Школа рекламиста

Расчет эффективности BTL-кампаний

Меня с давних пор мучил вопрос: как наиболее эффективно спланировать BTL-акцию? Какие показатели позволяют судить – прошла промо-акция успешно или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним эффективность ATL и BTL. Медиа. Здесь все просто: основными показателями эффективности является охват ЦА, частота контакта. Кроме того существует ряд т.н. "буферных показателей" (Affinity, СPT, TRP, CPP, GRP и другие медиаметрические показатели).
Суть от этого не меняется. Все сводится к тому, что "увидел ли представитель ЦА рекламное сообщение или нет". Однако, пойдет ли после этого КАЖДЫЙ (тот, кто увидел рекламу) потребитель в магазин и купит ли этот продукт, - это вопрос. Здесь уже влияет масса объективных маркетинговых факторов (креатив сообщения, продукт, рынок, ЦА и т.д.)
Другими словами, ATL - песчинка в пустыне мотивационных факторов, влияющих на покупку того или иного продукта и будет ли он лоялен. А если конкретно, то многие эксперты считают, что около 5% медийная часть ATL-рекламы способствует продажам. Опять же: все очень относительно.

Другое дело – BTL. Здесь очень часто ставятся конкретные задачи, например, увеличить объем продаж. В среде профессионалов BTL довольно часто муссируется темы "окупаемость акции", "долгоиграющий эффект". Однако конкретной системы расчета эффективности BTL-кампании я до сих пор не встречал. Маркетологи российских компаний-производителей начали придумывать свои know how. У кого-то это получалось успешно, а у кого-то нет. На мой взгляд, самая эффективная система BTL-планирования – это та система, которая позволяет с минимальной долей относительности спрогнозировать продажи. Естественно 100-процентно выверенно сделать это нельзя. Я думаю, понятно почему. Кроме того бытует мнение (по-моему, не совсем профессиональное), что акция прошла успешно, если прибыль от продаж в период проведения акции окупила затраты на промо. Это ошибка. Такая логика не всегда срабатывает, если продукт недорогой и только что вышел на рынок. Здесь главное не обращать внимание на продажи, а на то, сколько человек ознакомилось с новым продуктом. И критерий оценки должен быть количество контактов с ЦА и стоимость контакта (здесь BTL в некоторой степени выполняет медийную функцию с той лишь разницей, что качество контакта выше). Но как спрогнозировать так называемый "долгоиграющий эффект" акции на длительный период? Как рассчитать динамику продаж, предположим, в течение года?

Я расскажу о системе, которая применяется одной крупной зарубежной компанией FMCG (top 20 по совокупному объему продаж). Система называется так: "Расчет incremental volume" (incremental volume – это и есть тот самый "долгоиграющий эффект". Она позволяет спрогнозировать динамику объема продаж по результатам проведенной промо-акции).

Система, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ и недостатков.
К недостаткам я бы отнес ее "неуниверсальность". Она эффективно работает в том случае, если продукт довольно давно представлен на рынке. Следовательно, есть определенная статистика и исследования, исходя из предыдущего опыта. От того, насколько достоверны цифры (они должны предоставляться маркетологами компании-производителя), зависит точность прогноза.
Преимущества в том, что она, по моей информации, единственная в своем роде.

Когда я узнал о системе, то решил обкатать ее на одном из своих проектов (недавно провел акцию для своего клиента – одного из лидеров рынка мясной продукции). Поэтому все исходные цифры реальные. В качестве "плацдарма" расчетов возьмем 1 торговую точку, где проходила промо-акция.

Incremental volume.


Шаг 1. Для начала проанализируем ситуацию с продажами до проведения промо-акции. Эти данные можно узнать у маркетолога или Бренд-менеджера клиента:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж в обычные дни (1 день) 20 шт. Vsale(day)   Предоставляется клиентом на основании мониторинга розницы

Методом нехитрых математических вычислений узнаем месячный/годовой объем продаж продукта:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж в обычные дни (1 месяц) 600 шт. Vsale(month) Vsale(day) х 30  
Объем продаж в обычные дни (1 год) 7200 шт. Vsale(year) Vsale(month) х 12  

Шаг 2. Теперь нам необходимо узнать прибыль с одной единицы продукта. Этой информацией владеет клиент. Однако могут возникнуть определенные трудности , т.к. не всегда компания-производитель предаставляет подобного рода информацию, считая ее коммерческой тайной. Однако это необходимая constanta, к которой мы будем не раз обращаться по ходу расчетов. В целях общего интереса клиент предоставил информацию о прибыли с одной единицы продукции:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Прибыль с одной пачки 0,1 $ Inc   Предоставляется клиентом

Шаг 3. На основании расчетов объема продаж и прибыли с одной пачки нетрудно узнать прибыль по данному продукту в день/месяц/год:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Прибыль в 1 день 2,00 $ Inc(day) inc x Vsale(day)  
Прибыль в 1 месяц 60,00 $ Inc(month) inc x Vsale(month)  
Прибыль в 1 год 720,00 $ Inc(year) inc x Vsale(year)  

Итак, мы выяснили основные исходные данные (Объем продаж в 1 год и Прибыль с одной точки в 1 год), необходимые нам для сравнения. Следующий этап (самый сложный). Нам необходимо рассчитать объем продаж и прибыль в т.н. промо-год (я имею ввиду год, когда проходила промо-акция). Общий объем продаж – это сумма объема продаж в период промо-акции, объема продаж в обычные дни и объема продаж от т.н. "конвертированных" покупателей. Соответственно и прибыль узнается тем же путем.

Шаг 4. На основании статистики проведенной промо-акции мы имеем следующие данные о продажах продукта в промо-день (информация предоставляется в отчете супервайзером):

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж в 1 день промо 50 шт. Vsale(PromoDay)   Предоставляется агентством по результатам промо-акции

Акция проходила в течении 5 дней. Соответственно:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж в 1 день промо 250 шт. Vsale(Promo) Vsale(PromoDay) x 5  

Шаг 5. По аналогии с предыдущим расчетом прибыли в обычные дни узнаем прибыль, полученную в период проведения промо-акции:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Прибыль в 1 день промо 5,00 $. Inc(PromoDay) Vsale(PromoDay) x Inc  
Прибыль в 5 день промо 25,00 $. Inc(Promo) Vsale(PromoDay) x 5  

Шаг 6. Итак, рассчитаем реальный объем продаж в год с учетом 5 дней продаж в промо-дни (здесь маленький нюанс: к годовому объему продаж прибавляется не объем продаж в промо-дни, а разницу объема продаж в 5 промо-дней и объем продаж в те же 5 дней, если бы акция не проводилась)…

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж в обычные дни+промо (1 год) 7350 шт. Vsale(PromoYear) Vsale(Promo) + Vsale(year) - Vsale(day) x 5  

… и прибыль:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Прибыль в 1 год (с учетом продаж в промо) 735 $ Inc(PromoYear) Vsale(PromoYear) x Inc  

Соответственно, дополнительная прибыль (по сравнению с обычным годом) у нас составила:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Дополнительная прибыль, полученная в результате промо в год 15,00 $ AdInc(PromoYear) Inc(PromoYear) - Inc(year)  

Подведем промежуточный итог. Мы имеем данные по объему продаж/прибыли в обычный год (Vsale(year) и Inc(year)) в те же данные в год, когда проводилась промо-акция (Vsale(PromoYear) и Inc(PromoYear)).

Шаг 7. Переходим к самому главному, а именно к расчету т.н. "долгоиграющего эффекта" в результате проведенной акции. Здесь нам опять понадобятся исходные данные от клиента на основании его исследований, а именно среднее количество покупок продукта одним человеком в месяц (как правило эти показатели предоставляются клиентом при помощи качественных исследований, а можно и самому просчитать исходя из данных розницы и жизненного цикла продукта. Но лучше узнать в отделе маркетинга клиента – там есть точные цифры).

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Средняя покупка 1 человеком в месяц 5 шт. VsalePers(month)   Предоставляется маркетологами клиента на основании исследования (влияет жизненный цикл продукта)
Средняя покупка 1 человеком в год 60 шт. VsalePers(year) PersVsale(month) x 12  

По знакомой уже системе рассчитываем прибыль в год с одного человека:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Прибыль от одного человека в год 6,00 $ IncPers(month) PersVsale(year) x inc При условии, что цены не изменились

Шаг 8. Теперь переходим к статистике промо-акции. За основу берем показатель количества контактов с ЦА в течении 1-го промо дня (можно даже рассчитать: акция проходит 4 часа в день. На один контакт затрачивается 4,4 мин. В час 60/4,4 мин = 13,6 контакта. В день 13,6x4=54,4 контакта. Округлим до 54).

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Количество людей, ознакомившихся с продуктом в результате 1 дня промо-акции 54 чел Qpers(PromoDay)   Статистика промо-акции. Можно просчитать. Акция проходит 4 часа в день. На один контакт затрачивается 4,4 мин. В час 60/4,4 мин = 13,6 контакта. В день 13,6x4=54,4 контакта. Округлим до 54.
Количество людей, ознакомившихся с продуктом в результате 5 дней промо-акции 270 чел Qpers(Promo) Qpers(PromoDay) x 3  

Шаг 9. Здесь самая суть системы. Нам необходимо найти количество "конвертированных" покупателей. Другими словами, какое количество людей, попробовавших продукт, в дальнейшем будут покупать его. На это влияют несколько факторов: сам продукт (качество), цена, конкуренция в товарной и ценовой нише. При анализе потенциального потребителя будем исходить "от обратного" - определим основные причины, в результате которых потребитель ознакомившись с продуктом в ходе промо-акции, может отказаться от дальнейших покупок (здесь уже пошел чистой воды маркетинг и бренд-менеджмент):

  1. Низкое качество
  2. Завышена цена (в большей степени для товаров нижнего и среднего ценового сегмента).
  3. Плохая репутация компании-производителя (если ранее за компанией-производителем были "косяки" - некачественный товар, например).
  4. Большой выбор в данной товарной группе (риск того, что конкурент сделает лучшее предложение для потребителя).
  5. Несоответствие продукта социальному статусу потребителя (особенно, если товар премиального сегмента).
  6. Отсутствие информации о продукте (применительно к компании-производителю – неэффективная рекламная поддержка).
  7. Отсутствие понимания потребителем тех преимуществ, которые дает продукт при его покупке ("размытый" имидж бренда).

Следовательно, наиболее эффективно эта система действует если:

  1. Компания-производитель имеет опыт продвижения бренда в аналогичной или параллельной товарной категории (например "пиво" и "слабоалкогольные коктейли".
  2. Компания зарекомендовала себя, как производитель качественной продукции.
  3. Продукт открывает новую товарную категорию (как в свое время Red Bull в категории "безалкогольные энергетические напитки"). Здесь минимальный риск того, что потребитель переключится на продукт конкурента по причине отсутствия оного.
  4. Перед запуском торговой марки проведены многоступенчатые исследования (на предмет ценовых ожиданий потенциальных потребителей).
  5. Знание ЦА на соц.-демографическом и психографическом уровне.
  6. Если товарная ниша занята, то бренд должен иметь четкую отстройку от конкурентов (рациональные и эмоциональные преимущества).
  7. При запуске продукта были учтены все вышеперечисленные факторы.

Как правило, такой подход свойственен западным компаниям-производителям, владеющим большим портфелем брендов (для примера: Procter & Gamble, Unilever, Coca-Cola и другие монстры FMCG-рынка). Следовательно, им под силу с большей точностью спрогнозировать % "конвертируемых" потребителей.
Агентство также может внести свою лепту в прогноз "конвертированных" потребителей путем замера динамики продаж в начале акции и в конце, а также жизненного цикла товара.
На основании показателя VsalePers(month) (средняя покупка 1 человеком в месяц) потребитель совершает покупку продукта данной товарной категории в неделю чаще 1 раза. То есть в магазин он ходит 2 раза в неделю. В первый визит он узнал о продукте и решил совершить пробную покупку. Если продукт ему понравился, то он совершит повторную покупку, (при этом большая вероятность того, что он совершит и 3-ю и 4-ю покупку, став "конвертированным потребителем"). Причем за 2-й покупкой он придет в конце недели (когда закончится "жизненный цикл продукта", например, потребитель все съест и ему нужно будет купить еще). Акция проходит в течении 5 дней. Разделим всех потребителей, совершивших пробную покупку на 5 групп:

Те, кто совершил пробную покупку в 1-й день акции 1-я группа
Те, кто совершил пробную покупку в 2-й день акции 2-я группа
Те, кто совершил пробную покупку в 3-й день акции 3-я группа
Те, кто совершил пробную покупку в 4-й день акции 4-я группа
Те, кто совершил пробную покупку в 5-й день акции 5-я группа

Как это отразиться на динамике продаж:

День акции Контактов Человек, совершивших покупку Что это значит?
1-й день акции 54 30 1-я группа потребителей. Пробная покупка.
21-й день акции 54 30 2-я группа потребителей. Пробная покупка.
3-й день акции 54 30 3-я группа потребителей. Пробная покупка.
4-й день акции 54 30 4-я группа потребителей. Пробная покупка.
5-й день акции 54 38 5-я группа потребителей. Пробная покупка. + 1-я группа потребителей, пришедшая за 2-й покупкой.

На основании замера продаж в первые 4 дня мы понимаем, что пробную покупку в 5-й день акции совершили 30 человек. А оставшиеся 8 это и есть те "конвертированные покупатели", которых мы ищем. Это составляет 25 %.

Итак, возвратимся к нашей системе:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Количество конвертированных потребителей (в течении оставшихся 11 месяцев будут покупать этот продукт Loyality % 67,5 25% ConvPers(PromoYear) Qpers(Promo) x 25% Данные предоставляются клиентом на основании исследований и опыту продвижения аналогичной продукции. Здесь слабое место системы.

Рассчитаем, какая "польза" будет от "конвертированных" потребителей в месяц и оставшиеся 11 месяцев:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем продаж за счет конвертированных потребителей в 1 мес 337,5 шт. VsaleConvPers(month) ConvPers(PromoYear) x VsalePers(month)  
Объем продаж за счет конвертированных потребителей в 11 мес 3712,5 шт. VsaleConvPers(year) VsaleConvPers(year) x 11  
Прибыль от конвертированных потребителей в оставшиеся 11 месяцев 371,25 $ IncConvPers(year) VsaleConvPers(year) x Inc  

Теперь у нас есть все данные для сравнения объема продаж в год без промо-акции (Vsale(PromoYear)), объема продаж с учетом промо-акции (Vsale(PromoYear)) с объемом продаж с учетом "конвертированных" потребителей (VsaleConvPers(year)).

Таким образом:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Объем общих продаж с учетом продаж в дни промо и продаж от конвертируемых потребителей 11062,5 шт. WholeVsale(year) VsaleConvPers(year) + Vsale(PromoYear)  
Прибыль общая с учетом продаж в дни промо и продаж от конвертируемых потребителей 1106,25 $ WholeInc(year) WholeVsale(year) x Inc  

Рассчитаем чистую прибыль за вычетом затрат на промо-акцию в данной точке:

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Стоимость промо-акции в данной точке 307,00 $ PromoExpence   Данные агентства
Чистая прибыль 799,25 $ NetProf WholeInc(year) - NetProf  

А теперь сравним ее с годовой прибылью в обычный год (Inc(Year)):

Показатель Кол-во Ед. изм. Обозначение Формула рассчета Комментарии
Дополнительная прибыль 79,25 $ AdWholeInc NetProf - Inc(year)  
… что составляет 11,01%.
Это и есть Incremental Volume, обозначающий, что годовой прирост продаж/прибыли в результате проведенной промо акции составит 11,01%!
Кстати, Incremental Volume больше 8% – это уже хороший показатель, свидетельствующий о том, что акция была эффективной.

Сучков Артем
"Face2Face"

16.08.2005

на печать


Комментарии

Mifta
25.08.2005 10:57 | сообщение #1
 

Артем, в приведенном примере лояльность "конвертированных" потребителей достаточно высока и постоянна. Как насчет ее снижения со временем? В связи с теми же акциями конкурентов, появлением новых товаров и проч.? Есть ли методики, позволяющие включить в расчет "забывание"?

Натали
14.01.2007 13:44 | сообщение #2
 

Кто-нибудь, умоляю, объясните мне математически вот эту часть: "оставшиеся 8 это и есть те "конвертированные покупатели", которых мы ищем. Это составляет 25 %. " !!! 25 процентов от чего?! я так понимаю, если 8 - это 25 процентов, то 100 процентов - это 32. ни в одной таблице нет этой цифры. от чего считали проценты, на которых потом рассчитываются все последующие выводы?
Я не придираюсь и не выискиваю ошибки, я правда хочу понять. Хотелось бы услышать разъяснения самого автора статьи, т.к. он говорит, что это калькулирование проведенной им самим промоакции.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 03:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация