Интервью

"Я купил себе велосипед" - Олег Тиньков

Бывшему пивовару Олегу Тинькову не дают покоя лавры российских олигархов. Минувшим летом 37-летний Тиньков за свой небольшой пивной бизнес с годовой выручкой менее $50 млн сумел получить $201 млн от бельгийской InBev. Но этого недостаточно, чтобы осуществить мечту Тинькова - попасть в золотую сотню Forbes.
Теперь предприниматель из Петербурга ищет бизнес, который позволит ему заработать $1 млрд. О своем банковском проекте, перспективах IPO ресторанной сети и планах строительства новой Москвы Олег Тиньков, мастер спорта по велосипедным гонкам, рассказал в интервью "Ведомостям".

- Вам удалось продать пивной бизнес "Тинькофф" за $201 млн. Но у вас было много долгов, сколько в итоге вы заработали на сделке?

 - У нас люди любят посчитать чужие деньги. Чтобы успокоить всех, скажу, что сделка была выгодная для меня и заработал я не так много, как хотелось бы. Получилось где-то $80 млн.

-  А сколько хотелось?

- Я бы мог заработать где-то $150 млн, если бы "Альфа-групп" в тот момент не атаковала InBev. InBev проплатилась слишком (в начале 2005 г. компания выкупила 8,7% акций дочерней компании SUN Interbrew у "Альфа-групп" за $350 млн. - "Ведомости"). Пришлось мне заработать меньше.

- $80 млн - это чистыми?

- Да, чистый доход. Следующий этап - $1 млрд.

- Уже начали их тратить?

- Да, купил себе велосипед. Карбоновый Colnago Leonardo da Vinci (модель 2005 г., стоимость - около 6500 евро. - "Ведомости").

- А правда, что в последний момент с аналогичным предложением купить "Тинькофф" к вам пришла SABMiller?

- SABMiller участвовала в переговорах, они предлагали на 10% больше, чем InBev. То есть $20 млн еще можно было заработать. Но SABMiller действовала медленнее, они пассивные на российском рынке.

- Вы так торопились продать компанию, что даже $20 млн не заставили вас подождать?

- Я никуда не торопился, мне нравится работать с InBev. Мне было приятнее и интереснее остаться с InBev, потому что они более расторопные ребята и мне будет проще дальше с ними работать и сотрудничать.

- По условиям сделки вы вошли в совет директоров дочернего предприятия InBev - SUN Interbrew. Какие у вас там функции?

- Я еще ни на одном заседании не был. Первый будет в декабре, где-то на о. Джерси. Они ждут от меня большего, даже предлагают на операционном уровне им помогать с точки зрения маркетинга, продаж, слияний и поглощений.

- На какой срок вы в совете директоров?

- Не знаю, пока не выгонят.

- Расскажите, как вы распорядитесь этими $80 млн? Кроме велосипеда еще что-то будете покупать?

- Планирую что-нибудь сделать еще, не знаю что. Я ко всем идеям готов, с февраля что-нибудь начну. До февраля буду находиться в состоянии отдыха и раздумий, счастливый, молодой и пьяный…

- Но у вас ведь были какие-то идеи?

- У меня есть идеи, связанные с банковским бизнесом. Можно создать банк, который бы выпускал кредитные карты.

- Вы хотите пойти по стопам Рустама Тарико?

- Нет, у меня принципиально другая идеология, никак не связанная с тем, что Тарико сейчас делает. Вторая идея - в секторе real estate: например, построить город под Москвой. "Нафта-Москва" заявляла про такой проект, если они этим не займутся, тогда я делать буду.

- Вы в недвижимости как инвестор хотите поучаствовать?

- Полностью построить: инвестор, девелопер, застройщик. Новый город, хочу его назвать Москва-2. У меня есть мечта - стать миллиардером, а как ее воплотить в жизнь? Нужно идти в рынок, который стоит не менее $5 млрд. Это финансовый сектор, недвижимость, нефть и газ, другие ресурсы. Когда я смотрю Forbes, я считаю несправедливым, что меня нет в списке миллиардеров, я должен исправить свою ошибку. Я читал, что все миллиардеры дико сексуальные.

- В потребительский сектор не будете возвращаться?

- Нет. В потребительские рынки точно не хочу. Потребитель меня достал, его убедить трудно. И я считаю, что уже поздно, все рынки захвачены. Разве что ритейл, но и то в регионах нужно строить. Я, как никто другой, знаю, как работать с потребителем и какой он неблагодарный. Мы делали едва ли не самое дорогое пиво. Его себестоимость выше, чем себестоимость мейнстримового пива на полке. А потребителя не убедить, он думает: "Да ну, нас все обманывают!" Потребитель недоверчивый, пока еще не хочет платить деньги за качество. Устал я от наших потребителей. Лучший бизнес - это b2b.

- Но ведь когда вы входили на пивной рынок, он уже тоже был очень конкурентным.

- Мы сразу четко понимали, что нужно отличаться. Это был новый продукт, принципиально другая стратегия. И хотя шансов не было, мы все равно были успешны. Мы бы и дальше были успешны, если бы не вышел закон, ограничивающий рекламу пива. Мы бы сражались, боролись и победили, но Госдума подрезала нам крылья. В октябре закон приняли, в декабре он вступил в силу, а с января я стал вести переговоры. Я понял, что этот закон на руку только большим производителям.

- То есть если бы не закон, вы бы отказались от продажи бизнеса?

- Я бы не отказался, просто продал бы через пару лет, но дороже. Все равно бы продал, потому что, честно говоря, мне скучно. Я люблю и умею создавать вещи, а не тупо их сохранять. Я построил три завода с нуля, ни одного не приватизировал. Я все создаю, а потом продаю. Кто-то их развивает, иногда не совсем успешно, как в случае с "Дарьей".

- Но у вас еще есть сеть ресторанов "Тинькофф". Что будет с ними и с вашими планами построить сеть пивбаров "Т"?

- Да, рестораны не вошли в сделку. Все 10 существующих ресторанов и два строящихся сейчас в Ростове и Тольятти будут принадлежать мне. Я очень счастлив, что у них теперь нет долгов. Для меня это новое состояние - бизнес без долгов. Мы в начале октября открываем в центре Москвы первый "Т-бар". Это бета-версия, будем его тестировать в течение 3-4 месяцев. Точно такой же открывается и в Самаре, чтобы пройти региональный тестинг. Если проект будет удачным, то совершенно спокойно будем инвестировать порядка $20 млн и откроем 200 баров по всей стране в течение 1,5-2 лет. Наша задача - стать крупнейшей в России ресторанной группой. К 2008 г. мы хотим оборот в $100 млн, а потом либо придет стратегический инвестор, либо будет IPO.

- А InBev как-то будет участвовать в развитии вашей ресторанной сети?

- Мы будем координировать маркетинговую программу по условиям нашего соглашения. Cо следующего года сеть ресторанов "Тинькофф" будем рекламировать по телевизору.

- А зачем вы начали продавать помещения, в которых находятся рестораны?

- Это стратегия: мы хотим продать, а затем арендовать все помещения, которые нам принадлежат. Недвижимость - это один бизнес, а рестораны - другой. На вырученные деньги от продажи недвижимости будем развивать дальше эту сеть. Наш бизнес - жарить сосиски и варить пиво, не ждать, когда подорожает или подешевеет квадратный метр. Мы можем занять $20-30 млн, главное - со стратегией не ошибиться.

- Весь бизнес "Тинькофф" был построен на кредитах. Это не опасно?

- Может, я что-то неправильно считаю, но это задача предпринимателя - развивать бизнес на чужие деньги. Свои $80 млн я, например, не горю желанием вкладывать. Я же не сумасшедший.

- Как вам удавалось убедить банки вкладывать в ваш бизнес?

- Потому что я делаю все правильно и люди видят это и финансируют. Это уже не первый год. Бизнес идет с 1993 г., и всегда все получается. Есть success story, а у банкиров это называется "положительная кредитная история". Банк "Зенит" внес наибольший вклад в это дело. Они понимали, что ничего плохого быть не может.

- А на новый проект деньги тоже в "Зените" брать будете?

- Ну и в "Зените" в том числе, почему нет? Мне они вообще нравятся, они хорошие ребята, молодые, продвинутые. Я был во многих банках больших, там очень много бюрократии ненужной. У нас и так государство обюрокрачивает бизнес, а тут еще и банки с другой стороны.

- Недавно голландская Heineken приобрела "Пивоварни Ивана Таранова". Как вы оцениваете эту сделку?

- Мне трудно ее комментировать, пока я не знаю реальную стоимость сделки. Могу сказать только, что ПИТ молодцы, в правильное время продались. Я думаю, что и "Красный Восток", и "Очаково" в конце концов будут проданы. Это здравый смысл, с ними [транснациональными корпорациями] бороться невозможно.

- Как будет выглядеть пивной рынок через два-три года?

- Останутся четыре производителя, которые будут контролировать 85% рынка. Первой будет BBH, на 2-м - твердо InBev, дальше - Heineken и SABMiller. Efes будет частью вышеперечисленных.

- А SUN Interbrew будет покупать "Красный Восток"?

- Я не знаю, какие у них планы. Я бы на их месте купил. Я буду голосовать за покупку.

- Говорят, у вас есть проект, связанный с велосипедным спортом.

- В свое время я был гонщиком, велосипедистом, выступил за сборную Кемеровской области. В рамках поддержки отечественного спорта я решил стать спонсором велокоманды. Это питерская команда, которую тренирует великий тренер Александр Кузнецов. В России всего две профессиональные команды - "Омнибайк" в Москве и "Локомотив" в Питере. Одна из них теперь станет нашей и будет называться "Тинькофф-ресторанс". Мы не на уровне акционерного капитала заходим, а как спонсоры. И, без ложного пафоса, моя задача проста - чтобы на Елисейских Полях зазвучал российский гимн. Это сугубо меценатский проект, тут никакого бизнеса нет. Это не футбол, где можно деньги возвращать, это игрушка с патриотическим вкусом. Нам она будет стоить порядка $1,5 млн в год.

БИОГРАФИЯ
Олег Тиньков родился 25 декабря 1967 г. в г. Полысаево (Кемеровская обл.). В 1986-1988 гг. служил в армии. В 1988 г. переехал в Ленинград и поступил в Горный институт (не окончил). В 2000 г. окончил курсы Diploma Marketing Programm in University of California (США). С 1992 г. занимался оптовой тороговлей электроникой из Сингапура, создал сеть магазинов бытовой техники "Техношок" в Петерубрге. В 1997 г. продал ее за $7 млн. В 1998 г. открыл в Петербурге ресторан с пивоварней "Тинькофф" (ресторан обошелся ему в $1,2 млн). Одновременно создал компанию по производству пельменей "Дарья", которую в 2002 г. продал за $21 млн компании "Планета-менеджмент". В 2005 г. продал пивной бизнес "Тинькофф" бельгийской InBev за $201 млн. Остается владельцем сети ресторанов "Тинькофф-ресторанс".

О КОМПАНИИ
Пивоваренная компания "Тинькофф", принадлежавшая Олегу Тинькову, владела двумя заводами в Петербурге совокупной мощностью 22,5 млн дал пива в год и сетью из 10 ресторанов-пивоварен. Основные брэнды - "Тинькофф", "Т", "Текиза". В 2004 г. выручка компании составила $42,5 млн. По данным "Бизнес Аналитики", доля компании на рынке не превышает 1%. В июле 2005 г. бельгийская пивоварния InBev объявила о покупке за $201 млн пивоваренного бизнеса "Тинькофф", включающего два пивзавода и права на марки.

Антон Сарайкин, Ведомости

26.09.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 02:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация