Интервью

"Мы постоянно углубляем исследования каждой из крупных стран" - Олли-Пекка Калласвуо

"Мы постоянно углубляем исследования каждой из крупных стран" - Олли-Пекка Калласвуо

Компанию Nokia ждут большие перемены. Йорма Оллила, руководивший корпорацией с 1992 года, уходит в отставку. В июле 2006 года этот пост займет нынешний глава подразделения мобильных телефонов Олли-Пекка Калласвуо, а г-н Оллила станет председателем совета директоров британско-голландской нефтегазовой компании Royal Dutch/Shell.

Нефтяники полагают, что Оллила займется реинжинирингом корпорации, британская и голландская части которой окончательно объединились лишь недавно, а заодно поборется с ужасной бюрократией, царящей в этой структуре. По крайней мере, в Nokia ему удалось выстроить демократическую и при этом хорошо управляемую систему. Кроме того, финн с безупречной репутацией восстановит, как надеются на его новом месте работы, подпорченный имидж Royal Dutch/Shell. В прошлом году Shell заявила о сокращении почти на 20% доказанных запасов нефти и природного газа, что вызвало колоссальный скандал. В общем, на Йорму Оллилу акционеры Royal Dutch/Shell возлагают много надежд. А вот что происходит в Nokia?

Кризис в телекоммуникационной отрасли в начале этого десятилетия нанес Nokia серьезный удар. У операторов связи не было денег, чтобы покупать оборудование, а потребители стали более осторожны в расходах, в том числе сократились траты и на новые мобильные телефоны. Тем временем набрали силу азиатские производители, завалившие рынок внешне очень привлекательными моделями. Складывалось впечатление, что мир просто "наелся" Nokia и хочет попробовать чего-то новенького. С начала 2004 года рыночная доля Nokia резко упала. Надо было срочно что-то менять. В компании была проведена реструктуризация, из двух подразделений (мобильные телефоны и сетевое оборудование) было сделано четыре. В отдельное направление были выделены два перспективных сектора - мультимедиа и работа с корпоративными клиентами. Самый проблемный и важный сектор, приносящий более 60% выручки компании, - мобильные телефоны - возглавил Олли-Пекка Калласвуо, занимавший до этого должность финансового директора Nokia. И продажи снова стали расти. О том, как удалось переломить негативную тенденцию в Nokia, Олли-Пекка Калласвуо рассказал в интервью "Эксперту". В Россию он приехал впервые в ранге будущего президента корпорации.

- С 2002-го по 2005 год Nokia снизила долю на рынке мобильных телефонов, сейчас тенденция поменялась. За счет чего удалось остановить падение?

- Серьезное сокращение присутствия на рынке было только весной 2004 года. С тех пор оно лишь расширяется. Почему мы одно время теряли долю? У нас был несбалансированный продуктовый ряд. Нам понадобилось время, чтобы его расширить, изменить подход к его планированию. Nokia решила разрабатывать как можно больше альтернативных моделей (раскладные, моноблоки, слайдеры). Мы начали принимать во внимание изменчивость вкусов потребителей. Nokia стала больше фокусироваться на конкретных рынках.

- Как на практике реализуется дифференцированный подход к разным рынкам?

- Модели продаются в неодинаковых пропорциях. В одних странах любят миниатюрные телефоны, в других - модели побольше. Мы постоянно углубляем исследования каждой из крупных стран и начинаем выпускать для этих стран специальные модели телефонов. Свежий пример - наш новый телефон премиум-класса Nokia 8800. Во всем мире он продается только в стальном корпусе, а специально для России мы выпустили его еще и в черном. Предварительные исследования показали, что в России именно это цвет будет оптимален для Nokia 8800. Другое направление - версии телефонов для определенного оператора сотовой связи (обычно на таких телефонах есть кнопка, нажав на которую, пользователь выходит в меню оператора с его уникальными услугами, каким-то эксклюзивными контентом. - "Эксперт"). Несколько недель назад мы представили такую эксклюзивную модель для оператора Vodafone. Столь глубокую дифференциацию мы стали проводить полтора года назад - понадобилось время, чтобы мы смогли думать не о тенденциях рынка в целом, а о конкретных особенностях каждой страны. Но нам это сильно помогает.

- Самый крупный рынок мобильных телефонов - китайский. Но в Китае очень сильны местные производители. Заходя в китайский магазин сотовых телефонов, сразу видишь: половину прилавков занимают модели никому не известных в Европе фирм. Как вы намерены там бороться с местными брендами?

- Верно, на китайском рынке продается более тысячи разных моделей сотовых телефонов. Рынок чудовищно фрагментирован. Но конкурентные преимущества, те качества, которые позволяют выигрывать на рынке, и в Китае, и во всем остальном мире одинаковы - бренд, дизайн, функциональность, простота в использовании, развитость каналов дистрибуции. В Китае особенно важен последний пункт - надо присутствовать во всех регионах этой огромной страны, во всех ценовых сегментах.

В этом году мы увеличили рыночную долю в Китае до 30 процентов. За первые девять месяцев 2005 года мы продали в Китае 23 миллиона мобильных телефонов (12 процентов от всех продаж Nokia в мире за три квартала. - "Эксперт"), что на 77 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сейчас мы - номер один в Китае. А китайские производители, между прочим, последние два года теряют долю на собственном рынке мобильных телефонов.

- Кажется, в 2001 году я слышала выступление Йормы Оллила на выставке CeBIT. Он обещал, что доля Nokia на мировом рынке мобильных телефонов вот-вот достигнет 40 процентов. Тогда компания занимала 37 процентов. Сегодня ее доля составляет 32,6 процента. Вы до сих пор думаете, что завоюете 40 процентов рынка?

- Я не думаю, что Йорма Оллила когда-то говорил, что мы через какой-то конкретный срок займем 40 процентов рынка. Но 40 процентов остаются нашей стратегической целью. В этом смысле ничего не поменялось. Рыночная доля продолжает оставаться очень важным показателем в нашем бизнесе. Она предоставляет возможности для снижения издержек и инвестиций в исследования и разработки.

- У мобильных телефонов появляется все больше функций. С одной стороны, это хорошо: больше возможностей для потребителя. С другой - они становятся сложнее в использовании и уязвимее.

- Я бы не сказал, что в технологии производства мобильных телефонов сегодня есть какие-то неразрешимые проблемы. Но, безусловно, существуют вещи, которые надо улучшать. В первую очередь это энергопотребление. Сложным моделям нужно все больше энергии. В целом же усложнение мобильного телефона - это скорее плюс, это возможность для Nokia развить ее успех на рынке. Мы - самые большие в этом бизнесе, значит, мы можем инвестировать в решение технических проблем больше других. В абсолютных цифрах мы тратим больше всего на исследования и разработки.

- Не произойдет ли с мобильным телефоном в скором времени то же, что с персональным компьютером: сейчас люди используют не больше десяти процентов возможностей ПК.

- Но есть ведь и такие, кто использует и все сто процентов! Большая часть пользователей все же быстро адаптируется к новым технологиям, а есть такая группа, которая постоянно желает новинок и с удовольствием осваивает новые функции. Впрочем, есть и другой тип пользователей - они достаточно консервативны, их смущают какие-то новые кнопки, функции. Nokia, как лидер рынка, должна выпускать модели для всех групп. Что касается сложности, то я с вами согласен: не каждый мобильный телефон должен быть похож на швейцарский армейский нож.

- Вы приходите на место Йормы Оллилы. Какие новые акценты вы намерены расставить в бизнесе Nokia?

- Я бы не хотел предвосхищать события. Мы как раз в процессе передачи дел, я веду переговоры со многими сотрудниками. Конечно, стиль руководства у любых двух менеджеров всегда разный. Единственное, что я могу сказать, - для каждой компании очень важно, чтобы изменения были эволюционными.

Эксперт

20.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 02:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация