Россияне за правильное питание
Последнее исследование Nielsen, посвященное правильному питанию и здоровому образу жизни (Nielsen Global Health and Wellness Report) в очередной раз подтвердило: российские потребители – сторонники здорового питания.
Такое заявление вряд ли неожиданно: россияне не понаслышке знают, что такое дачный сезон, овощи «с грядки» и молочные продукты «из деревни». А те, кто не знают, с большой вероятностью знакомы с другим трендом, пришедшим из западных стран, согласно которому питаться правильно и придерживаться здорового стиля жизни – модно.
Сразу отметим: рассуждая о «здоровом» питании, российские потребители говорят одновременно и о натуральном (свежие овощи, фрукты, пища домашнего приготовления), и о сбалансированном (диетическое, без ГМО, обогащенное витаминами и пр.) питании – понятиях пересекающихся, но не равнозначных.
Результаты упомянутого исследования нашли свое подтверждение в цифрах. Продажи творога в России за последние три года возросли более, чем на 50% в натуральном выражении, кефира (который является одной из крупнейших категорий на молочном рынке) – на 11%, йогуртов – на 21%. Категория питьевой воды прибавила за последние три года 50%. Одновременно c этим продажи майонезов, супов и обедов быстрого приготовления, консервированных готовых блюд упали на 6-8%, крайне вяло прибавляют в продажах замороженная пицца, готовые соусы. Как видно, слова потребителей с делом не расходятся: россияне действительно предпочитают потреблять натуральные продукты.
Но вот какая просматривается особенность: 85% российских потребителей констатируют, что натуральные продукты слишком дороги. Такое заявление приводит к неутешительному выводу: предлагаемый ассортимент продуктов для правильного питания в России недостаточен, а существующий спрос, в свою очередь, ограничен высокой ценой на эти товаров.
Факт, что натуральные продукты называют дорогими, отчасти объясняется тем, что овощи, фрукты, молочная продукция составляют базу потребительской корзины, и именно по этим категориям покупателю проще отслеживать уровень цен. Частота покупок свежей продукции наиболее высокая, поэтому придя в очередной раз в магазин, скажем, за молоком, покупатель обратит внимание, что цена снова стала выше, но может пренебречь тем фактом, что ценник на упаковке чая, который закупается раз в месяц, вырос не меньше. Однако, в целом, истинность утверждения российских потребителей о дороговизне натуральных продуктов опровергнуть сложно: логистические затраты, короткие сроки годности, факторы сезонности сказываются на уровне цен такой продукции, ускоряя их рост в сравнении с другими категориями.
Однако можно ли говорить, что рынок правильного питания не имеет потенциала для развития? К счастью, нет, и самые хорошие новости идут к нам со стороны поколения молодых потребителей.
В упомянутом выше исследовании Nielsen отмечается, что готовность переплачивать за полезные продукты выше всего у поколения Z (до 20 лет) и миллениумов (21-34), самые же низкие значения зафиксированы в возрастной группе 65+. Активный образ жизни, забота о собственном здоровье и внешнем виде и, в случае миллениумов, финансовая самодостаточность сподвигают их следить за тем, чем они наполняют свои холодильники. Одновременно, такие потребители наиболее требовательны: здоровое питание, в их понимании, должно быть и вкусным. В том числе поэтому данная аудитория является основным покупателем продуктов премиум-сегмента – с натуральными добавками, изготовленных исключительно из органических ингредиентов.
Очевидно, что тренд на правильное питание и здоровый образ жизнии «подогревается» и со стороны других индустрий – набирающие популярность технологии для контроля физической активности, модные информационные ресурсы, пропагандирующие правильный образ жизни ради красивого тела, активная экспансия фитнес-клубов на территории страны, популяризация спорта, в том числе, посредством крупных государственных проектов – все это придает тренду на здоровое питание в России ускоряющуюся динамику.
Даже в текущее непростое с экономической точки зрения время, существуют варианты коммерциализации этого тренда. Отдельные продукты могут создать новую нишу уникальным «здоровым» предложением (натуральные ингредиенты, цельные злаки, свежие фрукты в составе). В уже зарекомендовавших себя категориях «правильного» питания (молочная продукция) может быть целесообразным выпуск премиальных линеек. Наконец, не слишком растиражирован сегодня в России формат готовой здоровой еды с коротким сроком годности, которая реализуется как через форматы современной торговли, так и вендинговые автоматы и небольшие кафе.
Отметим, что говорить о полноценном развертывании тренда на правильное питание в текущей экономической ситуации в России нужно с осторожностью. Много сказано о том, что сегодня именно цена становится ключевым мотивом совершения покупок: «здоровую» еду готовы приобретать до тех пор, пока ее покупка не становится существенным обременением для кошелька. Есть, однако, и существенные аргументы в защиту «здорового» тренда: он останется актуальным в долгосрочной перспективе – отмеченные выше молодые потребители с каждым годом будут наращивать собственные доходы, превращаясь в прибыльные потребительские сегменты, и не будет терять актуальность даже в кризис.
Advertology.Ru
18.02.2015
Еще статьи по теме
- NielsenIQ: в 7 из 10 категориях FMCG произошло сокращение ассортимента (1) - 01.06.2022
- Nielsen запускает новый продукт SmartShelf в России - 02.07.2020
- Топ-50 крупнейших FMCG-брендов в России - 20.12.2019
- Nielsen и Эвотор составили портрет посетителя московской кофейни - 10.09.2019
- 42% потребителе в России заказывают еду онлайн минимум раз в месяц - 25.03.2019
- Семь из десяти людей в мире осознают важность сохранения окружающей среды - 15.11.2018
- Nielsen и "Азбука Вкуса" запускают для поставщиков новый продукт мониторинга продаж во всех розничных форматах ритейлера - 21.08.2018
- Темп продаж детских категорий в онлайн-канале превышает офлайн в 5 раз - 19.08.2018
- Nielsen Россия объявляет о запуске онлайн ритейл-аудита в категориях детского питания и детских FMCG-товаров - 17.10.2017
- Nielsen публикует ТОП-20 категорий FMCG, которые покупают со скидкой - 04.09.2017
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий