Есть мнение ...

PR-тренды 2023

PR-тренды 2023

На формирующиеся тренды этого года оказало влияние два макрофактора. С одной стороны — это развитие «старых» тенденций, фундамент которым был заложен еще в период пандемии. Условно назовем их «цифровыми». С другой — это новые явления, сформировавшиеся в результате СВО. Для рынка именно они оказались наиболее значимыми.

Что случилось!?

Во-первых, изменился сам рынок коммуникаций: с рынка ушла значительная часть зарубежных игроков, что в свою очередь привело к его падению, поскольку оставшиеся компании не смогли в полной мере возместить столь резкое сокращение. Кризисные ожидания в экономике и особенно в потребительском секторе также способствовали сокращению инвестиций в коммуникации. В целом по году спрос на PR-аутсорсинговые услуги сократился по разным оценкам примерно на 30%. Как итог, весь 2022 год мы наблюдали сжатие рынка и вымывание небольших PR-компаний. Однако пострадали далеко не все отрасли. Наибольший спад был зафиксирован в коммуникациях авторынка, ретейла, индустрии красоты и инновационных стартапов. Сектор здравоохранения, агробизнес, продукты питания, финансы и ряд других отраслей пострадали в меньшей степени.

Во-вторых, радикально изменился медиаландшафт. Ряд социальных сетей (Facebook*, Instagram*, TikTok) были либо полностью заблокированы, либо существенно ограничили условия для работы пользователей из России. В результате карта ключевых медиаканалов существенно изменилась. Телеграм, который и ранее рос быстрее конкурентов, стал одним из бенефициаров этих изменений. Традиционные отечественные соцсети VK и Одноклассники чувствовали себя комфортно – они не только сохранили, но и приумножили аудиторию. И если запрет Facebook* оказал минимальное воздействие на корпоративный сектор, то блокировка Instagram* и ограничения в TikTok стали ощутимой утратой. Аналогичных по возможностям медиаканалов к настоящему времени так и не появилось. Попытки перенести практики работы с Insta-блогерами в VK и Telegram заметного успеха не продемонстрировали.

Помимо соцсетей изменения затронули (хотя и в меньшей степени) и традиционные медиа. Некоторые издания прекратили свою деятельность, ряд издательских домов осуществил локализацию медиабрендов. Процесс проходил достаточно болезненно и не всегда приводил к ожидаемым результатам. В итоге медиакарта PR-специалиста изменилась до неузнаваемости.

Однако, главные изменения лежали в плоскости информационной повестки. Если 2020-2021 года прошли под знаком пандемии, то в 2022 году доминировали совершенно другие темы, в которые бизнесу не так просто было интегрироваться. Многие долгосрочные проекты, особенно в сфере ESG оказались фактически «вне эфира», возник разрыв между ожиданиями целевых аудиторий и информационными возможностями бизнеса. Компаниям пришлось экстренно перестраиваться, меняя не только коммуникационные каналы, но и информационную повестку. Инновации, экологические инициативы, инвестиции, классические КСО, то есть все те темы, которые бизнес резонно считал своими сильными сторонами, пришлось отложить и сконцентрироваться на социальной повестке. Удалось это далеко не всем, тем не менее именно бизнес выступил гарантом стабильности в этой новой ситуации, и постепенно компании стали приходить к пониманию «новой коммуникационной нормы».

Цифровизация: новое старое

Перевод коммуникаций в цифру – это долгосрочный тренд, зародившийся давно, но в новых условиях пандемии и СВО получивший дополнительные стимулы для развития.

В условиях отсутствия долгосрочного планирования и «кризиса ожиданий» именно цифра стала идеальным прибежищем для тающих корпоративных бюджетов. Благодаря цифровым технологиям удалось не только поддерживать коммуникационную деятельность на достаточно высоком уровне, но и повысить эффективность сообщений (таргетированность коммуникаций).

Цифра обладает тем неоспоримым преимуществом, что позволяет работать практически с любым бюджетом, в любое время и самое главное – дает возможность гибко менять настройки и оценивать эффективность коммуникационных кампаний практически в режиме реального времени. Если бюджеты на классические коммуникации (медийные и немедийные) весь этот год сокращались, то цифра, если и не росла, то оставалась достаточно стабильной. 

2023 год – «новая коммуникационная норма»

Весь прошлый год мы наблюдали процесс тектонических изменений как в обществе в целом, так и на рынке коммуникаций. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это привело к формированию «новой коммуникационной нормы», в основе которой следующие явления:

  • новые каналы коммуникаций;
  • новый подход к контенту (упрощение коммуникаций, антикризисная повестка, социально-ориентированные коммуникации);
  • новые правила коммуникаций с целевыми аудиториями («тактичное взаимодействие»);
  • новые параметры эффективности (от прежних, особенно завышенных количественных, показателей пришлось отказаться еще в 2022 году)

Именно эти явления в сочетании с растущим запросом на «положительные эмоции» сформировали новые тренды, часть из которых мы фиксируем уже сейчас и они же, по всей видимости, получат дальнейшее развитие в течение всего года:

  • «Бережные коммуникации» или комфортный маркетинг (позитивная тональность сообщений, снижающая чувство нестабильности и неопределенности; без хайпа; фокус на социальную составляющую; запрос на позитивные локальные новости).
  • Мультиформатность (ни один канал больше не пользуется 100% доверием, в тренде не медиамикс, а эксперименты с разными каналами в поисках наиболее эффективного).
  • Таргетированность (вместо масштабных компаний пришли умные точечные коммуникации).
  • Главное – качество коммуникаций, а не их количество.

К сожалению, в период нестабильности стратегические коммуникации уходят на второй план. Тем не менее, все предыдущие кризисы показывали, что отказ от стратегических подходов был ошибочен. Будущее нужно всем – и людям, и компаниям, и обществу в целом. В настоящий момент образ этого Будущего не ясен, но будем надеяться, что к концу года оптика времени позволит очертить хотя бы его общие контуры.

*принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ

Евгений Купавых, Управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta

17.03.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.05.2024 - 02:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация