Предпринимательство растет вынужденными темпами
Россияне по-прежнему опасаются начинать собственное дело: лишь 2,6% граждан хотели бы стать предпринимателями. По данным Глобального мониторинга предпринимательства, бизнесу мешают низкая рентабельность, высокие барьеры входа на рынок и качество госрегулирования. Тем не менее в 2013 году собственным делом в стране были заняты рекордные 9,1% граждан, а теневой бизнес ведут еще как минимум 14,5% респондентов. В периоды низких темпов экономического роста люди пытаются найти дополнительные источники дохода и готовы пойти на риск, объясняют эксперты.
Россия наряду с Норвегией и Японией входит в число стран с наименьшим числом граждан, желающих открыть свое дело. Таковы данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) — совместного проекта Babson College (США) и London Business School (Великобритания) при участии ВМШ СПбГУ, EY и Центра предпринимательства. В 2013 году стать бизнесменами хотели 2,6% россиян (в 2012-м — 2,2%). Потенциальных предпринимателей из России отпугивают страх неудачи и снижение возможностей для старта бизнеса (их респонденты оценивают на уровне кризисного 2009 года), при этом лишь 28% считают, что обладают необходимыми знаниями и опытом (в США таковых 56%, в странах БРИКС — 47%). Всего исследование проводилось в 70 странах, в РФ в нем приняли участие 2020 респондентов.
Очевидно, низкая популярность своего дела у начинающих объясняется неудачами предшественников. Доля устоявшихся предпринимателей в России крайне низкая — к ним себя причисляют 3,4% респондентов. Более того, в 2013 году процент выбывших из бизнеса вырос вдвое — до 1,6% от числа опрошенных. Помехи для бизнеса традиционные, хотя соотношение их меняется. Если фактор «политика государства» и состояние институтов из года в год лидируют по числу негативных отзывов, то на высокие барьеры входа на рынок в этом году пожаловалось вдвое больше участников (пятая часть опрошенных), на состояние экономики — напротив, 30% (50% годом ранее).
Еще четверти респондентов не хватает финансовой поддержки. Что касается причин закрытия бизнеса, то 40% ссылаются на его нерентабельность.
Тем не менее количество бизнесменов в России растет: на данный момент таковыми себя считают 9,1% участников опроса (против 6,3% годом ранее). В том числе начинающими себя называют 5,8% респондентов (непосредственно в прошлом году свое дело открыли 3%) — это рекордно высокий показатель с 2006 года (рост год к году на четверть), говорит Ольга Верховская, руководитель проекта GEM в России. Еще 14,5% респондентов заняты в теневом предпринимательстве. «В периоды низких темпов экономического роста люди пытаются найти дополнительные источники дохода и поэтому готовы пойти на риск и открыть собственный бизнес»,— объясняет Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY в России. Высокий уровень поддержки предпринимателей и упрощение бюрократических процедур также способствовали росту числа бизнесменов, считает господин Ивлев.
Действительно, как показал опрос, более трети опрошенных владельцев собственного дела считают себя «вынужденными предпринимателями» (не имеют других возможностей заработка); этот показатель в России традиционно выше, чем в других странах со схожей структурой экономики. Больше всего самозанятых в секторе потребительских услуг (58%), а также в строительстве и переработке (31%), и всего 6% оказывают услуги бизнесу (в среднем по странам этот показатель в два раза выше). При этом абсолютное большинство опрошенных не готово использовать новые технологии в работе, к ним прибегают лишь 5,8% устоявшихся бизнесменов, тогда как в среднем по БРИКС — 17,3%.
11.09.2014
Еще статьи по теме
- В России появился новый средний класс: какой бизнес от этого выиграет - 18.06.2024
- Как россияне представляют бизнес через 20 лет: переговоры с голограммами, знания в чипах, реклама в космосе - 18.07.2023
- Какие финансовые продукты оказались востребованными в 2022 году - 29.11.2022
- Среди маркетологов и пиарщиков оказалось больше всего тех, кто хочет открыть свой бизнес - 18.07.2022
- Как бизнесу выжить в новой реальности - 03.07.2020
- ТОП-20 самых цитируемых СМИ финансовой отрасли за II квартал 2016 года - 27.07.2016
- ТОП-20 самых цитируемых СМИ финансовой отрасли за I квартал 2016 года - 05.05.2016
- ТОП-10 самых цитируемых в соцмедиа финансовых СМИ за 2015 год - 10.02.2016
- ТОП-20 самых цитируемых СМИ финансовой отрасли за 2015 год - 21.01.2016
- Бизнес не планирует снижать расходы на рекламу - 22.12.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий