Новости

Торговля обороняется от покупателей

Производители и продавцы потребительских товаров пытаются совместно выработать инструменты борьбы с покупателями, зачастую злоупотребляющими своими правами. На днях в Москве компания ARK Business Group провела семинар, на котором компании потребительского сектора пытались выработать новые способы борьбы с привередливыми клиентами.
Участники рынка отмечают, что количество исков потребителей в последнее время значительно возросло и многие компании терпят убытки от того, что их клиенты научились пользоваться правами, предоставленными им законом "О защите прав потребителей".

Закон "О защите прав потребителей" был принят в 1992 г. Последние изменения в этот документ были внесены в январе 2005 г. – в большинстве своем они еще больше усилили позиции покупателей по отношению к производителям и продавцам. По закону продавец должен обменять некачественный или не понравившийся покупателю товар, либо вернуть его полную стоимость. Если дело доходит до суда, то проигравшую сторону могут также обязать выплатить компенсацию морального вреда или материального ущерба.

Чаще всего сталкивается с недовольством потребителя торговля, которая, по мнению юриста Майи Комиссаровой, представляет собой наименее защищенный слой нашего бизнеса. Покупатели редко идут с претензиями к производителю, который часто находится слишком далеко от места продажи товара, а звено посредников вообще практически никогда не страдает от претензий конечного потребителя. В последнее время участились обращения лишь к импортерам автомашин. "По закону предъявить претензии можно даже к тому, что потребителя не ознакомили, как правильно носить обувь, – рассуждает г-жа Комиссарова. – Однако никому же не приходит в голову прилагать к каждой проданной скрепке инструкцию по эксплуатации, а делая стрижку, подписывать соглашение на проделанную работу". Аргументы юристов, консультирующих торговые компании, зачастую сводятся к тому, что покупатели в большинстве своем с тонкостями законодательства не знакомы. А единственное оружие компании – грамотно составленный договор. "В момент покупки мало кто думает, что впоследствии с приобретенным товаром могут возникнуть проблемы, – отмечает Майя Комиссарова. – И покупатели не знакомятся досконально с содержанием бумаг, гарантийных талонов, прилагаемых к покупке. Впоследствии претензии покупателя можно отклонить, если он не знаком с подробностями договора".

Безусловно, компании, выпускающие крупногабаритные или дорогостоящие товары, ощущают возврат каждой единицы товара. Поэтому они не готовы договариваться "полюбовно" в спорах с покупателями, и количество судебных дел в таких компаниях обычно велико. "Мы торгуем мебелью – товар недешевый, поэтому возвращение даже одного гарнитура, собранного под конкретный заказ, ощутимо", – утверждает старший юрисконсульт подмосковного производителя мебели Mobel & Zeit Елена Мокина. По ее словам, сейчас, например, компания рассматривает претензии покупательницы, которая неправильно указала параметры квартиры, и мебель не удалось туда внести. В результате она требует возвращения стоимости покупки. "Такие случаи не единичны и ежегодно выливаются в значительную сумму", – добавляет г-жа Мокина. Однако конкретных сумм представители компаний предпочитают не называть, ссылаясь на то, что сводных документов по таким статьям не создается.

Большинство продавцов относительно недорогой продукции предпочитают не доводить дело до суда. "Если мы не уверены в прочности нашей позиции, то предпочитаем идти на уступки покупателю, – рассказал RBC daily представитель одной из крупных московских компаний, торгующих компьютерными товарами. Но, по его словам, покупатели часто судятся даже по мелочам, когда судебные издержки во много раз превышают стоимость товара. Недавно, например, эта компания выиграла дело, возбужденное по покупке на сумму 5 долл., тогда как судебные издержки составили несколько тысяч рублей. "В магазинах нашей сети попытки возврата приобретенной одежды – обычное явление, – соглашается начальник отдела розничной торговли сети "Панинтер" Татьяна Лепешкина. – Часть из них – вполне объективные, связанные с тем или иным производственным браком, и в таких случаях мы без возражений принимаем товар и компенсируем его стоимость". Однако, по ее словам, бывают случаи, когда покупатели слишком усердствуют и заранее перестраховываются, чем вводят компанию в определенные убытки. Например, не так давно покупательница, обнаружив брак на кофточке, сначала заказала экспертную проверку, и уже с официальным подтверждением производственного брака принесла эту вещь сдавать. "Мы бы в любом случае приняли товар, так как случай совершенно очевидный, а так пришлось возвращать стоимость товара и стоимость экспертизы, – рассказывает Татьяна Лепешкина. – Кофточка стоила 500 руб., а экспертиза – 900".

Юристы отмечают, что искаженные представления потребителей о законодательстве потихоньку становятся настоящим бичом для российского бизнеса, но при этом население еще плохо разбирается в юридических тонкостях при защите своих прав. "Скорее, можно наблюдать гипертрофированное представление о правах и способах их реализации", – комментирует RBC daily ситуацию управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. По его словам, ситуация "подогревается" сообщениями прессы об исках американских потребителей, которые периодически отсуживают миллионы долларов за моральный или физический ущерб. "В США практикуются штрафные санкции как метод воздействия на крупных производителей потребительских товаров. В результате нам приходится сталкиваться с многочисленными требованиями к компаниям со стороны потребителей, посчитавших себя в чем-то ущемленными, – добавляет Юрий Добронравов. – И многие надеются получить огромные компенсации морального вреда за то, например, что нашли инородный предмет в гамбургере из "Макдональдса". Однако в нашей законодательной системе потребитель имеет право взыскивать лишь реальные убытки, и в лучшем случае можно рассчитывать на какие-нибудь сотни рублей".

Елена Желобанова
RBC daily

30.09.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 12:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация