Статьи

Ребрендинг, а нужен ли он?

Для того, чтобы определиться с тем, нужен или нет ребрендинг, стоит с самого начала определиться с термином "брендинг". А еще лучше – с термином "бренд". Несмотря на некую избитость дискуссии "что такое "бренд"" ответ на этот вопрос предопределяет ответ на вопрос о ребрендинге.

Мы не будем приводить всех используемых "устойчивых" определений слова "бренд", а предложим читателям одно, на наш взгляд очень точное – "бренд – это выгода". То есть, если покупатель получает какую-то выгоду (прямую или дополнительную) от товара, то это бренд. Если нет, то – увы – нет. Соответственно, в таком случае, брендинг – это процесс передачи различными способами выгоды товара его потребителям. Теперь, разобравшись с понятийными основами, можно переходить к вопросу, что же такое ребренд, ребрендинг и когда эти слова стоит упоминать, а когда стоит осуществлять описанные ими действия над своим брендом. Кстати, побочным следствием наших рассуждений становится интересный вывод, что из-за вечных страданий русского языка от иностранных слов, процесс, который мы называем в маркетинговом обиходе "ребрендингом" должен именоваться как "ребренд" (например: компания "ХYZ провела ребренд своего бренда"). Однако не будем усложнять наше положение и вдаваться в дебри русско-английских отношений. А просто сразу перейдем у сути вопроса. Итак: ребренд – это бренд, который начинает предоставлять потребителю другую (по сравнению с бывшей до сих пор) выгоду; ребрендинг – обновленный процесс передачи выгоды потребителю. То есть в идеале то, что подразумевают под "ребрендингом" современные маркетологи как единый процесс состоит из двух частей: изменение выгоды бренда и изменение способа предоставления этой выгоды покупателю. Идя далее по цепи логических размышлений, мы можем сказать, что новая рекламная компания, которая по новому (или с помощью новых средств донесения послания) представляет существующий товар – так же является ребрендингом. Возможно, не таким большим, как изменение выгоды товара, но тем не менее…

Обратившись к книге Дана Германа "Рождение Бренда" (издательство "Гелеос", 2004 год), который посвятил теме ребрендинга целую главу, и к которой мы с удовольствием отсылаем желающих разобраться поглубже в теме читателей, позволим себе привести длинную цитату, иллюстрирующую нашу тему: "Nokia был концерном, занимающимся почти всем, от резиновых сапог до телеприборов. В начале 90-х годов они проделали ребрендинг согласно изменению деловой стратегии. Сейчас эта компания обещает нам помочь связаться с другими людьми,  как с помощью мобильного телефона, так и посредством модного послания, исходящего из его оформления и многокрасочности. Harley Davidson провел ребрендинг, вместе с процессом кардинального улучшения качества мотоциклов в 80-х годах. Сотрудники Harley Davidson фактически изобрели идею "общества бренда". Бренд превратился из обещающего индивидуальную свободу в обещающий сопричастность. Victoria's Secret – интересный пример, потому что руководство фирмы приняло решение о ребрендинге в 90-х годах, во время расцвета фирмы, а не при кризисе. Их целью было открыть перед брендом дополнительные возможности для будущего развития. Так "бренд вышел в свет" и превратился из бренда, обещающего бурную личную жизнь (как видно из его названия), в бренд, позволяющий декларировать сильную и спокойную сексуальность. Ребрендинг сопровождался новым оформлением магазинов и формированием новых впечатлений от покупки, обновлением таких мелочей, как всем известный пакет, переделкой рыночной коммуникации и мероприятий".

Глобальное непонимание смысла брендинга (как создание сути бренда, за которым следует его внешнее оформление; а не разработке внешности, которая скроет отсутствие сути) приводит к глобальному же непониманию смысла ребрендинга. Большинство современных отечественных маркетологов подразумевают под ребрендингом создание нового логотипа, новой упаковки и разработку новой рекламной кампании. Вот почему яркие (но, возможно, не всегда удачные) примеры настоящего ребрендинга порождают волны на маркетинговой воде – "а почему бы нам не заняться ребрендингом?". Такие вопросы никогда не идут далее общих рассуждений о красоте будущего логотипа или осмыслению процесса смены упаковки. Хотя вопрос о ребрендинге должен быть финальным вопросом в цепочке рассуждений маркетолога. Первоначальный вопрос всегда должен быть один: почему мой товар стал продаваться хуже или, если сегодня все в порядке, что может снизить продажи моего товара в будущем? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть такие варианты развития событий:

  1. Целевая аудитория товара изменилась, что может привести к непониманию новой целевой аудиторией выгод моего бренда
  2. ЦА физически уменьшается вследствие естественного старения (пока не актуально для России, за исключением товаров "ностальжи", созданных "по мотивам" советской продукции и рассчитанных на пенсионеров)
  3. Новые бренды "перебивают" обещания вашего бренда, вследствие чего он становится неинтересным и непопулярным
  4. Бренд теряет (потерял) уникальные характеристики или качества, которыми владел (крайне актуально для всех брендов из-за наступления "нового китайского порядка")
  5. Выгода, предоставляемая брендом, не является уникальной или привлекательной для целевой аудитории.
  6. Сфера применения бренда и/или группа его потребителей ограничены или быстро сужаются. Классический пример с печатными машинками.
  7. Появились новые каналы доставки аналогичной вашему бренду выгоды. В США постепенное перемещение еще вчера приносивших огромные прибыли операций на различных частях тела из стационаров в амбулаторные условия приводят к возникновению новых рынков с новыми брендами.
  8. Кардинальным образом изменилось понятие выгоды в вашей категории. Портативность компьютеров и качество изображения на мониторе стала важнее быстродействия.

Существует еще очень много других тем, анализ которых приведет вас к пониманию того, нужно ли вам заниматься ребрендингом, или просто провести новую рекламную кампанию, или просто оставить все как есть и улучшить представленность вашего товара на полках магазинов. Но теперь вам становится понятно, что ребрендингом не нужно заниматься "потому, что это делают все вокруг" или потому, что "давно мы что-то ничего не делали". Ребреднинг должен быть финалом долгого пути по определению изменений на рынке и определения новой будущей выгоды, которую будет предоставлять ваш товар в новых условиях. Только тогда, когда вы сможете понять, что сегодня идет неправильно и что нужно сделать, чтобы завтра покупатель вернулся к вам или новых покупатель воскликнул "а что же я этого раньше не видел!". Если предоставляемая вашим товаром выгода остается и суть даваемого вашим товаром обещания не меняется, то лучше просто сделать хорошую рекламную кампанию. И дешевле, и мороки меньше.

Валентин Перции
Генеральный директор группы компаний BrandAid

12.08.2005

на печать


Комментарии

kry
12.08.2005 16:39 | сообщение #1
 

Да, действительно реклама так же подвержена влиянию моды, как и все остальное. Новая фенечка - ребрендинг

andrey
15.08.2005 16:01 | сообщение #2
 

Ну что? если сказать проще то для маркетологов и пиарщиков добавилось немного работы.
Так как наши комерсанты любят применять новые технологии не подумав о том а что это им даст? А нужно ли им это?
И вообще есть ли у них бренд?

надежда
08.11.2005 0:28 | сообщение #3
 

позитивно нужно без компромисов

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.12.2024 - 08:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация