Риски и возможности

Придет беда, откуда не ждали

Личная востребованность очень много значит в профессиональной жизни каждого из нас. Но бывает так, что интересная работа становится тяжелой повинностью. Разумеется, такой работник тут же становится никому не нужен. Если к этому периоду в жизни не подготовиться заранее, проблемы могут быть очень серьезными.  

Какое-то время назад я с удивлением заметил, что моих ровесников или, шире, людей моего поколения, удивительно мало там, где мне постоянно приходится бывать: на конференциях, семинарах, в офисах дружественных фирм. Не то, чтобы их не было вовсе – они есть, но их гораздо меньше, чем должно было быть по моим представлениям. Куда они все подевались? Задумался, стал присматриваться. Думаю, что мой случай довольно типичен: многие друзья и знакомые уехали, несколько человек умерли или погибли. Статистика же беспристрастно свидетельствует: в стране более половины населения старше 50 лет. Они тут, и они живы. Где же они, почему я встречаю их где угодно - в транспорте, в магазине – только не на работе? Самая простая версия в том, что у них другая работа. Однако, учитывая чрезвычайно широкий профиль фирм, с которыми мне приходится общаться, это означает, что речь идет не просто о "другой", а о "совсем другой" работе. Другими словами, они кардинально изменили характер своей деятельности. Разумеется, и сам я тоже изменился, перейдя из инженеров в маркетологи и журналисты, но этот поворот нельзя признать слишком существенным, ведь я остался в том же круге. Почему в определенном возрасте карьера делает крутой поворот? Эта мировая тенденция или особенность национальной карьеры? Попробуем разобраться.

В советское время проблемы возраста не существовало. Карьера напоминала эскалатор: вступив на него сразу после института, дальше, в общем-то, можно было ничего особенного и не делать. Все карьерные шаги можно было легко предвидеть и просчитать. Как и собственную зарплату лет через 10-15. Материальный смысл работы заключался не в получении зарплаты (куда она денется!), а в получении премии. Вот тут, конечно, приходилось попотеть.  

Соответственно, у людей, которым в 1985-89 гг. было больше 30 лет, могли возникнуть иллюзии, что так будет всегда. Удивительно, что некоторые из этих иллюзий сохранились и после коренного изменения экономических основ нашей жизни. Казалось бы, востребованность знаний и опыта свозрастом должны были бы только возрастать, но – этого не случилось. Случилось ровным счетом обратное: всем требуются работники не старше 35 лет (до 45 – как исключение в отдельных случаях). Людям, уже достигшим этого возраста остается либо организовывать свой бизнес (без комментариев), либо уходить в водители, охранники, завстоловыми, и т.п. Разумеется, исключения есть и немало, но в массе своей ситуация именно такова. Интересно, что это положение вещей оказывается не связано с быстрыми изменениями в российской экономике. Примерно то же самое происходит и на Западе, только в гораздо более мягких формах.

Питер Друкер в одной из своих статей в журнале "Harvard Business Review – Россия" (сокращенная версия этой статьи была опубликована на www.e-xecutive.ru) пишет буквально следующее. "Все нынешние общества основаны на двух посылках: организации долговечнее своих сотрудников, и большинство людей редко меняют работу. Но сегодня складывается прямо противоположная ситуация. Те, кто работает в "интеллектуальных" отраслях, живут иногда дольше, чем их организации, и не занимаются всю жизнь только одним делом.

В последнее время часто говорят о "кризисе среднего возраста" у топ-менеджеров. К 45 годам многие из них достигают пика своей карьеры. И, тем не менее, еще лет 20-25 они будут трудоспособны. В будущем люди, успешные в своей первой карьере, все чаще будут начинать вторую. Многие люди, добившиеся значительных профессиональных успехов, не уходят с основной работы, но находят себе новую, обычно в благотворительных организациях. Другие, сделавшие блестящую карьеру, иногда становятся общественными деятелями. Они любят свою работу, но в ней уже нет для них ничего интригующего. Поэтому, не бросая ее, они начинают заниматься социальными проектами".

Проблемы "кризиса среднего возраста" существовали всегда – вспомним хотя бы поговорки типа "седина в бороду – бес в ребро" или "в 45 баба ягодка опять". Но, как мы видим, возрастные изменения сознания (не путать со старческим маразмом!) касаются отнюдь не только личной, но и профессиональной жизни.

Строя свою карьеру, мы опираемся на иллюзии. Нам кажется, что запас времени бесконечен. Другими словами, времени вовсе не существует, мы лишь постепенно становимся опытнее, квалифицированнее, стоимость нашей рабочей силы растет. И столкновение с реальностью будет весьма болезненно, если не подготовиться к нему заранее.

Думаю, что в России еще очень долго не будут актуальны описанные Друкером варианты продолжения карьеры менеджера в благотворительных организациях. Впрочем, профиль этой "второй" карьеры не так важен. Важно то, что задумываться о ее возможности надо заранее. Необходимость такого поворота событий глубоко связана с природой человека, который, как известно, создан не только для того, чтобы работать, зарабатывая на хлеб насущный.

Когда-то, довольно давно, я прочел у Андрея Битова (это был, кажется, "Пушкинский дом") о том, что в 27-28 лет человек приобретает новое видение жизни, открываются две двери, не только назад – в детство, но и вперед – в старость. Поскольку самому мне было тогда лет 25, то я прочел, запомнил и- не более того. Однако время проверить настало быстро, уже через несколько лет. Все так и оказалось – новый взгляд появился. И он существенно изменил привычные (тогда!) представления.

Другое изменение представлений происходит именно в 40-45 лет. О нем, кстати, пишет Друкер. Вот ключевая фраза из процитированного мной отрывка: "Они любят свою работу, но в ней уже нет для них ничего интригующего". Другими словами, работа должна интересовать, в ней должен быть спрятан некий волнующий личность элемент. Долго выдержать тупое "зарабатывание денег", не дающее ничего ни уму, ни сердцу, невозможно.
Ну а как же быть с уже полученным образованием, если работа по этому профилю стала невозможна или противна? Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Если образование мешает работе – брось работу" и, добавим, начни новую.

Полагаю, что тем, кому сейчас 22 или 23 года, все это кажется невероятно далеким будущим. Уверяю вас, оно достаточно близко, и готовиться к нему лучше заранее.

Дмитрий Фролов

16.05.2005

на печать


Комментарии

Ольга
17.05.2005 1:24 | сообщение #1
 

Тема любопытная и интересная. Не очень ясен вывод автора, в статье не хватает некоей точки, резюме. Кстати, я могу ответить автору, почему он не встречает своих ровесников в бизнес-среде: в России есть некий миф, на который работает феномен социального гипноза - женщина выходит в тираж после 30-35 лет, мужчина - после 50-55. Т.е. после этого рубежа особо рыпаться смысла не имеет. Люди умирают, когда им становится скучно жить и перестают работать, когда им это перестает быть интересно. Кстати, тупое зарабатывание денег - захватывающий и волнующий процесс. Особенно для тех, кому папа-Рокфеллер не оставил состояния.

Дмитрий Фролов
17.05.2005 6:25 | сообщение #2
 

Хм... Я считал, что такая точка есть - последнее предложение. Значит, не получилось.
Насчет тупого зарабатывания денег отвечу. Я в курсе. Состояния мне самому папа не оставил вовсе никакого. Однако в какой-то момент действительно становится скучно, если это ТОЛЬКО зарабатывание денег и ничего кроме. Так бывает, и у меня было тоже. Вот это-то "скучно" может быть возрастным, причем не моим личным, а объективным. Впрочем, "движущие силы человека в бизнесе", что первично в этом, а что вторично - это другая тема, к ней еще когда-нибудь подойду. Вот только абсолютных истин не ждите.
Про миф... Выходят в тираж, когда перестают "чувствовать радость жизни", корреляция с возрастом есть, но слабее ожидаемой. Например, сейчас читаю книгу Григория Фрида (композитор). Он начал писать в 70, сейчас ему 90. Очень живой человек.

nipani
17.05.2005 9:28 | сообщение #3
 

Здравствуйте, Дмитрий, Ольга. А зачем рекламисту думать о старости? Что изменилось в технологии рекламы за последние 15 лет?
По-моему если и изменилось, то только то, что по силам освоить работающим (уже стареющим) специалистам. Мало появилось. Компьютерные расчёты медиапланов, конкурсы, более узкая специализация...
Так нужны ли молодые силы? Новые знания? Я не против прогресса, я конкретно о новых технологиях (знаниях) появившихся в рекламном бизнесе за последние 15 лет (1990-2005).
Попробуем подвести экспресс-итоги?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.05.2024 - 09:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация