Интервью

Николай Сванидзе: "Профстандарты в медиа - это бред"

Николай Сванидзе: "Профстандарты в медиа - это бред"

Журналист и член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека — о том, почему работодателей в СМИ не волнует образование журналистов.

В 2016 году в России могут появиться обязательные профстандарты для работников различных областей. Согласно поправкам к Трудовому кодексу, разработанным в Госдуме, при приеме сотрудников на работу наниматель будет обязан оценивать претендентов по уровню образования, стажу работы и навыкам, определенным профстандартом. Это касается и работников медиа. Так, в уже зарегистрированных в Минюсте профстандартах работников СМИ говорится о том, что репортер не может работать по этой профессии без высшего образования, а редактор, работающий над содержанием публикаций, должен иметь степень бакалавра «в области СМИ».

Изначально на соответствие профессиональным стандартам планировалось проверять госслужащих, однако нынешний вариант поправок предполагает к 2020 году распространить профстандарты и на сотрудников частных компаний.

Депутатский проект раскритиковали в Минкомсвязи. Замминистра Алексей Волин в разговоре с «Известиями» назвал идею сделать обязательными такие ограничения «идиотизмом», хотя признал, что профстандарты медиаотрасли все-таки нужны, но только в качестве рекомендаций. Он также отметил, что в ходе обсуждения с разработчиками профстандартов оговаривалось, что они не будут носить обязательного характера. Позже министр труда Максим Топилин все же признал, что для журналистов профильный диплом обязательным не станет, а в Госдуме заверили, что разработкой профстандартов займется профессиональное сообщество. 

«Известия» обсудили возможность введения профстандартов с журналистом и членом Совета при президенте по развитию гражданского общества Николаем Сванидзе.

—Как вы относитесь к введению профстандартов для работников медиа в  РоссииЕсть ли в этом необходимость?

— Острая необходимость существует в том, чтобы это (профстандарты. — «Известия») не принимать, потому что это бред сивой кобылы. Я думаю, что очень большой процент нынешних квалифицированных руководителей СМИ, редакторов и главных редакторов не смогли бы работать, если бы этот стандарт был утвержден ранее. Начиная с вашего покорного слуги. У меня нет никакого образования в сфере СМИ, я историк. В журналистике работают и филологи, и экономисты, и биологи, и строители — кого только нет. Разве можно отбирать работников по профилю полученного ими образования?

— То есть работодателю совсем не важно, есть у журналиста профильное образование или нет?

— Когда человека принимают на работу в такой практической сфере, как медиа, никто не смотрит на его диплом, смотрят на то, чего он стоит. Мне приходилось в жизни быть работодателем, причем в сфере медиа. Если ко мне приходят два человека, я не буду смотреть на то, что у них написано в дипломе, я возьму того, кто, на мой взгляд, больше подходит для профессии. А уж эти стандарты я в любом случае как-нибудь обману.

Безусловно, врач должен иметь медицинское образование. Но гуманитарные профессии вообще не подразумевают узкоспециализированного образования. На то образование и гуманитарное, чтобы гарантировать общий уровень человека, определенный объем знаний и умение думать. А дальше он может заняться чем угодно. Таланты могут обнаружиться уже после того, как человек получил высшее образование. Принимать такие стандарты немыслимо. Это приведет к резкому ухудшению качества кадрового состава по всем направлениям и в медийной сфере в частности. Кроме того, журналистика лишится возможности открывать самородков.

— В Минкомсвязи считают, что профстандарты должны стать ориентирами для отрасли. Не секрет, что уровень журналистики в нашей стране часто подвергается критике. Могут ли такие стандарты поднять уровень журналистики в стране?

— Профессиональный уровень большинства журналистов действительно оставляет желать лучшего. Он всегда оставлял желать лучшего. Всегда есть Эвересты, а есть небольшие зеленые холмы. Так в любой профессии. Но уровень журналистики связан не с отсутствием качественного профессионального образования, не с тем, что непрофессионалов принимают на работу, а с общим, с нашим общим уровнем гуманитарных знаний. И с невысоким требованием по месту их работы. Не в смысле их образования, а в смысле их ответственности, честности, отношения к профессиональной этике. А это чисто человеческие качества. Этому в равной степени научат и на журфаке, и на историческом факультете, и в строительном техникуме. Этому прежде всего должны учить родители. Если человек не впитал с молоком матери какие-то этические нормы, будет у него журналистское образование или нет — не важно.

— Любопытная ситуация, рассудите. Журналистское образование у нас в стране активно критикуют, но в то же время профстандарт может обязать работодателей принять на работу только выпускников журфаков.  

— Я, будучи профессором на журфаке (Николай Сванидзе возглавляет кафедру журналистики Института массмедиа РГГУ), знаю, что журналистское образование достаточно специфичное. Вовсе не обязательно вообще его иметь, чтобы быть журналистом. А можно иметь его и быть не журналистом.

Вообще, как правило, пробиваются люди талантливые, независимо от того, что у них написано в дипломе. Это касается и журналистов, и других творческих специальностей. Как известно, Иннокентий Смоктуновский не имел профессионального актерского образования. Ни Толстой, ни Достоевский, ни Пушкин, ни Чехов нигде не учились на писателей.

— Совет при президенте, в который вы входите, будет влиять на ход принятия уже ставших скандальными профстандартов?

— Я не исключаю, что имеет смысл. У нас есть рабочая группа, которая занимается СМИ, ее возглавляет Елена Масюк. Она вполне может заинтересоваться этой проблематикой.

04.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.05.2024 - 19:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация