Эпоха крылышек и пива
Можно ли говорить о том, что эпоха больших бриллиантов уходит в прошлое, а на смену ей приходят крепкие буржуазные ценности? В определенном смысле, вероятно, да. В 90-е спрос на те или иные товары предъявляла в основном узкая группа очень обеспеченных людей, для которых цена товара порой не имела значения.
Во всяком случае, на ресторанном рынке уже не модно открывать элитные заведения. Новое веяние – сети из демократичных, народных заведений. Причина смены вектора, конечно же, чисто экономическая: в отличие от 90-х, обслуживание среднего класса приносит гораздо большие прибыли, чем работа с элитой.
Как бы то ни было, московские рестораторы начинают закрывать VIP-заведения. Глава холдинга "Арпиком" Михаил Зельман принял решение о закрытии "Борго" (холдинг позиционировал его как лучший в Москве мясной итальянский ресторан) и элитной рыбной "Белуги". На месте этих ресторанов появятся более демократические заведения. Степан Михалков закрывает "Снобс", на месте которого появится более демократичный (средний счет $60–70 против $100 в "Снобах") Casual. Ресторатор Роман Рожниковский хоть и не закрывает элитный "Ностальжи", однако все силы бросил на развитие массового проекта "Грабли". Примеров такого рода масса. В принципе можно говорить о том, что в столице осталась только одна сеть исключительно VIP-заведений – "Столичные рестораторы". Практически все остальные крупные игроки рынка, непременно начинавшие с премиальных ресторанов, уже "согрешили" с массовым сегментом.
Мода на дорогие элитные заведения заканчивается. Аналитики говорят, что, с одной стороны, на этом рынке уже отмечены симптомы кризиса перепроизводства: количество таких заведений в последние годы все увеличивалось, а спрос на них – нет: "Тусовка осталась та же". С неизбежным ростом конкуренции начали падать и доходы владельцев таких заведений.
С другой стороны, спрос на демократичные заведения с более низким средним чеком высок как никогда. Причем в этом сегменте доказавшая свой успех концепция приносит деньги много раз. Открыть в столице пять кафе "Пушкинъ" (из них четыре в спальных районах), наверное, невозможно, а тиражировать "Елки-палки", Il Patio можно бесконечно долго.
Именно поэтому аналитики ресторанного рынка называют такие проекты "машинами для печатания денег". И естественно, такой машиной мечтает обзавестись каждый.
Аналогичные процессы идут и в других сферах, например в ритейле. К примеру, сеть "Патэрсон" начала процесс демократизации; снижение среднего чека позволит ей охватить большую покупательскую аудиторию, по крайней мере в регионах.
В некоторых сегментах у торговцев просто нет выбора: не пожелавшие поступиться своей премиальностью сети "Партия" (бытовая техника и электроника) и "Домино" (товары для дома) были вынуждены закрыться.
Элитные заведения, конечно, не отомрут как класс. Тот же Михаил Зельман из "Арпикома" как частное лицо открыл на паях с Михаилом Фридманом ресторан "для своих" на Чистых прудах. Ясно, что это заведение никуда не денется – хотя бы потому, что "свои не поймут".
"Газета.Ru"
03.06.2005
Комментарии
Написать комментарий