Риски и возможности

Осторожно: музыка!

Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Когда мы слышим обволакивающую тихую музыку в торговом зале крупного супермаркета, она кажется нам только милой и приятной, мы не замечаем ее других качеств, не чувствуем запаха серы. И напрасно. Музыка воздействует на подсознание очень часто далеко за пределами допустимого, принося человеку реальный, хотя и не ощущаемый им немедленно вред. Может ли бизнес добровольно ограничить свой рекламный инструментарий? Вопрос стоит именно так.

Достаточно послушать народную песню XV века, чтобы понять,, как низко мы пали.

Антуан де Сент-Экзюпери

В современном обществе музыка (или то, что ею обычно называют) окружает нас ежедневно и ежечасно. Радио в машине включено почти всегда и практически у всех. Радио на работе слушают реже, зато как на дрожжах растет число аудиосайтов и та же музыка тихо льется через наушники. Телевизор всегда включен почти во всех квартирах, а это значит, что он не только "говорит", но и "играет", если не в музыкальных программах, то уж точно в рекламных блоках. А что за чудо музыка в анонсах новых ТВ-фильмов! Впрочем, о ней разговор особый.

Музыка в магазинах бывает иногда тихая, иногда погромче, но звучит она всегда. А как же! Жить стали лучше, а стало быть, и веселей! Музыка в ресторанах и кафе – это обязательно. Большая проблема найти в Москве тихое заведение, им может быть только дорогой ресторан. Тишина дорожает.

Разумеется, есть и концерты, и входящие в моду мюзиклы. Но, признаемся, это все же мелочи по сравнению с описанным выше массированной обработкой (или бомбардировкой?) сознания. Да и концерты бывают тоже разные: классическая и популярная музыка, это, как говорят в Одессе, две большие разницы с точки зрения механизма воздействия на слушателя.       

Говорят, что личная свобода каждого человека заканчивается там, где начинается нос соседа. Если бы все было так просто! Можно блокировать свою электронную почту, можно не получать почту обычную. Можно закрыть глаза или просто отвести их от какого-то объекта. Можно сделать отдельные залы для некурящих. Но не слушать музыку нельзя. Понятие "личного пространства" отдельного человека в этом случае отсутствует.  

Канал столь мощного воздействия на граждан, т.е. потребителей, не мог остаться вне поля коммерческого интереса бизнеса. Спрос родил предложение, появились даже фирмы, сделавшие своей специализацией "аудиобрендинг", понимая под ним, впрочем, не полноценное создание бренда, а лишь написание рекламных песен или корпоративных гимнов.

В сфере "музыкальных услуг" редко работают профессиональные рекламисты или маркетологи, обычно эту нишу занимают психологи, звукорежиссеры, даже пиарщики. Считается, что тут справится любой. И отсутствие профессионалов можно считать благом, потому что они смогли бы существенно повысить эффективность воздействия и тем самым усугубить ситуацию. Именно поэтому для профессионалов важно понимать последствия использования тех или иных инструментов. Примеры подобного незнания многочисленны и, признаем, страшны. До тех пор, пока не были выяснены механизмы воздействия радиации на человеческий организм, сначала погибали ученые, потом солдаты. Свои жертвы есть и у "мирного атома", но они могли бы быть неизмеримо больше, если бы не принимались меры радиационной безопасности. Ученые, первыми понявшие степень опасности своих разработок, первыми же и выступили с иницитивой об ограничениях их применения. Впрочем, безуспешно. Самый последний пример – запрет на проведение экспериментов с клонирование человека. И снова – первыми выступили ученые, больше других рабиравшиеся в проблеме. Время покажет насколько успешной станет их инициатива, пока уверенности в этом нет. Так в чем, собственно, проблема? Чем так страшна массовая музыка?

В том-то и проблема, что "страшной" она вовсе не кажется. Просто под ее влиянием идет постепенная деградация человека, вот и все. Разумеется, речь не идет о музыке как таковой, а о "массовой" электронной музыке. И тому есть несколько причин.

Вряд ли кто-то сегодня будет оспаривать, что человек – это не только совокупность молекул, входящих в его физическое тело. Есть еще и такие нематериальные образования, как душа и Я (эго). При исполнении живой музыки, когда слушатель концентрируется на ней, происходит взаимодействие на уровне души, т.е. духовном уровне с теми силами, которые, собственно, породили музыку – высшими силами. Далее, ее "услышал" композитор и передал этот импульс исполнителю. Чтобы почувствовать, услышать этот импульс, слушатель должен всего лишь сосредоточиться. Еще одно важное условие – музыка должна исполняться "вживую", ведь даже абсолютно точная с материальной, физической точки зрения запись не адекватна возникающему при исполнении взаимоимодействию слушателей и исполнителя. Собственно, в организации такого взаимодействия и состоит смысл любого искусства. Для того, чтобы "принять" посылаемый ему сигнал, слушатель должен проделать определенную внутреннюю душевную работу. Это знает каждый, кто бывал на концертах или просто сосредоточенно слушал живую музыку (у костра, при домашнем музицировании – неважно). Но это – идеал. Далее, начинаются отступления и искажения. Они могут, как ослаблять воздействие музыки, так и поменять его знак. Кстати, последнее относится к шоу-бизнесу, практически независимо идет ли исполнение под фонограмму или "вживую". Рассмотрим последовательно возможные механизмы воздействия музыки.  

Часто живая музыка исполняется не только в концертных залах, но и в дорогих ресторанах, в холлах пятизвездочных отелей, на престижных презентациях и т.п. Обычно исполняется популярная мелодичная классическая музыка. В этих случаях она является фоновой и предназначена для повышения престижности мероприятия или (в ресторанах и клубах) для создания "атмосферы". Бывает и так, что клуб или ресторан становится фактически концертной площадкой (например, бард-кафе "Гнездо глухаря"). Во всех случаях "фонового" исполнения воздействие музыки слабее, ведь люди не сосредоточены на ней. Важно однако и то, что цель собравшихся – не шоппинг, а потому никакого "прикладного" с этой точки зрения значения музыка иметь не может (не в этом ли причина того, что для исполнения выбирается именно классическая музыка?). Кроме того, музыка не может звучать долго – исполнителям нужны перерывы. О том, как себя чувствуют исполнители (образование музыканта реально длится более десяти лет), труд которых – только малозаметный фон, сейчас говорить не будем, это другая тема. Итог: воздействие музыки слабее, чем в первом случае, но не несет в себе опасности.

Главное достижение последних лет – это фонограмма. Легкость звукоизвлечения – повернул рычажок и заполнил пространство вокруг себя – и породила многочисленные злоупотребления. Что делает фонограмма легкой музыки (в подавляющем числе случаев используются именно она) с посетителями магазинов? "Ритмическая составляющая такой музыки, - говорит музыкальный терапевт Татьяна Степанова, - вторгается в область мелодии, музыка становится легче для восприятия, хорошо запоминается. Слушающие ее люди находятся в состоянии, похожем на транс, их внушаемость значительно повышается". Именно это и требуется магазину. Значительно снижается уровень рационального при выборе покупки и, соответственно, растет значение эмоционального. Покупка становится более "импульсной", может гораздо лучше программироваться приемами мерчендайзинга. Кстати, отнюдь не всегда приемы такого рода – это случайные находки. Скажем, продавец одного из фирменных магазинов фирмы Reebok, попросивший не раскрывать свою фамилию, сообщил, что громко звучащая в магазине эмоционально окрашенная энергичная музыка написана специально для фирменных магазинов. Ее цель – увеличивать продажи. Примерно так же обстоит дело и с музыкальным оформлением кафе, ресторанов и шире – мест скопления людей. Ее назначение – способствовать продаже товаров и услуг.

Однако эта музыка нравится посетителям, и в этом видят ее назначение владельцы заведений и магазинов и организаторы зрелищных мероприятий. Да, нравится. Однако и танцующим всю ночь на дискотеке нравятся наркотики. Они реально помогают им справиться с большими физическими нагрузками. И все же общественное мнение практически едино в своем осуждении наркотиков. Но если присмотреться к поведению фанатов на концертах ритмически окрашенной музыки повышенной громкости, то трудно отличить воздействие этой музыки от воздействия наркотиков.

Между тем, наркотики как таковые давно применяются в медицине – вспомним тот же морфий. Вся проблема в дозировке, привыкании и отсутствии ощущения опасности. Конечно, свое слово в изучении проблемы и определении норм безопасности должны были бы сказать ученые. Однако получить средства на подобные исследования практически невозможно, несмотря на большую актуальность темы.

Складывается ощущение, что огромные средства, вращающиеся в шоу-бизнесе, позволяют препятствовать самой постановке вопроса о необходимости таких исследований. Известно же – против лома нет приема. Остается надеяться только на самоограничение самих участников рынка. Кстати, "услуга тишины" найти своих покупателей. Вот и еще один перспективный сегмент для владельцев магазинов, кафе, ресторанов.

Дмитрий Фролов

19.04.2005

на печать


Комментарии

Егор
19.04.2005 8:50 | сообщение #1
 

В конце восьмидесятых годов, в эпоху перестройки советы, органы и т. п. пытались ограничить проникновение западной культуры в Союз.
И всегда доставалось музыке!!! Кажется, что общество стало более грамотным и интелигентным, но тогда
на кого рассчитана эта статья? Кому музыка в рекламе покоя не дает? Особенно логичен переход к наркотикам! Супер!

jane s
19.04.2005 15:12 | сообщение #2
 

врял ли музыка влияет больше, чем другие внешние раздражители. Но идея повышение продаж Reebok любопытная.

Анна
19.04.2005 17:20 | сообщение #3
 

Это призыв для человечества уйти в горы? Так там тоже музыка, только созданная природой.
Или это тень на фанеру и слабый комплимент живой музыке?
Музыка как наркотики, «оригинально».

Ксения
19.04.2005 21:32 | сообщение #4
 

заходите в гости www.audiobrand.ru
А Дмитрию Фролову большое спасибо за продвижения услуг, которыми занимается моя компания.

Дмитрий Фролов
20.04.2005 10:51 | сообщение #5
 

Как говорится, "еже писах - писах". Ни уточнять, ни дополнять пока нет причины. Не вижу аргументов "против". Кому-то это кажется плоским - дело хозяйское. Мое дело предупредить. Поверьте, с темой знаком глубже, чем на уровне рядового слушателя. И дело не в аргументах в пользу живой или фанерной музыки с точки зрения бизнеса - это особь статья. Я говорю о механизмах воздействия, а не о способах извлечения прибыли. Ну и реально вижу небольшой сегмент - тишина, как продукт. Но это так - немного о возможностях. Такова концепция этой колонки.
-----------------------------
Дмитрий Фролов

Oxide
20.04.2005 23:42 | сообщение #6
 

Наша жизнь циклична, этим обьясняется успешность современной электронной музыки... Она соответствует ритму жизни...Она вспомогательный элемент...

Если говорить про классическую музыку, то это та музыка, которая забирает всё твоё внимание для полного наслаждения.

Oxide
21.04.2005 8:52 | сообщение #7
 

Побывал на audiobrand.ru.
Заявленные цены явно не соответствуют уровню исполнения работ. Хотя, возможно я далёк от столичных расценок :)

nipani
21.04.2005 11:18 | сообщение #8
 

Уважаемый Дмитрий. Мало времени, но сразу хочу отметить разницу между танцполами и наркотиками. Грань проходит между состояниями: "Давай потанцуем, присоединяйся, познакомимся" и "Мне хорошо когда я один танцую". Первое относится к архетипам поведения человека и это здраво, второе требует более пристального рассмотрения - зачем искать уединения среди таких же танцующих? Значит до полного тождества с наркотиками ещё далеко. Наркотик=смерти - это когда потребляешь один.

Гость
21.04.2005 11:41 | сообщение #9
 

2 nipani
Спасибо за комментарий! Разумеется, эта разница существует. И Вы совершенно правы, утверждая, что наркотик - это потребление в одиночку. (Кстати, на современных дискотеках танцы в одиночку приняты, насколько я могу судить. Но это так - реплика в сторону). Танец - это не только музыка, но и движение, и социальность и т.д. И это другая тема, очень интересная, но другая. Я не "ставлю клейма" и вообще не выношу оценок. Я лишь обращаю внимание. Я вовсе не хочу сказать, что вот де есть "хорошая музыка" (пусть это будет классическая) и есть "плохая". Давайте лучше говорить о том, как воздействует та или иная музыка, что при этом происходит. И надо ли оно нам.

nipani
22.04.2005 9:45 | сообщение #10
 

Здравствуйте все, кто меня будет читать.
Аудио гигиена дело мало изученное. Коровы увеличивают удои при звучащей на ферме музыки, при чём рок-н-ролл уменьшает удои. к сожалению это просто наблюдение, а не фундаментальное (дающее основание на формулирование закономерности) исследование. Из того, чем я пользуюсь лично, могу привести пример "маскирующего шума". Это уже результат исследования: приятная (субъективно) музыка, как организованный шум маскирует (часто в наушниках) отвлекающие и даже вредные для здоровья технологические шумы. Посторонние разговоры других компьютерщиков, шум работы ткатских станков и прочее. Один мой знакомый назвал это "музыкой для бритья". Остановлюсь с пересказом. Вывод (мой): каналы получения информации человеком контролируются подсознательно - при переизбытке закрываются. Проникающая по ним (просачивающаяся!) информация может загружать мозг, но не переходить на уровень использования в деятельности. Загрузка с "Диска" в "Оперативную память", если не ошибаюсь - акт сознательный (условный рефлекс). Скорее,-тренируемый навык (что-то подобное). Опасности не вижу. А понимать что "ничто не проходит бесследно" полезно. Очень коротко: "в школу ходил, но ничего не помню, кроме вкусной жвачки, которую отобрал у малолетки". Звуками (ударные инструменты, ритм секция, флейта, колокольчики) на войне и в религиозных культах - актах сознательных, человек давно научился пользоваться на пользу себе. Если человек чувствует вред - кричит сам и закрывает уши ладонями, стремиться убежать. Читал что демонстрации пытались разгонять громкой музыкой, но как-то не привилось, даже в Африке. Материал с журналистским налётом: музыка, звуки действуют на человека? Факт. Как бы чего плохого не вышло... Страх и слёзы взыватьу аудитории легче всего. Улыбку, смех, потрясение - труднее. Будем работать.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.05.2024 - 07:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация