"Мы создаем типографии на перспективу"
В преддверии пятилетнего юбилея премии "Медиа-Менеджер России" "НСМИ" взяли интервью у одного из самых активных игроков медиарынка, двукратного лауреата премии Вадима Горяинова, который в настоящее время является председателем Совета директоров компании "Новая типография" и руководителем кинокомпании "КВИД". Он рассказал "НСМИ" о тенденциях развития российского полиграфического рынка и о киноновинках, которые вскоре появятся на экранах не без его участия.
– Чем вы занялись после того, как ушли из "Проф-Медиа"?
– Уйдя с должности менеджера из издательского дома "Проф-Медиа", я занялся собственным бизнесом, который связан с медиа и интертейнментом, конкретно – инвестициями в развитие региональной газетной полиграфии, в издательский бизнес и продюсированием кино. Из опыта работы в "Проф-Медиа" я знал, что в регионах проблема с качественной печатью стоит довольно остро. Газеты хотят развиваться, "утолщаться", переходить на цвет, а типографии в регионах не удовлетворяют этим требованиям. Мы с партнерами создали компанию "Новая типография", запустили типографии в Перми, Красноярске и Самаре, а вообще, хотим создать сеть из десяти-пятнадцати типографий. При этом каждая из них может самостоятельно развиваться в более крупные производственные комплексы – устанавливать дополнительно листовые машины, чтобы делать вкладки, ставить сушки, дополнительные секции и т.д.
– Почему вы решили заняться именно этим бизнесом?
– Я видел, как успешно работает норвежский партнер "Проф-Медиа" компания A-Pressen. Они запустили типографии в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и совместно с "Проф-Медиа" – типографию "Проф-Медиа Принт" в Долгопрудном. Этот опыт послужил для меня ориентиром. Я воспользовался наработками "Проф-Медиа" и "Комсомольской правды": у них была инвестиционная программа по установке печатного оборудования в регионах. Все очень удачно совпало: компания Goss Community, американский производитель печатного оборудования, хотела выйти на российский рынок. Причем не с одной, а минимум с двадцатью машинами. От этих машин мы и наш основной партнер – компания "НИССА" – не отказались.
– У вас на региональном полиграфическом рынке есть серьезный конкурент, ИД "Провинция"? Как складываются отношения?
– С Борисом Гиллером, генеральным директором ИД "Провинция", мы стараемся не пересекаться по городам. Мы с ним дружим, у нас есть определенные договоренности, которых мы стараемся придерживаться. У нас нет соглашений, предусматривающих раздел городов – это невозможно. Мы просто стараемся согласовывать наши действия. Поэтому Гиллер спокойно печатает свои издания в наших типографиях.
– Почему вашим стратегическим партнером стал издательский дом "Комсомольская правда"?
– Это естественно, хотя бы потому, что я четыре года проработал генеральным директором "КП". Я побывал во всех регионах, я знаю стратегию развития компании и понимаю, что газета будет развиваться, а печататься ей негде. Так складывается ситуация, что наши типографии нужны "КП" для развития. Местные полиграфисты опасаются ориентироваться только на нее. А я вижу, как развивается газетный рынок. Другие газеты тоже будут увеличивать полосность, цветность. Мы создаем типографии на перспективу, немного опережая сиюминутные потребности.
– Кто на полиграфическом рынке сейчас занимает лидирующие позиции?
– Прежде всего, государство. Хотя, если говорить об эффективности управления бизнесом, то бизнесмен из государства плохой, потому что у государства совсем другие функции, и управление бизнесом в них не входит. В любом случае, хотя у государства большие полиграфические мощности, в основном оставшиеся с советских времен, но оборудование устаревшее, а новые инвестиции не привлекаются. По-видимому, государство считает эти типографии неким политическим ресурсом, не решаясь приватизировать. Это атавизм советских времен – мосты, телеграфы, телефоны и … типографии. Это, конечно, полный бред. Те времена давно прошли, и существует множество других способов агитации и пропаганды.
С точки зрения нормального экономического развития, государство должно как можно скорее избавиться от этих типографий. Но пока зашоренность политиков не позволяет это сделать.
Если говорить о частном бизнесе, то основные сетевые игроки в регионах – это мы, ИД "Провинция" и A-Pressen. Но во многих регионах есть владельцы мощных частных типографий – в Питере, Смоленске, Владимире, Иркутске, Томске. – Вы не собираетесь заняться журнальными типографиями? – Мы не занимались проработкой этого вопроса.
– Какова стоимость вхождения на газетный полиграфический рынок?
– Минимальная сумма, с которой можно начинать строить одну газетную типографию – $1,5 млн. (машина, помещение, оборотный капитал). Меньше – бессмысленно, ничего не получится. В каждом регионе требуется от $1,5 до $5 млн. инвестиций.
– Кто, кроме вас, участвует в инвестировании "Новой типографии"?
– Одним из акционеров является Дмитрий Домнин, генеральный директор "Новой типографии". Есть и другие партнеры, например, в Красноярске нашим партнером выступает Игорь Юсьма, крупный местный издатель.
– Какова рентабельность проекта?
– Мы рассчитываем на 25% рентабельности.
– Что вы предпримете, когда бизнес уже разовьется?
– Мы предполагаем его через 5–6 лет капитализировать. Для этого есть несколько путей. Можно все продать. Можно объединиться с другим игроком, например с A-Pressen, и вывести объединенную компанию на биржу, российскую или иностранную. Можно это сделать самостоятельно. Пока я не могу однозначно сказать, какой путь мы выберем.
– Вы ограничились участием только в этом проекте?
– Совсем нет. Вместе с "Украинским Медиа Холдингом" мы в апреле 2004 года запустили журнал "Истории из жизни", тираж которого уже достиг 130 тыс. и, на мой взгляд, будет расти и дальше. В сентябре 2004 года мы запустили журнал "Успехи и поражения". 1 марта в нашем ИД "Популярная пресса" появился еще один журнал – "Сериал", который и раньше был на рынке, но, мне кажется, наш продукт больше подходит для своей целевой аудитории.
– За счет чего живут эти журналы?
– Мы ориентируемся, конечно, и на доходы от рекламы, но основным показателем являются доходы от продаж. По крайней мере, это касается "Успехов и поражений" и "Историй из жизни". Эти журналы издаются по схеме франчайзинга. Например, в Польше у журнала "Истории из жизни" тираж – 500 тыс. экземпляров, а рекламы относительно немного. Аудитория этих журналов в основном женская. Наш журнал "Истории из жизни" вышел на текущую окупаемость в течение четырех месяцев. Эти журналы выходят один раз в две недели каждый и успешно дополняют друг друга. К концу года они вышли на окупаемость. В этом году у них уже запланирована прибыль, которую мы реинвестируем в запуск "Сериала". Я считаю, что "Сериал" выйдет на текущую окупаемость в октябре-ноябре этого года. А в 2006 году запланирована приличная прибыль от всех трех проектов.
Директор ИД "Популярная пресса" Алексей Владимиров приехал из Украины. Я с удовольствием дал бы ему премию "Медиа-Менеджер", так как он очень хорошо справился с запуском этих журналов.
– Недавно на рынке появилась компания "Витакор", где Вы и Борис Ложкин являетесь соучредителями. Что это за компания?
– Один из акционеров этой компании – ИД "Популярная пресса". Совместно с норвежской компанией "TELITAS EASTERN EUROPE AS" (лидирующий контент-провайдер на норвежском рынке представляет продукты для телевидения и других медиа) и была создана компания "Витакор". Генеральный директор – Максим Пугачев, который три года работал директором по рекламе в "КП" и показал себя очень хорошим менеджером. Ему это очень интересно. Мы хотим в течение двух-трех лет забрать как минимум 5% этого рынка.
– А какой у него объем?
– Сейчас $300 млн., а через 3 года будет $1 млрд. Все более мощным медианосителем становятся мобильные телефоны. И когда ты для этих мобильных телефонов создаешь контент – это медиабизнес. Ведь медиа – это создание контента, и донесение и продажа этого контента клиенту. Победят здесь те, кто будет наиболее креативен. Тут конкуренция очень жесткая, поэтому мы вошли в этот бизнес с норвежскими партнерами, чтобы уменьшить степень риска.
– Какой из ваших проектов для вас наиболее важен?
– О самом главном и интересном проекте я еще не рассказал. Я занимаюсь кино. И здесь я выступаю не как инвестор, а как менеджер, как продюсер. У нашей кинокомпании "КВИД" уже реализуется несколько интересных проектов: один из них – экранизация книги Оксаны Робски "Casual". Вместе с моим партнером Сергеем Члиянцем мы уже успешно издали эту книгу, которая в рейтинге продаж не один месяц занимала первое место. Сейчас работаем над фильмом.
Другая картина, которую мы тоже совместно продюсируем с Члиянцем, это фильм "Какими мы не будем" режиссера Александра Велединского. Возможно, он выйдет на экраны уже в конце этого года. Хорошее, красивое кино.
Кроме того, я купил права на экранизацию четырех романов Сергея Лукьяненко. Первой мы экранизируем книгу, написанную им совместно с Юлием Буркиным, "Сегодня, мама!". Сценарий к фильму, который мы назвали "Вернуться вовремя" написал Рамиль Фарзутдинов, режиссер – Олег Компасов. Это будет приключенческий фантастический фильм. Прокат запланирован на март2005 г.
Еще один интересный проект – музыкальный фильм о стилягах 50-х годов. Его снимает Валерий Тодоровский. Мы продюсируем его вчетвером – Леонид Ярмольник, Сергей Лисовский, Валерий Тодоровский и я.
– А есть у Вас уже законченный проект в кинематографии?
– Нет. Производство хорошего фильма всегда занимает не меньше года и требует больших и рискованных инвестиций. Сейчас можно снять фильм меньше, чем за $1,5 млн., но смотреть его надо будет в одиночестве у себя дома. $1,5 млн. – это минимальный бюджет на производство фильма, который потенциально может окупить себя в прокате. Сколько ты потратишь на рекламу – зависит от тебя, но тратить меньше миллиона тоже бессмысленно. В итоге, если ты желаешь сделать фильм с хорошей прокатной историей, то минимальный бюджет – $2,5 млн. Бывают, конечно, редкие исключения, но они только подтверждают общее правило. Занимаясь кино как бизнесом, нельзя рассчитывать только на удачу: требуется обычный бизнес-подход (исследования, статистика, бизнес-план, бюджет и т.д.)
Справка:
Горяинов Вадим Алексеевич, родился 13 августа 1965 г. в Ленинграде.
В 1987 году окончил Военный институт. С 1987 по 1993 год служил на различных офицерских должностях в аппарате психологических операций. С 1993 по 1996 год работал в министерстве здравоохранения. С 1996 по 1997 год был начальником отдела в управлении клиентских отношений, затем советником председателя правления "Онэксим банка". С 1997 года по 2004 год – генеральный директор Издательского дома "Проф-Медиа".
В настоящее время – председатель Совета директоров ООО "Новая типография", член Совета директоров ИД "Популярная Пресса", руководитель кинокомпании "КВИД".
– Уйдя с должности менеджера из издательского дома "Проф-Медиа", я занялся собственным бизнесом, который связан с медиа и интертейнментом, конкретно – инвестициями в развитие региональной газетной полиграфии, в издательский бизнес и продюсированием кино. Из опыта работы в "Проф-Медиа" я знал, что в регионах проблема с качественной печатью стоит довольно остро. Газеты хотят развиваться, "утолщаться", переходить на цвет, а типографии в регионах не удовлетворяют этим требованиям. Мы с партнерами создали компанию "Новая типография", запустили типографии в Перми, Красноярске и Самаре, а вообще, хотим создать сеть из десяти-пятнадцати типографий. При этом каждая из них может самостоятельно развиваться в более крупные производственные комплексы – устанавливать дополнительно листовые машины, чтобы делать вкладки, ставить сушки, дополнительные секции и т.д.
– Почему вы решили заняться именно этим бизнесом?
– Я видел, как успешно работает норвежский партнер "Проф-Медиа" компания A-Pressen. Они запустили типографии в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и совместно с "Проф-Медиа" – типографию "Проф-Медиа Принт" в Долгопрудном. Этот опыт послужил для меня ориентиром. Я воспользовался наработками "Проф-Медиа" и "Комсомольской правды": у них была инвестиционная программа по установке печатного оборудования в регионах. Все очень удачно совпало: компания Goss Community, американский производитель печатного оборудования, хотела выйти на российский рынок. Причем не с одной, а минимум с двадцатью машинами. От этих машин мы и наш основной партнер – компания "НИССА" – не отказались.
– У вас на региональном полиграфическом рынке есть серьезный конкурент, ИД "Провинция"? Как складываются отношения?
– С Борисом Гиллером, генеральным директором ИД "Провинция", мы стараемся не пересекаться по городам. Мы с ним дружим, у нас есть определенные договоренности, которых мы стараемся придерживаться. У нас нет соглашений, предусматривающих раздел городов – это невозможно. Мы просто стараемся согласовывать наши действия. Поэтому Гиллер спокойно печатает свои издания в наших типографиях.
– Почему вашим стратегическим партнером стал издательский дом "Комсомольская правда"?
– Это естественно, хотя бы потому, что я четыре года проработал генеральным директором "КП". Я побывал во всех регионах, я знаю стратегию развития компании и понимаю, что газета будет развиваться, а печататься ей негде. Так складывается ситуация, что наши типографии нужны "КП" для развития. Местные полиграфисты опасаются ориентироваться только на нее. А я вижу, как развивается газетный рынок. Другие газеты тоже будут увеличивать полосность, цветность. Мы создаем типографии на перспективу, немного опережая сиюминутные потребности.
– Кто на полиграфическом рынке сейчас занимает лидирующие позиции?
– Прежде всего, государство. Хотя, если говорить об эффективности управления бизнесом, то бизнесмен из государства плохой, потому что у государства совсем другие функции, и управление бизнесом в них не входит. В любом случае, хотя у государства большие полиграфические мощности, в основном оставшиеся с советских времен, но оборудование устаревшее, а новые инвестиции не привлекаются. По-видимому, государство считает эти типографии неким политическим ресурсом, не решаясь приватизировать. Это атавизм советских времен – мосты, телеграфы, телефоны и … типографии. Это, конечно, полный бред. Те времена давно прошли, и существует множество других способов агитации и пропаганды.
С точки зрения нормального экономического развития, государство должно как можно скорее избавиться от этих типографий. Но пока зашоренность политиков не позволяет это сделать.
Если говорить о частном бизнесе, то основные сетевые игроки в регионах – это мы, ИД "Провинция" и A-Pressen. Но во многих регионах есть владельцы мощных частных типографий – в Питере, Смоленске, Владимире, Иркутске, Томске. – Вы не собираетесь заняться журнальными типографиями? – Мы не занимались проработкой этого вопроса.
– Какова стоимость вхождения на газетный полиграфический рынок?
– Минимальная сумма, с которой можно начинать строить одну газетную типографию – $1,5 млн. (машина, помещение, оборотный капитал). Меньше – бессмысленно, ничего не получится. В каждом регионе требуется от $1,5 до $5 млн. инвестиций.
– Кто, кроме вас, участвует в инвестировании "Новой типографии"?
– Одним из акционеров является Дмитрий Домнин, генеральный директор "Новой типографии". Есть и другие партнеры, например, в Красноярске нашим партнером выступает Игорь Юсьма, крупный местный издатель.
– Какова рентабельность проекта?
– Мы рассчитываем на 25% рентабельности.
– Что вы предпримете, когда бизнес уже разовьется?
– Мы предполагаем его через 5–6 лет капитализировать. Для этого есть несколько путей. Можно все продать. Можно объединиться с другим игроком, например с A-Pressen, и вывести объединенную компанию на биржу, российскую или иностранную. Можно это сделать самостоятельно. Пока я не могу однозначно сказать, какой путь мы выберем.
– Вы ограничились участием только в этом проекте?
– Совсем нет. Вместе с "Украинским Медиа Холдингом" мы в апреле 2004 года запустили журнал "Истории из жизни", тираж которого уже достиг 130 тыс. и, на мой взгляд, будет расти и дальше. В сентябре 2004 года мы запустили журнал "Успехи и поражения". 1 марта в нашем ИД "Популярная пресса" появился еще один журнал – "Сериал", который и раньше был на рынке, но, мне кажется, наш продукт больше подходит для своей целевой аудитории.
– За счет чего живут эти журналы?
– Мы ориентируемся, конечно, и на доходы от рекламы, но основным показателем являются доходы от продаж. По крайней мере, это касается "Успехов и поражений" и "Историй из жизни". Эти журналы издаются по схеме франчайзинга. Например, в Польше у журнала "Истории из жизни" тираж – 500 тыс. экземпляров, а рекламы относительно немного. Аудитория этих журналов в основном женская. Наш журнал "Истории из жизни" вышел на текущую окупаемость в течение четырех месяцев. Эти журналы выходят один раз в две недели каждый и успешно дополняют друг друга. К концу года они вышли на окупаемость. В этом году у них уже запланирована прибыль, которую мы реинвестируем в запуск "Сериала". Я считаю, что "Сериал" выйдет на текущую окупаемость в октябре-ноябре этого года. А в 2006 году запланирована приличная прибыль от всех трех проектов.
Директор ИД "Популярная пресса" Алексей Владимиров приехал из Украины. Я с удовольствием дал бы ему премию "Медиа-Менеджер", так как он очень хорошо справился с запуском этих журналов.
– Недавно на рынке появилась компания "Витакор", где Вы и Борис Ложкин являетесь соучредителями. Что это за компания?
– Один из акционеров этой компании – ИД "Популярная пресса". Совместно с норвежской компанией "TELITAS EASTERN EUROPE AS" (лидирующий контент-провайдер на норвежском рынке представляет продукты для телевидения и других медиа) и была создана компания "Витакор". Генеральный директор – Максим Пугачев, который три года работал директором по рекламе в "КП" и показал себя очень хорошим менеджером. Ему это очень интересно. Мы хотим в течение двух-трех лет забрать как минимум 5% этого рынка.
– А какой у него объем?
– Сейчас $300 млн., а через 3 года будет $1 млрд. Все более мощным медианосителем становятся мобильные телефоны. И когда ты для этих мобильных телефонов создаешь контент – это медиабизнес. Ведь медиа – это создание контента, и донесение и продажа этого контента клиенту. Победят здесь те, кто будет наиболее креативен. Тут конкуренция очень жесткая, поэтому мы вошли в этот бизнес с норвежскими партнерами, чтобы уменьшить степень риска.
– Какой из ваших проектов для вас наиболее важен?
– О самом главном и интересном проекте я еще не рассказал. Я занимаюсь кино. И здесь я выступаю не как инвестор, а как менеджер, как продюсер. У нашей кинокомпании "КВИД" уже реализуется несколько интересных проектов: один из них – экранизация книги Оксаны Робски "Casual". Вместе с моим партнером Сергеем Члиянцем мы уже успешно издали эту книгу, которая в рейтинге продаж не один месяц занимала первое место. Сейчас работаем над фильмом.
Другая картина, которую мы тоже совместно продюсируем с Члиянцем, это фильм "Какими мы не будем" режиссера Александра Велединского. Возможно, он выйдет на экраны уже в конце этого года. Хорошее, красивое кино.
Кроме того, я купил права на экранизацию четырех романов Сергея Лукьяненко. Первой мы экранизируем книгу, написанную им совместно с Юлием Буркиным, "Сегодня, мама!". Сценарий к фильму, который мы назвали "Вернуться вовремя" написал Рамиль Фарзутдинов, режиссер – Олег Компасов. Это будет приключенческий фантастический фильм. Прокат запланирован на март2005 г.
Еще один интересный проект – музыкальный фильм о стилягах 50-х годов. Его снимает Валерий Тодоровский. Мы продюсируем его вчетвером – Леонид Ярмольник, Сергей Лисовский, Валерий Тодоровский и я.
– А есть у Вас уже законченный проект в кинематографии?
– Нет. Производство хорошего фильма всегда занимает не меньше года и требует больших и рискованных инвестиций. Сейчас можно снять фильм меньше, чем за $1,5 млн., но смотреть его надо будет в одиночестве у себя дома. $1,5 млн. – это минимальный бюджет на производство фильма, который потенциально может окупить себя в прокате. Сколько ты потратишь на рекламу – зависит от тебя, но тратить меньше миллиона тоже бессмысленно. В итоге, если ты желаешь сделать фильм с хорошей прокатной историей, то минимальный бюджет – $2,5 млн. Бывают, конечно, редкие исключения, но они только подтверждают общее правило. Занимаясь кино как бизнесом, нельзя рассчитывать только на удачу: требуется обычный бизнес-подход (исследования, статистика, бизнес-план, бюджет и т.д.)
Справка:
Горяинов Вадим Алексеевич, родился 13 августа 1965 г. в Ленинграде.
В 1987 году окончил Военный институт. С 1987 по 1993 год служил на различных офицерских должностях в аппарате психологических операций. С 1993 по 1996 год работал в министерстве здравоохранения. С 1996 по 1997 год был начальником отдела в управлении клиентских отношений, затем советником председателя правления "Онэксим банка". С 1997 года по 2004 год – генеральный директор Издательского дома "Проф-Медиа".
В настоящее время – председатель Совета директоров ООО "Новая типография", член Совета директоров ИД "Популярная Пресса", руководитель кинокомпании "КВИД".
Новости СМИ
19.07.2005
Комментарии
Написать комментарий