Практика по манипуляции сознанием в менеджменте, пи-аре и маркетинге. Часть 1
Данная статья будет интересна продавцам, менеджерам разной специализации, маркетологам, духовным лидерам или обычным рядовым адептам сект. Впрочем, будет интересно и обычным людям, которые хотят защитится от манипуляции их сознанием. Кто предупрежден, тот вооружен! В это статье приводится модель работы сознания человека, также приемы по управлению или влиянию на него. Рассматриваются индивидуальные способы защиты сознание от манипуляции им извне.
Стратегия использования технологий
Сформулировать скрытую цель сетки значений
Прежде всего, мы должны понять, для чего мы создаем нашу сетку значений, которую хотим внедрить. Т.е. мы формулируем ее цель. Например, мы хотим увеличить объем продаж и отпускную цену нашего товара.
Сформулировать объявляемую цель
Обычно человек готово воспринять только ту сетку значений, которая позволит решить его проблемы, но не в коем случае не поставит его в положение, когда его будут самого использовать. Обычно сотрудник в фирме работает значительно лучше, когда не знает, сколько на нем зарабатывает владелец фирмы и только знает, что его ценят как хорошего сотрудника и создают ему хорошие условия труда и хорошую атмосферу в коллективе. Например, мы в рекламе рассказываем, как положительно действует на волосы новая формула шампуня. А сами заменяем краситель и ароматизатор и делаем новую упаковку и продаем тот же самый товар в два раза больше и на 10% дороже.
Создать черновой вариант сетки значений
После формулировании скрытой и объявляемой цели сетки значений, необходимо разработать сетку значений, по которой будет блуждать фокус сознания нашей будущей аудитории. Делаем текст рекламы, в котором пытаемся донести объяснения, почему новая формула шампуня действует очень благотворно.
Определить какие сетки значений у целевой аудитории
Прежде чем пытаться скормить нашу новую сетку значений, необходимо понять, чем заполнены сознания рудового потребителя, проанализировать внедренные сетки значений конкурентов, понять уровень знаний потребителя, сможет ли он понять сетку значений. Другими словами, узнать, что пропагандируют конкуренты и готов ли рядовой покупатель поверить или осознать новую сетку значений. Например, сомнительно, что ребенок сможет понять рекламу, в которой на языке химии будет доноситься достоинства шампуня. Также мало вероятно удастся привить культуру ухода за волосами, сформулированную как мытье головы не чаще чем 1 раз в неделю.
Скорректировать сетку значений для того, что бы она стала сильной, а не слабой для выбранной целевой аудитории
После исследования не предыдущем этапе, необходимо переработать имеющуюся сетку значений, что бы потребитель без проблем и без особо сложного мыслительного процесса смог ее воспринять. В идеале даже вывод за потребителя может сделать самой рекламой. Вывод что, надо сделать покупку этого шампуня, из текста рекламы: "…какой хороший шампунь, я возьму его прямо сейчас!"
Выбрать агентов для, распространения сетки значений
После того как сетка значений уже готова для трансляции нашим потребителям. Необходимо выбрать агентов для ее трансляции. Телевидение, радио, газета или через промоутера? Также необходимо понять, когда должен производить трансляцию агент. От этого зависит эффективность трансляции. Например, какой смысл транслировать сетку значений во время телепередачи об автомобилях если основной потребитель этой сетки являются женщины.
Обучить агентов транслировать сетку значений, если требуется
Если вы используете для трансляции своей сетки значений агентов, таких как дикторов, учителей, политиков или сектантов, то необходимо позаботится о правильном обучении этих агентов трансляции вашей сетки значений.
Выпустить сетку значений
После того как вы подготовили сетку значений, выбрали агентов и их обучили, необходимо выпустить свою сетку значений в общество. Лучше всего выпускать сразу не массово, а в небольшую группу людей, что бы ее обкатать. После того, как вы увидели, что вы достигаете своих скрытых целей, и потребитель сетки достигает объявленных целей и не возникает противоречий, тогда ее можно выпускать в большие массы.
Модифицировать и усовершенствовать сетку значений
На стадии пробного выпуска сетки значений, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями и улучшать сетку значений. Находить в ней недостатки. Даже когда сетка значений была выпущена массово, ее необходимо постоянно совершенствовать. Помните, другие сетки значений постоянно борются за сознание личности. Только постоянно развитие даст вам возможность быть в сознании человека.
Приемы использования технологии
Повторение мать учение или цикличность бега сознания
Все прекрасно знают, что повторяемое многократно со временем заучивается. По тому же принципу действует повторяющаяся реклама в средствах массовой информации. Церковь делает это через нательный крест, молитвы перед принятием пищи и на ночь, иконы в доме, здания церквей на улицах и кресты на куполах, воскресные приходы в церковь, исповеди, религиозные праздники и крёстные ходы. Чем жёстче религия, тем жёстче она относится к этим ритуалам привязки сознания. Ислам требует от своих приверженцев пятикратной молитвы в строго определённое время. Другим хорошим примером удержания сознания в заданных точках привязки является армия. Она доводит до автоматизма подчинение установленному набору команд, заставляет вести жизнь по строго уставу, воспитывает святое отношение к боевому знамени, военной присяге, знакам воинского отличия и наградам.
Управление познанием
Сознание любого человека ограничено, а мир – безграничен. Поэтому сознание может отразить только его небольшую часть. Для управления процессом познания надо управлять тем, куда смотрит человек, как смотрит человек, и что видит человек. Нет необходимости менять весь мир. Надо заставить смотреть человека только в определённую сторону, определёнными глазами, замечать только части того, на что он смотрит, или надо повлиять на готовую картину в его сознании. Другими словами, рекламу делай поярче, поинтересней, внедряй в рекламу то, что тебе нужно. Где проводит немалую часть времени наш уважаемый читатель? Наше утро начинается с телевизора; после работы мы торопимся домой, чтобы успеть на фильм, сериал или на спортивный матч. На следующий день мы обсуждаем с сослуживцами и родственниками новости, увиденные по телевизору; обсуждаем жизнь привычных "героев" телеэкрана. Нередко весь день современного человека, и особенно ребёнка, строится вокруг программы телепередач. Другими словами если хотите управлять сознанием, то вмешивайтесь в процесс познания человека. Публикуйте статьи, содержащие скрытую рекламу.
Управление общением
Для управления процессом общения надо контролировать, с кем общается человек, как, через какие общие точки привязки идёт общение и что видит человек в собеседнике. Надо ограничить круг общения человека, контролировать темы и предметы, вокруг которых ведётся общение, и контролировать мнение человека об окружающих. Отсечение человека от реального мира, изоляция его от других людей, привязка его сознания к специфическому набору точек привязки, предметов и символов, применяется всеми религиозными сектами и культами. Другими словами, делай семинары, открывай форумы, открывай клубы, собирай обязательные корпоротивные вечеринки. Пусть там общаются, обсуждают твой товар, твою религию или корпоративный дух.
Все эзотерические школы имеют хорошие форумы в сети. Даже православная религия вышла в сети.
Управление отражением
Можно не дать сознание возможность самому формировать конкретные точки привязки, надо дать ему готовые абстрактные точки привязки. Можно дать ему как готовое отражение материи, так и готовое отражение других людей. Если мы говорим об отражении другого сознания, то надо помнить, что между сознаниями существует положительная обратная связь. Созданное сознанием Б негативное отражение сознания А в сознании Б будет замечено сознанием А, и оно примет негативную форму. Сознание Б получит подтверждение правильности своего первоначального отражения. Таким образом, можно легко поссорить людей и страны между собой – и управлять ими. В общении это натянутые улыбки ровных вставных зубов, которые скрывают внутреннее не совершенство. Недаром в наши дни создание "имиджа" (в переводе с английского – образ, отражение), стало главной целью человека общества. Создание конкретной точки привязки требует от сознания умственного труда. Если приучить сознание к потреблению, а не созданию, то он с удовольствием будет пользоваться готовыми образами.
Первый шаг – управление отражением через изменение внешней формы предмета без изменения содержания; придание объекту нового вида, изменение его оболочки. Покрасим в модный цвет. Воспользуемся духами.
Второй шаг – отсечение, изолирование самого предмета через использование яркой упаковки. Она скрывает от человека вид настоящего предмета, заменяет его яркой картинкой, которая обычно имеет очень мало общего с самим предметом. Сделаем красивую упаковку, наденем шикарный модный костюм.
Третий шаг – полное изъятие предмета и замена его отражением. Основным источником знаний о происходящем в мире для современного человека является телевизор. Телевизионная картинка – готовый образ, который напрямую загружается в мозг и не требует воображения, анализа или обдумывания. Управляемый телевизор стал посредником между человеком и остальным миром, стал каналом, который связывает человека с материей и с другими людьми.
Заметим, что телевизор управляет тем, куда смотрят наши глаза – только туда, куда смотрит камера. Он управляет тем, как смотрят наши глаза – так как этого хотят режиссёр и ведущий, и тем, что они видят – через монтаж и компьютерные эффекты можно полностью заменить картинку.
Управление прошлым
Управление прошлым, у человека не должно быть воспоминаний, которые бы не контролировались бы управляющим. Так переписывались учебник по истории. Попробуйте сличить учебник мировой истории США и учебник мировой истории России.
Управление будущим
Управление точками привязки будущего – желаниями. Природа человека такова, что правильное управление желаниями гораздо важнее, чем управление прошлым или настоящим. Ради будущего человек готов жертвовать настоящим, и тем более прошлым. Удовольствие человеку доставляет процесс достижения определённой цели, процесс выполнения определённого желания. Поэтому полного управления человеком можно добиться только за счёт задания его целей. Мы можем рассматривать желания как точки привязки с очень высоким зарядом, обладания которыми хочет добиться человек. Необходимо задавать желание. Существую целые "отрасли" по производству желаний – рекламу, маркетинг, пи-ар. Обычный человек говорит: "Вам надо приходить на работу к 9 утра; для этого компьютера надо купить новый монитор; вам надо быть более активным". То же самое реклама произнесёт так: "Вы хотите приходить на работу к 9 утра; вы хотите купить новый монитор для компьютера; вы хотите быть более активным". Есть специальный термин – "объект желания". В рекламе постоянно используется задание обладания объектом желания как мечты человека. Этот автомобиль – твоя мечта, это украшение – объект твоего желания.
Каналы доступа к сознанию, создающие точки привязки
Каналы доступа к сознанию, или по другому, агенты трансляции сеток значений:
- разговорный язык
- телепередачи
- радиопередачи
- газеты и журналы
- кинофильмы и видеофильмы
- компакт-диски и аудиокассеты
- компьютерные игры
- веб-сайты
- концерты и представления
- книги
- занятия в ВУЗах
- занятия в школах
- экскурсии
- церковные службы
- хождение по магазинам и офисам
Типы массовых точек привязки
Для массового управления сознанием важны следующие типы точек привязки (поскольку именно эти типы передаются каналами массового доступа к сознанию):
- изображения
- конкретные (фотографии, рисунки, движущиеся картинки)
- абстрактные (символы, логотипы, схемы)
- звуки
- мелодии, напевы, звуки слов
- слова
- язык, лексикон (язык – это набор готовых абстрактных значений)
Введение точки привязки
Введение новой точки привязки в оперативную сетку значений. Что для этого надо? Чтобы изображение постоянно попадалось человеку перед глазами, звуки постоянно достигали его ушей, и чтобы он постоянно сталкивался с употреблением слов, которые мы хотим ввести в его оперативное сознание. Точку привязки можно ввести и скрыто, просто предъявляя её много раз человеку "невзначай". Можно показать брэнд фирмы в рекламе по телевизору, в журнале, на рекламном щите на улице, упоминать его в новостях, и так далее. Главное – ввести его в сознание человека. На введение новых точек привязки будут влиять частота, продолжительность и очерёдность их упоминания. На силу введения влияет заряд точки в пространстве – важность, значительность и во времени – срочность. Информация, преподносимая как важная и срочная, всегда сильнее вписывается в сознание, чем второстепенная и заурядная. Следующий фактор – это фон, на котором вводится точка привязки. Где легче поставить яркую точку – на сером листе бумаги или в пёстром лесу? Где легче поставить точку – в пустоте или среди множества других точек? Чем более примитивен и узок мир человека в целом, тем проще внедрить в него контролируемые точки привязки. Рекламный ролик по телевизору – очень яркое пятно в городе. Поместите этот же телевизор среди цветущего леса, и эта реклама едва ли вообще обратит на себя внимание.
Изъятие из внешнего мира
Самый простой способ – "с глаз долой – из сердца вон". Надо изъять из окружения человека всякие упоминания об уничтожаемой точке привязки. Из жизни лечащегося от алкоголя уберите всё, что связано с бутылкой. Самоубийце не должна попадаться на глаза верёвка. Из книг и учебников вырежьте фотографии врагов народа.
Замена аналогичной контролируемой точкой
Замена аналогичной точкой. Очень важно, чтобы место удаляемой точки не пустовало, а было заменено новой, контролируемой. Снимите старые символы, нарисуйте новый логотип, замените герб страны брэндом пепси. Выключите старые песни, поставьте новые, замените гимн рекламным припевом. Перестаньте употреблять обычные слова, замените их вновь придуманными, замените русские слова английскими, а ещё лучше матерными. Снесите памятники, вместо них поставьте рекламные щиты. Переименуйте улицы и города, смените названия органов власти и названия предприятий. Смените название страны – и вы получите совершенно новый мир, хотя с материалистической точки зрения ничего не изменилось. Удаление действует не на всех одинаково. Часть людей будет продолжать помнить, поэтому важно отсечь остальных от этой памяти. Обычно приучают к презрению к старшим и ко всему "старому"; создаёт культ новизны. Всё, что новое – лучше просто потому, что оно новое. Человек привыкает к частой и автоматической замене точек привязки.
Дробление точки и удаление по частям
Дробление целой большой точки на маленькие составляющие. Чтобы уничтожить страну, её надо разделить на куски. Таким же образом в сознании людей можно заменить понятие страны понятиями отдельных республик и областей, даже не проводя физического разделения. Люди перестанут считать себя частью целого. Понятие семьи сложно удалить из сознания, но его легко разделить на понятие отдельных индивидуальных "личностей", которых мало что будет связывать.
Удаление фоном
Удаление фоном. Как яркую точку сложно поставить на пёстром фоне, точно так же яркую точку можно не удалять, а просто заглушить пёстрым фоном. Окружите уничтожаемую точку яркими соседними, и она забудется сама собой. Забейте новости о скандале Клинтона новостями о войне в Югославии.
Замыкание точек с противоположными зарядами
Самый коварный способ удаления – короткие замыкания в сознании. Допустим, у нас есть точка привязки с высоким зарядом, которую не удаётся ни замолчать, ни заменить новой. Тогда следует найти в сознании человека любую другую точку с противоположным зарядом, и связать эти две точки, замкнуть их. В результате в сознании возникнут такие искажения, что выключится весь блок, весь участок, в котором расположено замыкание. Это не только удалит точку, но и опримитивит сознание в целом, что сделает его более удобным для управления. Один из самых больших грехов христианства – растление малолетних. Замкните его с самыми большими праведниками – священниками и кардиналами. Получим дело кардиналов Бостона.
Прямое изменение заряда точки привязки
Самый простой способ – поменять заряд напрямую. Расхвалить или обругать, используя прилагательные, ярлыки, клички. Сказать, что этот товар-брэнд хороший или плохой, исключительный или заурядный, великолепный или дефектный, чёрный или белый и так далее. Даже такой простой способ эффективен при многократном повторении, а также при воздействии на детей, подростков и людей с нетвёрдым сознанием. Но этот способ относительно открыт, легко отслеживается и может быть заблокирован инстинктом самозащиты сознания.
Чувственное изменение заряда точки привязки
Другой способ – задание зарядов через органы чувств. Например, задание отрицательного заряда плохой оценки в школе через наказание ремнём, или пожатие руки за успехи. На уровне общества это тюремные наказания за преступления. Сюда же можно отнести наказание голодом и холодом за неспособность заработать нужное количество долларов. Этот способ весьма действенен, но он тоже открыт, а потому вызывает сопротивление. К тому же физическими действиями можно заставить человека работать ради необходимого, но практически невозможно ради приобретения товаров удовольствий.
Изменение заряда точки привязки через связывание
Скрытый и самый распространённый и эффективный способ – связывание точки с другими точками, уже имеющими в данном сознании высокий заряд.
Можно выделить три этапа:
1. присоединение,
2. ведение,
3. изменение.
Присоединение
На этапе присоединения надо понять человека, группу людей или общество. Надо изучить их исходный набор точек привязки: определить, какие точки находятся в оперативном сознании и их заряды, а также наиболее сильные спящие точки привязки. Надо понять систему ценностей людей, научиться говорить на их языке. Далее, надо определить внешнее окружение человека или группы; определить, на какие каналы доступа к сознанию они лучше всего реагируют, какие органы чувств у них сильнее всего задействованы. Следует также понять степень гибкости их сознания и уровень защитных механизмов. На языке маркетинга это называется исследованием рынка и целевой аудитории.
Ведение
На этапе ведения надо завоевать доверие. Надо создать у людей впечатление, что вы понимаете их, разделяете их взгляды, вам близки их ценности, у вас с ними много общего. Затем надо развить их мысли, показать им, что вы знаете как, или, по крайней мере, хотите достичь тех же целей, что и они. Показать, что вы хотите помочь им. Типичной ошибкой управляющего является попытка ввести или аргументировать изменения, исходя из своей логики, своих ценностей, а не из логики и ценностей управляемого. С другой стороны, так обычно поступают те, кто хочет добра управляемому.
Изменение
На этапе изменения можно проводить операции по введению, удалению или смене зарядов (при этом опять отталкиваясь от исходного набора управляемого). Подход присоединение–ведение–изменение гораздо более эффективен, чем попытка заставить человека что-то сделать силой, приказом или авторитетом. Можно представить себе это так. Вы хотите изменить направление движения автомобиля. Подход в лоб – остановить его и приказать ехать в другую сторону. Скрытый подход – подсесть в автомобиль, проехать вместе с водителем, постепенно уговорить водителя, или самому сесть за руль и увести машину в нужном направлении.
Алгоритм введения и изменения заряда точки привязки
Обобщая, можно предложить следующий упрощённый алгоритм изменения сознания.
1. Выберите точку привязки, которую вы хотите ввести или изменить в заряде.
Обычно это товар или брэнд.
2. Перечислите точки привязки, которые имеют высокий заряд (как положительный, так и отрицательный) в сознании управляемой группы людей.
Самый простой подход – отталкиваться от тех точек привязки, которые заданы человеку природой на уровне инстинктов и универсальны для всех людей.
Это жажда, голод, чувство безопасности, половое влечение, красота тела, вид неба, моря, солнца, растений и животных, вид детей.
3. Определите ту исходную точку привязки, с которой вы будете связывать вводимую точку привязки.
Желательно, чтобы исходная связываемая точка привязки имела хоть какую-то логическую или ассоциативную связь с вводимой. Для выбора этой исходной точки можно просто обдумать; воспользоваться словарями или специальными компьютерными программами. Можно просто задать поиск вводимого слова на Интернет и посмотреть, в каком контексте оно встречается.
Если нет подходящих оперативных точек привязки, можно воспользоваться одной из высокозаряженных спящих точек, но предварительно потребуется её "размораживание", ввод в оперативную зону.
4. Определите, как будут связываться вводимая и существующая точки привязки.
Для массового потребителя наличие реальной связи не имеет значения. Можно заменить её чисто формальной.
Связывание изображений проводится через простое совмещение, а также по сходству в форме, цвете, ритме, движении и так далее.
Связывание звука – наложением (например, рекламных слов на известную мелодию), похожестью (красиво звучащим словом, рекламной мелодией на известный мотив или более сложным музыкальным сходством).
Связывание слов и понятий – употреблением в контексте, ассоциациями, логическим и псевдо-логическим выводом.
Эффективна и связь "наискосок" – связывание зрительного образа с заряженной звуковой точкой привязки, связывание слова и звука, слова и зрительных образов.
Рассмотрим пример использования этого алгоритма.
Шаг 1. Вводимый товар – пачка сигарет.
Шаг 2. Универсальная высокозаряженная природная точка привязки – женское тело.
Шаг 3. Готовая высокозаряжённая точка привязки – знаменитость.
Шаг 4. Связывание по изображению – фотография полуголой женщины.
Результат. Получаем на упаковке сигарет фотографию кинозвезды в купальнике, курящей сигареты данной марки.
Можно ввести в сознание что угодно и как угодно. Это будет определяться только зарядом точки, от которой идёт привязывание, количеством купленных каналов доступа к сознанию и конкуренцией, поскольку появится множество похожих по виду и звуку точек привязки, которые конкуренты заходят ввести в сознание, воспользовавшись ситуацией.
Следует также обратить внимание на "беспризорные" (не управляемые) точки привязки. Периодически в массовом сознании возникают высокозаряженные точки привязки, которые никем не управляются в силу того, что предыдущего управляющего не стало, а новый, по какой-то причине не может или не хочет управлять ими. В таком случае, вместо того, чтобы вводить свои новые точки привязки, можно перехватить управление беспризорными.
Изменение гибкости личности
Связи между точками существуют в пространстве и во времени. В пространстве это в основном логика. Во времени это история. Введение новых точек привязки, изменение их заряда или удаление замыканием гораздо проще осуществить в прошлом, чем в настоящем. Причинно-следственные связи в прошлом гораздо слабее, их легче заменить, их сложнее проверить практикой. Поэтому стравливать или объединять людей можно, меняя их историю. Улучшать свой имидж или ухудшать имидж конкурента опять-таки проще в истории, чем в настоящем. Также проще делать изменения в будущем, чем в настоящем – логически связи будущего в принципе предсказать очень сложно. В будущем можно обещать золотые горы или создавать страхи, которых нет сейчас. В целом, разрушение логики и уничтожение истории приводит к резкому повышению управляемости сознанием. Надо понимать, что у сознания должна быть определённая гибкость. Если связи слишком жёсткие, раз и навсегда заданные, то это приводит к невозможности развития сознания и к возникновению противоречий и конфликтов там, где их можно избежать всего небольшим изменением. Сильное сознание готово легко менять второстепенное, но твёрдо стоит на основополагающих принципах.
Готовые наборы точек привязки
Вместо того чтобы вводить-выводить точки привязки по отдельности, часто используется метод задания готовых наборов точек привязки. На языке нашего общества это называется стилем. Подчинение стилю упрощает и управление отдельным человеком, и разбивает всех людей на небольшое количество хорошо управляемых групп. Стиль – это полный аналог языческого культа или секты. Человеку не надо рассуждать, он действует согласно заданным правилам или изредка спрашивает совета у жрецов своего культа – в редакции соответствующего журнала. Важным элементом задания стиля является его носитель, модель поведения, модель подражания – поп-знаменитость. Обычно стили строятся вокруг знаменитостей и умирают или изменяются с уходом их со сцены. Надо понимать, что стили используют все каналы доступа к сознанию и задают абсолютно все стороны жизни – внешность, одежду, поведение, общение, ценности, а главное – покупки. Одним из вариантов задания готовых наборов точек привязки является и современное западное "образование". Оно – словно определённая ограниченная программа, которая закладывается в сознание студента, чтобы он смог выполнять ограниченный же набор действий. Не случайно и проверка знаний студента ничем не отличается от проверки работоспособности компьютерной программы – данные на входе в виде вопроса, данные на выходе в виде выбора одного из готовых вариантов ответа. Эффективность этого "образования" в том, что человека ещё и заставляют платить за этот набор точек привязки. Если мы посмотрим на прайс-листы ВУЗов, то там прямо и указана цена в розницу, цена за курс или кредит. В будущем можно будет брать отдельную плату за каждое понятие. Это раньше образование занималось воспитанием личности, творчества, самостоятельности. Сегодняшний студент – это робот, который платит за каждый кусок программы, который ему позволят загрузить в себя. Для более развитых сознаний, которые не удовольствуются набором стиля от Бритни Спирс, общество использует способ загона в глубокие, но очень узкие пространства точек привязки. Такие люди становятся исключительными специалистами в какой-то области науки, но совершенно не ориентируются в происходящем в целом. Выйдя за пределы своей лаборатории, они мало, чем отличаются от остальных потребителей. И, наконец, вместо смены отдельных зарядов, с которой можно бесконечно спорить, и вместо задания набора, который не все примут, используется общая смена точки отсчёта. Когда человек читает книгу или смотрит фильм, он как бы мысленно становится на точку зрения автора, он непроизвольно восстанавливает ту проекцию, из которой смотрел автор. Если правильно использовать подход присоединения – ведения – изменения, то почти любого человека можно увести в новую точку отсчёта.
Уничтожение способности мыслить
Одним из главных условий полного контроля сознания является уничтожение способности человека создавать свои сетки значений, способности мыслить. Подавление мышления начинается с отсутствия необходимости думать для поддержания ежедневной жизни. Готовые товары в магазинах на любой случай полностью отучают от способности шевелить руками или мозгами. В воздействии через каналы, эффективным способом подавления стало постоянное забивание оперативной зоны сознания заведомо высокозаряженными точками привязки – насилием, сексом, грубостью, яркими цветами, громкими резкими звуками, мелькающим, постоянно меняющимся изображением. Ещё один способ – это создание огромного потока информационного шума, в котором человек перестаёт ориентироваться и хватается за наиболее часто повторяемые и наиболее громкие сигналы. Образование сводится к загрузке готовых точек привязки, в основном конкретных фактов и алгоритмов действий, но не обучение способности формировать свои мысли и суждения.
Замена реальных причинно-следственных связей на фиктивные
Следствием контроля сознания является необходимость замены многих причинно-следственных связей между точками привязки на фиктивные. Посмотрите практически на любую рекламу, и вы заметите, что образы пышущих здоровьем и красотой людей или животных не имеют никакого отношения к рекламируемым ими товарам. Два никак не связанных изображения просто совмещены на компьютере. В таких товарах как сигареты, алкоголь, псевдо-еда из фаст-фуд ресторанов, вид здоровых людей прямо противоречит реальным последствиям от использования этих товаров. Посмотрите на совмещение автомобилей и живописных видов, на обилие зелёного цвета и картинок чистой природы в образах нефтеперерабатывающих корпораций.
Использование концепции деструктивной секты
Несложно определить, в каком направлении будут дальше развиваться бизнес-технологии. Сравнение методов современного маркетинга и приёмов, которые используются в деструктивных религиозных сектах, показывает, что в обоих случаях используются одни и те же подходы. Чем сильнее идеализируются брэнды, тем больше совпадают эти методы. Ниже приводятся основные приёмы, которые были выявлены в результате исследования сект. Сопоставьте их с современным учебником маркетинга, и сравните с контролем сознания общества, который осуществляет рыночная экономика через СМИ.
Стадии завоевания контроля над сознанием в секте:
- Размораживание – дезориентация, доведение до психологической аморфности и хаотического состояния сознания. Шокирование новыми фактами и знаниями.
- Изменение – создание и пошаговое навязывание новой идентичности. Логическое объяснение и обучения новым идеям и концепциям.
- Замораживание – закрепление новых стереотипов. Отделение от прошлого, новое имя, новый язык клише, новая группа общения.
Использование чувства вины для дезориентации сознания:
- вина собственной идентичности,
- социальная вина,
- историческая вина,
- ритуальное и публичное признание "грехов".
Условия контроля сознания – сектой и рыночной экономикой:
- Создание ощущения собственной неполноценности, при одновременном внедрении готовых моделей поведения, которые ведут к "успеху".
- Подавление прежнего поведения через вознаграждения и наказания.
- Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.
- Содержание людей в состоянии неведения и неспособности осознавать происходящее.
- Контроль времени человека, особенно времени на размышление.
Техники, останавливающие мышление – в секте и на телеканале:
- Монотонное пение, бесконечное повторение фраз и слов, скандирование, визуализации, повторяющиеся действия.
- Уничтожение границ личности через извлечение или внедрение признаний, страхов и секретов.
- Перегрузка сознания через усвоение массы информации за короткое время с невозможностью критической проверки.
- Неадекватное питание.
Контроль информации – в секте, в корпорации и в рыночной экономике:
- Утаивание информации, искажение информации, открытый обман.
- Максимальное ограничение доступа адептов к некультовым источникам информации; загрузка адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.
- Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).
- Широкое использование созданной в рамках культа пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).
- Поощрение только "хороших" и "правильных" мыслей, устанавливаемых лидером.
Контроль поведения в секте. Сравните с контролем поведения поклонников культа – потребителей, и с контролем поведения сотрудников в корпорации.
- Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).
- Посвящение значительной части времени индоктринации и групповым ритуалам.
- Создание необходимости спрашивать разрешение для принятия любых решений.
- Использование наград и наказаний.
- Уничтожение индивидуального мышления, замена его групповой мыслью.
- Установление жестких, детальных правил и предписаний.
- Требование полной покорности, то есть конформизма.
Создание системы виртуального мира
Полная замена точек привязки сознания на контролируемые брэнды, как в сознании одного человека, так и в сознании общества, логически ведёт к созданию системы полностью контролируемого виртуального мира.
Первым шагом является объединение всех каналов доступа к сознанию, их интеграция в единую взаимодействующую систему. Один и тот же брэнд, одна и та же знаменитость должны присутствовать в каждом канале. Куда бы ни пошёл человек, он должен везде видеть одни и те же образы. Виртуализация мира начинается с комплексной рекламной кампании. Интеграции помогает создание медиа-корпораций, которые владеют не отдельной газетой или телеканалом, а полным набором средств массовой информации, что резко упрощает координацию действий. Посмотрите, что сегодня происходит при выходе на экраны нового кинофильма. Одновременно выходит компакт-диск с музыкой к фильму; компьютерная игра, построенная на персонажах и сюжете фильма; телесериал по сюжету фильма; веб-сайт, посвящённый фильму; книга по тому же сюжету. В магазинах появляется одежда, косметика и аксессуары с брэндами из этого фильма, в ресторанах фаст-фуд и в супермаркетах – еда в обёртках с картинками из фильма. О фильме рассказывают одновременно в газетах, журналах, теле- и радионовостях; показывают "трейлер", интервью с создателями и фрагменты из фильма. Рекламные щиты появляются на улицах, в шопинг-центрах и в местах скопления людей, например, на стадионах. "В будущем, куда бы вы ни посмотрели, что бы вы не услышали, все изображения и все звуки будут чьим-то брэндом". Вторым шагом является замыкание отражений внутри виртуального мира. В каналы подаётся только та информация, которая относится к создаваемому виртуальному миру, но отсекается всё, что относится к внешнему миру. Программа новостей рассказывает об отзывах зрителей о телепередаче, которая была посвящена тому, как снимался фильм о съёмках фильма, в котором актёры изображали актёров, которые изображали журналистов во "вложенном" фильме, сюжет которого посвящён жизни спортсменов, в том виде как её представляют авторы сценария и режиссёры фильма. Эти новости представляют десятую производную от реальных событий, или вообще не основаны ни на каких реальных событиях. Как формируются даже те немногие новости из реального мира? Журналист не имеет возможности просто так войти на территорию частной компании или получить информацию об её деятельности. В каждой корпорации есть отдельное подразделение, занимающееся "связями с общественностью", или паблик-рилэйшнз (пи-ар). Этот отдел предоставляет информацию журналистам о компании и, естественно, следит за тем, какая это информация, и какой образ компании складывается у журналиста, зрителя и читателя. Сколько информации несут даже такие "новости"? 66 процентов всей газетной и журнальной площади – прямая открытая реклама. Каждые восемь из 30-ти минут вещания по ТВ – рекламные ролики. Стоимость появления товара-брэнда в голливудском фильме – от 10 тысяч долларов. За то, чтобы персонаж подержал этот товар в руках – от 30 тысяч долларов. За фразу с упоминанием товара – по договору в зависимости от фразы. Третьим шагом является введение самого человека в виртуальный мир как участника. Сначала человек думает только на темы того, что было показано по телевизору. Знаменитости, которых он никогда не видел, становятся для него самыми близкими людьми. Они ужинают вместе с ним. Он знает обо всех событиях и обо всех скандалах в их жизни, завидует их гонорарам (которые сам и оплачивает). Он обсуждает виртуальные события со своими коллегами, соседями и родственниками. Следующий этап более активный – это покупка акций того или иного брэнда виртуального мира. Человек начинает чувствовать финансовую связь между собой и брэндом, у него появляется сильный "шкурный" интерес, а не просто любопытство. События в виртуальном мире прямо отражаются на его материальной жизни. Наконец, в последние десять лет виртуальный мир дал возможность любому стать прямым участником событий, возможность буквально войти в этот мир через компьютерные игры. Человек слился с одним из заранее приготовленных персонажей. Четвёртым шагом – или первым – является введение человека в виртуальный мир с момента его рождения. Хорошие маркетинговые агентства сегодня работают по стратегии "от колыбели до могилы" (cradle-to-grave). С самого юного возраста по детскому сознанию ведётся реклама не только детских товаров вроде конфеток и игрушек, но и взрослых товаров. Расчёт на то, что в детской памяти отложатся взрослые брэнды, и когда ребёнок вырастет, он уже будет запрограммирован на определённые корпорации и будет покупать именно их товары, связанные с подсознательными детскими ощущениями. Профессионалы маркетинга говорят, что в 18 лет с подростком уже поздно работать – к тому времени другие брэнды уже захватили его сознание.
Хождения по кругу
Особенности всех виртуальных миров – их примитивная зацикленность, бесконечное вождение сознания по малоизменяющемуся кругу. В восточных религиях это перебирание чёток, в средневековье – бесконечное повторение одних и тех же молитв. У высшего европейского света – бесконечная игра с 36-ю картинками со своими изображениями или в буквальном смысле катание шарика по кругу. В современном обществе это бесконечные спортивные соревнования вроде однотипных баскетбольных, бейсбольных или хоккейных матчей, которые повторяются с очень небольшими вариациями каждый день, по 3-4 часа. Это годами идущие телесериалы, это новости о бирже – акция пошла вверх, акция пошла вниз, акция пошла вверх, акция пошла вниз. Это мода, возвращающаяся от больших пуговиц к маленьким, от узких носков к широким, и каждый раз с диким восторгом. Это компьютерные игры, в которых раб монитора сотнями раз нажимает одну и ту же последовательность кнопок, стремясь сделать нажать чуть быстрее, чем в предыдущий раз. Для управляющего зацикленность очень удобна, поскольку это не требует затрат и не ведёт к возникновению противоречий.
manager.nskhost
21.10.2005
Комментарии
Написать комментарий