяса и кладет его на гриль, он выбрасывает перчатку и надевает следующую. Эта инициатива обошлось нам в десятки тысяч долларов на каждый ресторан. Маркировка обойдется гораздо дороже.

- Много ли планируется вложить в производственный комплекс в Солнцеве?

- Наша стратегия - максимально расширять базу местных поставщиков. Если в 1990 г. мы импортировали до 80% сырья, то сейчас ровно наоборот: 80% производится в России. Наша цель - довести долю местной продукции почти до 100%.

- Может быть, тогда продать его?

- Нет. Мы передаем часть заказов нашим партнерам, чтобы расширить в Солнцеве производство каких-то других продуктов. Например, в прошлом году мы увеличили мощность пекарни. А переработку молочной продукции передали местному поставщику - "Эрманн". В этом году мы передаем производство соусов компании Heinz. У нас более 130 местных поставщиков. Многие из них начинали свой бизнес фактически с сотрудничества с нами, а теперь превратились в мощные компании.

- Закрыта ли сделка по продаже правительством Москвы 20% акций компании "Москва-Макдоналдс", о которой было объявлено весной прошлого года?

- Да, сделка завершена, и теперь 100% акций двух юридических лиц, представляющих "Макдоналдс" в России, - ЗАО "Москва-Макдоналдс" и ООО "Макдоналдс-Россия", принадлежат корпорации McDonald's. Пакет был продан более чем за $20 млн.

- Не ухудшилось ли положение "Макдоналдса" в Москве после сделки?

- Наши взаимоотношения с Москвой как были очень хорошими, так и остались. Изменение структуры акционеров не изменило политику нашей компании: мы продолжаем активно работать в городе, сотрудничаем со всеми госорганами, платим налоги. И поддерживаем все программы, в которых нас просит принять участие город.

- Вы собирались продать свои офисные здания, расположенные в Москве. Найден ли покупатель?

- У нас не было задачи обязательно продать эти здания. Мы заявили, что готовы рассмотреть предложения от потенциальных покупателей, и если получим устраивающую нас цену, то пойдем на сделку. Но таких предложений пока не было. У нас нет проблемы с управлением этими зданиями, все они сданы в аренду, поэтому мы не торопимся.

- Вы совладелец "Макдоналдса"?

- Я не являюсь акционером компаний, работающих в России, я менеджер.

- Но акции корпорации "Макдоналдс" у вас есть?

- Да. Они котируются на бирже, и их может купить любой.

- Ваши дети бывают в "Макдоналдсе"?

- Да, мои дети часто посещают рестораны "Макдоналдс". Да я и сам там часто обедаю.

- На рынке быстрого питания в России появилось уже несколько десятков компаний. Ваша доля не сокращается?

- Мы никогда не ставили задачу забрать себе весь рынок. Наша доля на рынке общественного питания России - менее 10%. Этот рынок пока находится на начальной стадии развития. В общей сумме расходов на питание затраты населения России на кафе и рестораны не достигают и 5%. Но этот рынок растет на 15-20% в год. И так как мы растем быстрее, то и наша доля постепенно увеличивается.

- В интервью нашей газете в 2003 г. вы говорили, что "Макдоналдс" собирается продавать франшизы. Почему до сих пор не было таких сделок?

- Мы успешно справляемся с управлением своим бизнесом. И в наши ближайшие планы продажа франшизы в России не входит.

О КОМПАНИИ

McDonald's - крупнейшая в мире сеть ресторанов фаст-фуд по размеру выручки. Под этим брэндом работает более 30 000 ресторанов в 118 странах. Штаб-квартира расположена в г. Оук-Брук, штат Иллинойс, США. По данным компании, выручка в 2005 г. составила $20,5 млрд (в 2004 г. - $19 млрд), чистая прибыль - $2,6 млрд (в 2004 г. - $2,3 млрд). Рыночная капитализация на 6 февраля 2006 г. - около $45,3 млрд. В России работают 145 ресторанов "Макдоналдс".

БИОГРАФИЯ

Хамзат Хамидович Хасбулатов родился 15 апреля 1956 г. в станице Сас-Тюба Казахской ССР. В 1977 г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Плеханова по специальности "технология и организация общественного питания". С 1978 г. работал на предприятиях общественного питания Москвы, в том числе в ресторанах "Регата" и "Будапешт". В 1988 г. пришел в ЗАО "Москва-Макдоналдс" и после девятимесячной стажировки в Канаде и США стал директором первого ресторана "Макдоналдс" в России - на Пушкинской площади в Москве. В апреле 1990 г. назначен заместителем гендиректора, а в 1997 г. - гендиректором ЗАО "Москва-Макдоналдс". В 1999 г. стал президентом McDonald's в России, в 2002 г. - президентом McDonald's в России, на Украине и в Белоруссии, а в 2005 г. - президентом McDonald's в Восточной Европе.

Елена Виноградова
Ведомости

10.02.2006

на печать


Комментарии

анна
06.05.2006 16:04 | сообщение #1
 

Информация о компании ЗАО "Москва-Макдоналдс"
Структура организации
Экономические цифры

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 13:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация