Школа рекламиста

PR как точная наука

PR станет полноценной профессией лишь тогда, когда из него будет изгнано творчество. До тех пор, пока успех зависит от счастливой идеи, пришедшей или не пришедшей в голову пиарщику, результаты PR-деятельности остаются непредсказуемы и клиент всякий раз сильно рискует.

Одна из целей науки - создание типовых методов,
позволяющих стандартным образом решать целые классы задач.
Смирнов В.А., "Творчество, открытие  и логические методы поиска доказательства"

PR станет полноценной профессией лишь тогда, когда из него будет изгнано творчество. До тех пор, пока успех зависит от счастливой идеи, пришедшей или не пришедшей в голову пиарщику, результаты PR-деятельности остаются непредсказуемы и клиент всякий раз сильно рискует.

В идеале профессия пиарщика должна быть похожа на профессию архитектора. Каждый архитектор изучает физику, математику, химию, сопромат и пр. Без строгого учета законов этих наук не будет построено ни одно здание, ни один мост через реку. А как же творчество? Творческая компонента деятельности архитектора необходима лишь для того, чтобы красотой проекта вызвать симпатию заказчика и тем самым обойти конкурента. Всего лишь. Так же и в PR. Необходимо стремиться к тому, чтобы заказчик, обращаясь к услугам специалиста по PR, был гарантирован, что задача, стоящая перед ним, будет обязательно решена, и вся проблема сводится лишь к тому, сколько это будет стоить, и как быстро все будет сделано.

Возьмем стандартную задачу: есть товар, который нужно продать потребителям; есть кандидат в депутаты (мэры, губернаторы, президенты, наполеоны), за которого нужно заставить проголосовать избирателей; есть телепередача (радиопередача, телеканал, радиостанция, журнал, газета), к которой нужно привлечь внимание телезрителей (радиослушателей, читателей); есть шурум-бурум, который ... и т.д. В каждом из этих случаев решение заключается в том, чтобы выявить целевую группу для данного товара (..., ..., ...) и на коммуникативном уровне наилучшим образом удовлетворить ее ожидания. Вместо того, чтобы говорить об удовлетворении ожиданий целевой группы, можно воспользоваться терминологией НЛП и говорить о подстройке к целевой группе для эффективного проведения последующего внушения.

Система ВААЛ удобна тем, что она полностью решает поставленную задачу - помогает выявить психологические ожидания целевой группы и контролировать максимально полное их удовлетворение. В качестве примера возьмем целевую группу, состоящую из лиц женского пола, без дифференциации по возрасту, образованию, уровню доходов и пр. Для выявление ее предпочтений в отношении печатных СМИ следует взять хотя бы десяток различных газет или журналов за один и тот же период (за месяц), оценить их с помощью системы ВААЛ, и провести корреляционный анализ между оценками данных изданий и долями мужчин и женщин в их аудитории.

СМИ Категория1 Категория2 ... мужчины% женщины%
Газета1 v11 v12 ... m1 w1
Газета2 v21 v22 ... m2 w2
... ... ... ... ... ...
Газетаn vn1 vn2 ... mn wn

Именно таким образом и были получены следующие результаты. На диаграмме внизу показано, какие личностные черты наиболее привлекают женщин и какие - мужчин. При конструировании имиджа политиков, создании передач, написании репортажей и статей следует руководствоваться этими данными, если целью ставится максимально сильное воздействие на целевую группу, выделяемую по половому признаку. Это может выражаться на образном и лексическом уровне.

Дело не ограничивается одними лишь личностными чертами. Важнейшей сферой человеческого поведения является мотивационная. Из каких целей исходят женщины и мужчины? Оказывается, в своем поведении женщины отдают предпочтение физиологическим мотивам и мотиву социальной поддержки, мужчины - мотивам власти и достижения. Именно этим мотивам и следует отдавать предпочтение, если вы хотите подвигнуть людей к определенным действиям.

Женщины больше нацелены на решение имеющихся проблем. Фактор целевой компоненты деятельности для мужчин и женщин не является различающим. Т.е. в рачитанной на женскую аудиторию рекламе стирального порошка упор следует делать не на то, что с его помощью белье всегда будет чистым, а на то, что он поможет избавиться от грязного белья в доме.

На вопрос, в каком ключе следует подавать информацию, отвечат следующая диаграмма. Мужчины предпочитают рациональную подачу информации, женщины - чувственно-образную. Дополнительные комментарии к ней излишни.

Женщины сильнее и более позитивно реагируют на наличие в текстах сексуальной символики по Фрейду.

Рецепт блюда почти готов. Остается добавить сырое яйцо и немножко перца :-) Если же говорить серьезно, то задача создания и контроля информационных материалов, максимально сильно воздействующих на конкретные социально-демографический группы, вот уже в течение нескольких лет решается нами с помощью системы ВААЛ.

После первого тура выборов нового красноярского губернатора забавно было наблюдать за развернувшимся среди политологов обсуждением причин успеха Сергея Глазьева. Были слова и о покраснении Красноярского края, и об общем наступлении коммунистов, и об угрозе с их стороны на будущих думских и президентских выборах... Не было сказано лишь одного - что по качеству информационных материалов избирательная кампания Глазьева была наилучшей. Ему просто не хватило денег, чтобы оказать необходимое информационное давление на избирателей. Мы сумели предсказать это на основе ВААЛ-мониторинга деятельности штабов кандидатов. И сделали это еще за три дня до выборов, но опубликовали в ночь на 8 сентября в статье "Красноярский забег". Сейчас Усс пытается с помощью административных рычагов вышибить Хлопонина, аргументируя тем, что якобы были подтасовки результатов выборов. Легко показать, что во втором туре кампания Хлопонина на коммуникативном уровне велась более эффективно. Единственный прокол у него вышел лишь с теледебатами, но в целом победа действительно за ним.

Теперь вот слышатся стенания руководства телекомпании ТВС по части их неожиданно низкого рейтинга. И опять выдумывают несуществующие причины. А ведь проблемы как таковой и нет. Нужно просто научиться просчитывать коммуникативную эффективность передач и корректировать их по мере необходимости.

На смену творчеству приходит технология.

Шалак Владимир
кандидат философских наук,
снс Института философии РАН
vaal.ru

30.11.2005

на печать


Комментарии

Гость
30.11.2005 11:40 | сообщение #1
 

Какой бред. На психфаках это называется "синдром влюбленности в теорию" - когда студент начитавшись, скажем, Фрейда, начинает все вокруг интерпретировать только с точки зрения этой теории, все пытается под нее подстроить и ничего вокруг больше не видит и не замечает. Тяжелая болезнь научного узколобия, простительная только студетнам начальных курсов, но никак не кандидату наук.

mary
30.11.2005 14:23 | сообщение #2
 

извините, я не совсем поняла. Представленные диаграммы рабочие или абстрактный образец. Ведь в них все показатели равны одинаково?

Светлана
01.12.2005 10:53 | сообщение #3
 

Кстати, я тоже не совсем поняла . Диаграммы, практически одинаковы- это первое, ну а второе-я полностью не согласна с изложением:
PR-не точная наука и решать "пиаровские" задачи по формулам нельзя, иначе все было бы очень просто - это прежде всего творчество, чем интереснее вы разрешите ту или иную "проблему", будет эффективнее результат.
С уважением!!!

ирина
06.12.2005 13:26 | сообщение #4
 

я уже давно занимаюсь пиаром. честно говоря, именно творческий подход помогает мне добиваться успехов. ведь если так подумать, то хорошо работающая технология - это тоже результат интеллектуального творчества (кто-то же ее когда-то придумал!!!). так что, уважаемый кандидат философских наук, вы сами себе противоречите:)
технологии все делают монотонным, одинаковым, скучным. а ведь пиар призван удержать внимание, вызвать лояльность, создать положительный имидж. как это можно сделать с помощью конвеерных технологий?! пиарщик ведь ищет всегда новые возможности, новые каналы, новые формы сообщений. так как же здесь без творчества?!
категорически не согласна со статьей!!!

cadet
06.12.2005 19:13 | сообщение #5
 

Доброго времени суток!

Дамы и господа, как-то вы не о том говорите. Что перед нами? Простейшая PR-статья о некой "системе ВААЛ". Привязка к необходимости точности просчета ожиданий ЦА (целевой аудитории) - простейший информационный повод. Кстати, обычное, очередное УТП позиционируется как необходимость - идея интересная, надо будет как-нибудь применить :) Т.о. статья - бесплатный рекламный материал. И автору, на мой взгляд, совсем не интересно конкретно ваше мнение - ему надо систему разрекламировать. Что он и сделал - не верх совершенства, конечно, но достаточно качественно: хорошая информация, графиков куча - внимание привлекается - статейку бы опубликовать где-то в печати - было бы здорово.

В одном автор ошибся: в той самой ЦА!!!

Г-н Шалак! Вам надо с этой статьей не к PR-щикам идти, а к рекламщикам: они оценят. Сам в основном рекламой занимаюсь. Могу сказать, что информация отличная. И полезная. А на счет повода: переделайте немного вступление - народ-то не любит про себя гадости читать. Немного побольше дружелюбия - и все отлично будет

ЗЫ. Для удобства ссылочку для "система ВААЛ" поставьте (при чем на протяжении всей статьи - не очень красиво, но щелкать все-таки будут): клиенты - народ глупый и ленивый: все им упрощать надо.

re-liz
16.12.2005 12:31 | сообщение #6
 

Г-н cadet! Как Вы здорово все за всех решили.. :)
А по поводу статьи - складываетсмя такое впечатление, что графики и в самом деле какие-то нереальные.. (а может это и вовсе плод фантазиии автора?:) ) А что касается систиемы Ваал - она и так широко популярна в узких кругах PRщиков:) Хотя, Вам, наверное, виднее :)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 19:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация