Статьи

Ни на йоту

Ни на йоту

Компания Yota Devices разработала инновационный российский смартфон YotaPhone с двумя экранами. Но продажи этого чудо-гаджета в России оказались весьма скромными. Теперь Yota Devices переключился на другие рынки и всерьез надеется покорить мир.

Вряд ли в России найдется еще одна компания, которой бы поддержка государства принесла столько неприятностей, сколько российскому разработчику смартфонов Yota Devices. В конце 2010 года глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов показал тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву прототип российского смартфона, созданный инженерами Yota. О новинке было известно только то, что она не работает и что производить ее будут в Китае. Аналитики предсказывали гаджету ту же судьбу, что и национальной операционной системе, которая канула в Лету. Газеты и интернет изощрялись в остроумии по поводу отечественного «убийцы iPhone». Но проект не умер. «Не было бы всего этого негатива, может быть, не было бы и телефона. Нам захотелось доказать, что это возможно»,— говорит генеральный директор Yota Devices Владислав Мартынов. На доказывание ушло три года.

Тропой BlackBerry

«Когда Чемезов представил Медведеву неработающий телефон, я еще был генеральным директором SAP CIS, но подумывал об уходе»,— вспоминает Владислав Мартынов. Его пригласили в SAP CIS в начале 2009-го как антикризисного менеджера, чтобы поднять продажи, которые в кризис упали на 70%. Мартынов продажи увеличил, но работой в большой забюрократизированной компании тяготился. А в мае 2011-го ему позвонил тогдашний генеральный директор оператора Yota Денис Свердлов, с ним Мартынов был знаком с конца 1990-х, когда оба занимались внедрением ERP-систем Navision (Microsoft) в России. «Он сказал: ты любишь нешаблонные проекты, а у меня есть интересная идея — сделать компанию, которая будет конкурентоспособна на глобальном рынке смартфонов»,— говорит Мартынов.

Тогда никакой Yota Devices не существовало, а был отдел в составе Yota, занимавшийся разработкой устройств. Они уже придумали концепцию двухэкранного телефона и сделали пресловутый пластиковый муляж, который и показали президенту. В середине 2011 года была образована компания Yota Devices, бенефициарами которой (через инвестфонд Telconet Capital) являются основатели Yota Сергей Адоньев и Альберт Авдолян, а также «Ростех», владеющий 25-процентным блокпакетом Yota Devices. В патентной заявке на смартфон, зарегистрированной в сентябре 2011 года в Великобритании, авторами концепции значатся Денис Свердлов и бывший руководитель центра разработок и исследований Yota Дмитрий Гориловский. Мартынов утверждает, что государство на проект не выделило ни копейки.

Главная «фишка» YotaPhone — два 4,3-дюймовых экрана. С одной стороны устройства находится обычный ЖК-дисплей, с обратной — черно-белый экран E-Ink, как у электронных «читалок». Он не мерцает, не «слепнет» на солнце и потребляет очень мало энергии. А самое главное — он всегда включен. В обычных смартфонах многих раздражает, что дисплей часто находится в «спящем» состоянии. Люди боятся пропустить что-то важное и постоянно включают экран. «Это ментальная проблема, которая связана с тем, что ЖК-дисплеи потребляют очень много энергии. Решение пришло само: встроить на заднюю панель второй дисплей на базе электронных чернил, который был бы всегда включен. Такого никто до нас не сделал»,— объясняет Мартынов.

Yota Devices должна была с нуля построить производство смартфонов по той же бизнес-модели, что и у ведущих брендов — Blackberry, Nokia и Apple. Они разрабатывают устройства, но не имеют своих фабрик и не занимаются производством комплектующих, в отличие от вертикально интегрированных Samsung или Sony.

Первым делом Мартынов стал искать разработчиков телефонного софта и «железа». Найти команду удалось в городе Оулу в Финляндии, где в тот момент Microsoft и Nokia закрыли центр исследований и разработок. Одновременно Мартынов искал поставщиков комплектующих и сборщика для своего гаджета.

Мистер Джейкобс и мистер Яо

Сначала Yota Devices нужно было договориться с компанией Qualcomm, крупнейшим поставщиком чипсетов для смартфонов в мире. Мартынову удалось встретиться с сыном основателя Qualcomm, председателем совета директоров Полом Джейкобсом, на одном из мероприятий этой компании в Турции. «Я подошел к нему, показал телефон. Через пять минут моих объяснений он сказал: это очень круто, самое революционное, что я видел с момента появления первого iPhone. Какая поддержка от нас вам нужна?» — рассказывает Владислав Мартынов.

Крупным OEM-производителям маленький стартап Yota Devices был неинтересен. К мелким китайским сборщикам идти было опасно: они могли украсть идею, к тому же у них нет квалификации. А для изготовления двухэкранного телефона нужны сильные специалисты. Сингапурская Hi-P стала золотой серединой. Достаточно большая, многомиллиардная компания с конструкторским бюро в Сингапуре и несколькими фабриками в Китае. Мартынову удалось встретиться с акционером Hi-P, сингапурским миллиардером Яо Сяо Туном. «Я ему рассказал про телефон, он ответил: „15 лет назад я встретился с основателем Blackberry. Я помог им выпустить первый Blackberry, они со мной 15 лет работали и были мне верны. Я тебе тоже помогу, но будь лоялен и работай с нами дальше“»,— вспоминает Мартынов. Hi-P помогла Yota Devices довести разработку до уровня серийного производства и минимизировать брак.

Ключевым поставщиком стала компания E-Ink, которая делает экраны для «читалок» на базе электронных чернил. С ними было нетрудно договориться: E-Ink заинтересована в развитии рынков сбыта.

Сейчас в Yota Devices почти 70 сотрудников, большинство из которых работают в Москве, семь человек — в Сингапуре, 17 — в Финляндии, три человека отвечают за продажи и сервис в Германии.

Курс похудания

Прежде чем начать продажи, Мартынову предстояло решить несколько технических проблем. Дело в том, что процессор телефона нагревался и изображение на E-Ink-экране «плыло». Пришлось выводить избыточное тепло через боковые грани устройства. Инженеры из Сингапура придумали поместить графитовый тепловой экран между дисплеем и другими компонентами телефона. Второй проблемой стали антенны, которые весьма чувствительны к металлу, а внутри смартфона находится очень много дополнительных металлических комплектующих. Пришлось распределить антенны по краям и буквально вплавлять их в корпус. Много времени ушло на то, чтобы сделать корпус тонким, ведь комплектующих в смартфоне опять же больше, чем в стандартном телефоне.

К концу 2012-го был готов коммерчески пригодный образец смартфона, и Мартынов занялся продвижением. На российском рынке ERP-систем менеджера до сих пор вспоминают как гениального продавца и мастера PR. В России репутация нового гаджета была изначально испорчена неудачной презентацией на высшем уровне, и Yota Devices двинулся на зарубежные выставки.

В январе 2013 года представители Yota Devices поехали на выставку потребительской электроники в Лас-Вегасе, чтобы встретиться с пятью аналитиками-экспертами этого рынка. «Мы в Starbucks в Лас-Вегасе показали им телефон. Они на следующий день позвонили и сказали, что нас включили в список номинантов на премию за самое инновационное устройство 2013 года. И хотя мы официально не участвовали в выставке, нам дали первое место»,— хвастается Мартынов.

Регалии пригодились, когда Yota Devices стала искать партнеров — поставщиков приложений для смартфона. «YotaPhone — очень хороший девайс для тех, кто любит читать книги, блоги. Самые очевидные коммерчески привлекательные приложения для этого смартфона — книжный магазин и словари»,— говорит Кирилл Петров, управляющий директор i-Free Innovations. Первым партнером стала компания ABBYY. Она сама обратилась в Yota Devices, чтобы поучаствовать в красивом имиджевом проекте, рассказывает директор ABBYY по маркетингу Ольга Толстунова. ABBYY сделала для YotaPhone приложение TeachMe — вариант словаря Lingvo с отображением на втором экране.

Потом Yota Devices договорилась с компанией Dream Industries (разработчиком электронной библиотеки Bookmate). По словам руководителя проекта Bookmate Максима Балабина, компания специально под Yota разработала функции для чтения на двух экранах.

С электронными картами возникли трудности. Карты «Яндекса» и Google не годились для второго экрана по техническим причинам: «чернильный» экран был черно-белым и обновлялся слишком медленно. Выпустить специальные версии для YotaPhone обе компании пока отказались. Нужного энтузиаста — поставщика электронных карт, компанию MapsWithMe, Мартынов нашел лишь в Белоруссии. Антон Крохмалюк, директор по маркетингу компании e-Legion (крупного разработчика мобильных приложений), говорит: «Для разработчика важно количество устройств на рынке, нет смысла что-то разрабатывать для 0,01% пользователей».

Затем Мартынов стал подбирать партнеров по сбыту. Он встретился со всеми глобальными сотовыми операторами, но сотрудничество не задалось: чтобы включить новую «трубку» в портфель, нужно шесть—девять месяцев, Yota Devices не могла столько ждать. Проще оказалось договориться с дистрибуторами: Ingram Micro — крупнейшим дистрибутором электроники в Европе, Brodos — в Германии и Jumbo Electronics — крупным ритейлером на Ближнем Востоке. Основным каналом продаж и в России, и в Европе, по замыслу Мартынова, должен стать интернет-магазин Yota Devices. В Европе интернет-продажи YotaPhone — ввоз, таможенное оформление, хранение и доставку телефонов потребителю — согласилась поддерживать компания Ingram Micro. В России YotaPhone продают восемь ритейлеров через свои салоны или интернет-магазины: «Евросеть», «Связной», «Ион», «Юлмарт», «Белый ветер», DNS, компьютерный центр «Кей», а также собственная сеть Yota Retail.

В декабре 2013-го в России и четырех странах Европы начались продажи нового смартфона YotaPhone. Цена устройства — 19,9 тыс. руб. в России и 499 евро в Европе. Почему так дорого? Технология YotaPhone дороже стандартной, объясняет Мартынов: «Если бы мы сделали обычный смартфон, без второго экрана, но с такими же характеристиками, как у YotaPhone, он бы стоил на 40% меньше»,— говорит Мартынов.

Критика не заставила себя ждать.

12 тысяч техногиков

«YotaPhone — интересное и необычное устройство, но его практическая ценность невелика. Модель разрабатывали долго, и к моменту выхода на рынок многие компоненты успели устареть. Потребителей, которые готовы переплатить за уникальность, получив при этом не самый современный смартфон, очень мало»,— отмечает главный аналитик Hi-Tech Mail.Ru Дмитрий Рябинин.

Основной претензией была высокая цена YotaPhone: технические характеристики гаджета практически не изменились с декабря 2012 года, и из-за этого его начинка чуть слабее, чем у флагманских смартфонов, выпущенных во второй половине 2013 года. Диагональ тоже небольшая — 4,3 дюйма. Это чуть крупнее, чем у iPhone 5S, но существенно меньше, чем у флагманов на базе Android (до 5,7 дюйма).

В начале февраля 2014-го Yota Devices обнародовала результаты первых двух месяцев продаж YotaPhone – 12 тыс. гаджетов в России и Европе. Тогда многие заговорили о провале широко разрекламированного русского смартфона. «Для такого смартфона 12 тыс. проданных единиц — невероятно хороший результат»,— не соглашается Дмитрий Рябинин.

В Европе через Brodos и Ingram Micro было продано около 2 тыс. штук. Через российские торговые сети и их интернет-магазины — еще примерно 2 тыс. смартфонов (из 12 тыс. предзаказанных штук). При этом около 700 проданных устройств пришлись на «Евросеть» и «Связной». Мария Заикина, представитель сети «Связной», говорит: «Смартфон продается в целом хорошо для нишевого устройства. Продукт нельзя назвать массовым. Но он нашел своих покупателей — пользователей, которые следят за всеми новинками и хотят протестировать их первыми».

Владислав Мартынов уверяет, что так и было задумано: «Мы не хотели, чтобы YotaPhone первого поколения продавался массовому потребителю. У людей, неискушенных в технологиях, наш смартфон может вызвать определенный негатив, потому что они не привыкли к такому формату, и репутация нашего бренда могла пострадать. Нам принципиально важно, чтобы телефон первого поколения попал в руки людям, готовым к экспериментам, и мы получили от них обратную связь».

Ритейлеры говорят, что продажи YotaPhone оказались низкими еще и потому, что компания опоздала к сезону новогодних продаж. Например, в «Связной» и «Евросеть» YotaPhone поступили 27 декабря, а в январе люди традиционно покупают меньше устройств, чем в предновогодний период. Тем временем Мартынов продолжает строить наполеоновские планы: в 2014-м компания намеревается продать 500 тыс. YotaPhone в России и Европе. Глава Yota Devices рассчитывает продать 80–100 тыс. гаджетов первого поколения, а основные надежды возлагает на второе поколение YotaPhone, рассчитанное на массовую аудиторию. Эту новинку компания планирует выпустить в продажу к концу текущего года. Новый гаджет, по словам Мартынова, будет оснащен более современным чипсетом и процессором, экран станет больше, батарея мощнее.

К началу 2015-го компания надеется выйти на безубыточность, а еще через год — окупить свои вложения, которые уже составили около $50 млн. При розничной цене 20 тыс. руб. и 10-процентной марже Yota Devices получается, что компании нужно в 2015 году продать около 1 млн гаджетов. Для сравнения: Samsung Galaxy S4, которые находятся в этой же ценовой категории, за первый месяц в мире было реализовано 10 млн штук.  Так сравнивать неправильно, возмущается Владислав Мартынов: Samsung, Nokia  и другим гигантам десятки лет, а Yota Devices существует меньше трех лет.

Но в нашей стране продать и миллион YotaPhone нереально. Виталий Солонин, руководитель направления беспроводных технологий J’son & Partners, оценивает объем рынка YotaPhone в России в 50–60 тыс. устройств в год. Россия не даст желаемых объемов, признает Мартынов: нужно двигаться в Азию, на Ближний Восток и в Северную Америку. Там результаты будут зависеть от того, удастся ли компании найти партнера — глобального сотового оператора, который бы продавал YotaPhone вместе с долгосрочным контрактом на услуги связи.

Yota Devices может попасть в типичную для первопроходца ловушку: создать новую нишу на рынке, которую потом займут более крупные производители. Благодаря Yota Devices, говорит вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин, появилась новая концепция потребления: экран с двух сторон. Не исключено, что через два года на рынке будет представлено несколько двухэкранных смартфонов.

Юлиана Петрова, "Секрет фирмы" Advertology.Ru

03.03.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.12.2024 - 12:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация