Интервью

Культура меняет нас

Культура меняет нас

В этом году искусство всех видов и жанров находится в зоне особого внимания — 2014-й объявлен Годом культуры. Кроме большого числа официальных мероприятий, о нем напоминают плакаты на основе картин известнейших художников, появляющиеся на московских улицах. «Культура Москвы» сыграла в «угадайку» — узнала всех «зашифрованных» авторов — и поговорила с дизайнером плакатов Артемием Лебедевым, зачем это было сделано и к какой реакции горожан должно привести.

Программа общероссийского Года культуры огромна и так же разнообразна, как само понятие культуры. Открытие отреставрированных исторических комплексов и вновь образованных музеев (вроде Музея Первой мировой войны в Царском селе или Детского космического центра в Кирове), театральные и музыкальные фестивали и конкурсы, этнокультурные и исторические форумы, студенческая театральная универсиада и детские фольклорные ассамблеи весь год сменяют друг друга. В Москве у Года культуры появилось собственное «лицо».


Пит Мондриан, привозную выставку которого в Третьяковской галерее посетили более 60 тысяч человек, считается одним из трех отцов-основателей абстрактного искусства (два других — Казимир Малевич и Василий Кандинский). Он учился живописи на примере старых голландцев (Рембрандта и Вермеера), но собственный вариант абсолютной гармонии нашел в строгих геометрических композициях и использовании трех простых цветов — синего, желтого и красного, и «антицветов» — черного и белого. Идеи Мондриана быстро распространились в сферу архитектуры и дизайна — от домов, покрашенных «мондриановской» сеткой, до столов и стульев, выполненных в том же стиле.

Для официального Года культуры дизайн плакатов кажется довольно смелым. Как возникло нестандартное прочтение известных картин, «Культура Москвы» расспросила придумавшего их дизайнера Артемия Лебедева.

— Какова основная идея серии плакатов о Годе культуры со слоганом «Культура меняет нас»?

Основная идея — решить сразу пять разных задач в одном результате, как раз то, что мы любим. С одной стороны, нет четкого и однозначного сообщения, есть желание рассказать о том, что культура нужна и ее поддержка небессмысленна. С другой стороны, есть жанр наружной рекламы, который себя практически дискредитировал в наших широтах. Нам надо сделать макеты, за которые будет не просто не стыдно, а которые еще и окажут воздействие на мозг зрителя.

 — В плакатах зашифрованы произведения искусства, которые не всегда известны широкому кругу зрителей. Не боитесь остаться непонятым?

— Неа. Даже если зритель не знает фамилию автора, чье произведение мы берем за основу, он понимает, что произведения искусства находятся на ступень выше того, что его окружает.


Испанский художник Хуан Грис был современником Пабло Пикассо и вместе с ним считается одним из основателей стиля кубизм. Закончив учебу в Мадриде, Грис переехал в Париж, который в начале ХХ века был главным художественным центром и где определялись пути развития мирового изобразительного искусства. Гриса привлекал жанр натюрморта, в котором, подчиняясь законам кубизма, привычные предметы (вроде скрипки и шахматной доски — как на выбранной работе) дробились на цветные плоскости, рассыпаясь как пазл.

— Серия плакатов получилась достаточно смелой для общегосударственного Года культуры. Что это, попытка сломать стереотипы?

— Это начало. Я бы даже сказал, это компромисс. Через год можно будет выразиться смелее. Потенциал для этого огромный.

— Вам кажется, эта реклама сможет заставить людей пойти в музей?

— Не настолько в лоб, но да. В какой-то момент зритель пойдет в музей не потому, что ему на рекламном щите напишут «иди в музей», а потому, что он почувствует потребность. Это очень тонкий момент. Надо искать тот язык, на котором можно разговаривать со зрителем. Потому что люди хотят, чтобы с ними говорили и чтобы их убеждали.


Даже среди художников-авангардистов Казимир Малевич по праву считается одним из самых радикальных реформаторов живописного языка. Поставив перед собой задачу «передать природу в ее истине», добраться до самой сути искусства, он шаг за шагом уходил от традиционных фигуративных изображений. Название придуманной им системы — супрематизм — происходит от латинского supremus, что значит «высший». «Черный квадрат», «Черный крест» и другие картины с изображением абстрактных геометрических фигур, впервые показанные на петроградской выставке «0,10» в 1915 году, были в понимании художника высшей ступенью развития искусства, освобожденного от всего внехудожественного.

— Раз уж речь о Годе культуры, расскажите, какие истории или воспоминания, связанные с культурой в любом ее проявлении, повлияли лично на вас?

— Я посетил 240 стран из 260 и могу сказать, что ничто так не способствует толерантности и терпимости, как простое знакомство с новыми культурами.

— Назовите самое яркое впечатление последнего времени, связанное с культурой?  

— Вежливые люди.


Бронзовая статуя «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., считается одним из первых пластических выражений идеи движения. Мирон был большим знатоком анатомии, что помогало ему достоверно отображать сложные позы атлетов в движении. Имя метателя дисков, послужившего моделью для скульптора, не дошло до нас, как не сохранилась и оригинальная скульптура (считается, что она погибла в Средние века). О том, как выглядел «Дискобол», мы судим по нескольким мраморным копиям, сделанным древними римлянами. Слепок с одной из них можно увидеть в Пушкинском музее.

Программа Года культуры в Москве имеет свои особенности. «Мы выделяем для себя три приоритетных направления, — рассказал руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков, — и условно называем этот год “культура 3Д: децентрализация, детство, добрососедство”».

Первая Д — децентрализация. По статистике, 40% жителей спальных районов совсем или почти не выезжают из своих жилых кварталов в центр города, и около 20% ни разу за год не посещают ни одного культурного учреждения. Поэтому важно, чтобы культура не концентрировалась внутри Третьего транспортного кольца, а выходила за его пределы и была доступна всем. Эта тенденция актуальна не только для Москвы. Под флагом децентрализации Лувр открыл филиал в шахтерском Лансе, а нью-йоркский музей Гуггенхайма все больше опутывает своей сетью мир.


Дом архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, в котором скоро должен открыться его музей, — один из выдающихся шедевров конструктивизма мирового значения. Архитектор строил его для себя и своей семьи, а потому мог позволить себе не сдерживать свою фантазию. Дом, построенный в 1927–1929 гг., представляет собой два цилиндра одинакового диаметра, но разной высоты, «врезанные» друг в друга. Особая кирпичная кладка, впоследствии запатентованная Мельниковым, как и другие конструкции, использованные при строительстве, позволила создать шестиугольные окна, создающие необычную игру света и тени в интерьере.

Вторая московская Д — это детство. Если с малолетства не привить ребенку интерес к искусству и привычку ходить в театры и музеи, то и во взрослом возрасте он вряд ли будет эти места посещать. В Москве проходит множество детских событий, часть из них совершенно бесплатны.

Третья Д — добрососедство. Культура — это не только события, но и отношения между людьми, и они развиваются и меняются вместе со знакомством с искусством. Поэтому слоган программы департамента: «Культура меняет нас». Эти изменения повсеместны. «Искусство окружает нас везде, но за суетой повседневной жизни мы забываем об этом и многого не замечаем, — говорит Сергей Капков. — Мы хотели рассказать, как важно время от времени пойти в музей, в театр. Это обогащает нас духовно, эмоционально и действительно может нас изменить».

«Культура меняет нас» — не просто слоган, а жизненная реальность. Стоит соприкоснуться с ней, чтобы ощутить эти изменения на себе.


«Мыслитель» Огюста Родена — одна из самых известных скульптур в мире, изначально был частью композиции «Врата ада», выполненной по мотивам «Божественной комедии» Данте. В общей картине дантова ада задумавшийся человек изображал самого поэта. Со временем замысел был усложнен, и на смену поэту пришел мыслитель, олицетворяющий универсальный образ творца. Вдохновляясь «Давидом» Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью (моделью скульптора был боксер), но не хотел ассоциировать его с конкретными личностями. Изображение было задумано как аллегория. В 1902 году увеличенная почти до 2 метров скульптура была выставлена в парижском Салоне и с тех пор разошлась по всему миру в тысячах копий.

Культура Москвы
Advertology.Ru

18.06.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.02.2025 - 20:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация