Как создавать убойные презентации и успешно выступать перед аудиторией
Конечно, многие успешные ораторы имеют природную харизму. Но отсутствие соответствующего набора черт личности, особенностей характера и других психических характеристик, определяющих способность человека привлекать внимание и вести за собой, не является преградой для успешных выступлений.
Вы наверняка знаете людей, которые чувствуют себя как рыба в воде во время публичных выступлений. Они легко удерживают внимание слушателей, четко излагают информацию, быстро отвечают на каверзные вопросы и умудряются шутить. Аудитория всегда слушает таких ораторов, даже если они не готовятся к выступлению. Более того, они могут заинтересовать слушателей темами вроде «Динамика прироста поголовья крупного рогатого скота в 80-е годы».
Также вы точно видели горе-ораторов, похожих на школьника, не выучившего домашнее задание. Они боятся оторвать взгляд от экрана, листают слайды PowerPoint и дословно читают написанный там текст. Завершив презентацию, они робко говорят себе под нос что-то вроде «нуразвопросовнет» и покидают сцену под оглушительное перешептывание аудитории, выясняющей, где тут буфет и когда, наконец, будет кофе-брейк.
Практически каждый бизнесмен многое отдал бы, чтобы принадлежать к первой категории ораторов. Умение публично выступать и проводить качественные презентации — неоценимый ресурс для предпринимателей, продавцов, руководителей. Однако многие деловые люди всю жизнь пеняют на какие-то врожденные качества, которых у них нет, объясняя свой страх перед презентациями или бездарные выступления.
Конечно, многие успешные ораторы имеют природную харизму. Чтобы понять, о чем идет речь, вспомните ярких политиков, общественных деятелей или даже звезд эстрады. Но отсутствие соответствующего набора черт личности, особенностей характера и других психических характеристик, определяющих способность человека привлекать внимание и вести за собой, не является преградой для успешных выступлений.
Практически любой человек, даже застенчивый и косноязычный, может компенсировать отсутствие харизмы хорошей подготовкой к презентациям и обучением. Но не спешите набирать в рот морскую гальку, как Демосфен.
Сегодня ораторам необходимо в первую очередь научиться использовать инструменты для презентаций. Ведь из-за невежества пользователей та же программа PowerPoint часто превращается для докладчика из удобного инструмента в помеху. Затем докладчикам необходимо научиться наполнять свой доклад полезной для аудитории информацией. Наконец, ораторам следует овладеть приемами публичного выступления, которые заставляют аудиторию слушать и слышать говорящего.
Как сделать презентацию убойной
В отличие от Демосфена, современные ораторы имеют доступ к инструментам, облегчающим передачу информации от выступающего к аудитории. Прежде всего, к ним относятся акустические системы и микрофоны, избавляющие людей от необходимости тренировки голоса по методу древнегреческого оратора. Кроме этого, современные витии могут визуализировать свое выступление с помощью компьютера, проектора, экрана и программного обеспечения для проведения презентаций. А ведь тот же Демосфен не мог мечтать даже о маркерах и флипчарте.
Человек воспринимает визуальную информацию в 60000 раз быстрее, чем слова или письменный текст. В связи с этим, рецепт классной презентации выглядит просто: необходимо подготовить важную информацию и усилить ее с помощью средств визуализации. Это удобно сделать с помощью PowerPoint или подобных программ.
Вы будете абсолютно правы, если после очередного упоминания популярной программы для создания слайд-презентаций вспомните о запрете ее использования в некоторых подразделениях армии США.
Программы для проведения презентаций действительно мешают докладчику и аудитории, если превращаются из средства в цель. Как отмечалось выше, многие ораторы часто скатываются до механического чтения слайдов, забывая, что каждый слушатель и сам умеет читать. Более того, некоторые докладчики тратят уйму времени и денег на визуальное оформление слайдов. Наверное, они всерьез надеются «порвать» аудиторию с помощью какого-то волшебного дизайна.
На самом деле, в программах для презентаций нет ничего плохого. Более того, при правильном использовании они выполняют две полезные функции. Во-первых, слайд-презентация служит докладчику в качестве плана или конспекта выступления. Во-вторых, она помогает визуализировать информацию, что тождественно облегчению ее передачи и усвоения.
Следующие рекомендации помогут вам подготовить убойный доклад и оформить его с помощью программ для создания слайд-презентаций:
- Определите тему доклада. Она должна соответствовать тематике мероприятия, на котором вы будете выступать. Найдите способ подать информацию так, чтобы участники захотели слушать вас. Для этого ваш доклад должен быть максимально полезным для аудитории. Например, если вы выступаете на конференции поисковых маркетологов с докладом о новом поисковом алгоритме, не стоит ограничиваться банальным «Особенности алгоритма Google Hummingbird». Тема вашего доклада должна звучать примерно так: «Как использовать новый поисковый алгоритм в интересах вашего бизнеса».
- Запишите на бумаге тезисы своего выступления. Структурируйте доклад, чтобы обеспечить простоту восприятия информации. В вашей презентации должны быть обозначены следующие пункты: описание проблемы, способы ее решения, доказательства их эффективности и возможности для слушателей. Обратите внимание, доклад не должен быть банальной рекламой вашего продукта.
- Используйте программу для создания слайд-презентаций, чтобы подготовить шаблон выступления. Слайды должны заменить вам блокнот, который ораторы держат перед собой во время презентации. Подумайте, что именно необходимо включить в слайды.
- Планируя количество слайдов, обратите внимание на предполагаемую продолжительность выступления. Оптимальное число слайдов можно рассчитать исходя из формулы один слайд на 2-3 минуты выступления. Не забудьте о времени на дискуссию и ответы на вопросы слушателей.
- Визуализируйте информацию, которую вы включили в слайды. Используйте для этого инфографику и/или фотографии. Обратите внимание, визуальный компонент слайда должен доминировать. А текстовый компонент слайда должен включать только важные факты и тезисы, которые вы будете объяснять в ходе выступления.
- Брендируйте слайды презентации. Используйте в качестве фона корпоративные цвета, добавьте логотип и название вашей компании. Убедитесь, что эти элементы не препятствуют чтению и восприятию информации.
- Всегда репетируйте выступления. Попросите близких побыть в роли слушателей.
Итак, вы создали полезный доклад и оформили его с помощью программы для слайд-презентаций. Теперь самое время подумать о приемах, которые помогут аудитории слушать и слышать ваши слова.
Как заставить аудиторию слушать вас
От первой минуты вашего выступления зависит, будет ли аудитория слушать ваш доклад. Именно в это время слушатели решают, достойно ли ваше выступление внимания. Несложно понять, что это решение практически не зависит от характеристик самого доклада. Разве что его название способно привлечь внимание аудитории.
Чтобы решить, достоин ли ваш доклад внимания, аудитория использует невербальную информацию. Слушатели мгновенно оценивают вашу внешность, одежду, манеру держаться и говорить. Даже высота и тембр голоса говорящего влияют на мнение аудитории. Еще раз обратите внимание, аудитория оценивает вас в первые секунды выступления, включая поход от места в зале к трибуне.
Следующие ниже рекомендации помогут вам невербально показать аудитории, что вы заслуживаете внимания. Да, именно вы, так как личность и слова докладчика, а не слайды и фотографии, являются самой ценной частью выступления. Итак, чтобы аудитория слушала и слышала вас, выполняйте следующие рекомендации:
- Ваша одежда должна соответствовать двум критериям. Во-первых, надев ее, вы должны чувствовать себя абсолютно комфортно и уверенно. Во-вторых, одежда должна соответствовать обстановке. Условно говоря, если вы выступаете в Госдуме, лучше надеть деловой костюм. А если вы едете на конференцию молодых IT-предпринимателей, смело надевайте джинсы и футболку. Помните, первый критерий важнее второго. Если вы чувствуете себя идиотом в деловой одежде, оставьте дома эти чертовы галстук и пиджак.
- Психологи утверждают, что поза и манера держаться отражают актуальное психическое состояние человека. Поэтому перед выходом на трибуну расправьте и опустите плечи, поднимите подбородок. Во время выступления сохраняйте естественную позу. Если вы стоите, не опирайтесь на стол или трибуну. Ваши руки и ноги не должны скрещиваться, когда вы сидите.
- Уделите внимание мимике. Когда человек волнуется, у него непроизвольно вытягивается лицо и приоткрывается рот. Понятно, что не стоит выходить к аудитории в таком виде. Улыбнитесь себе еще до выхода на сцену. Естественная полуулыбка отлично поможет вам во время выступления, даже если вы рассказываете о какой-то серьезной проблеме. Во время выступления следите, чтобы у вас на лице не играли желваки — это негативный невербальный сигнал.
- Постарайтесь контролировать голос. Дыхательная мускулатура человека отвечает на стресс спазмом, из-за чего голос становится более высоким. Чтобы преодолеть этот физиологический эффект, необходимо встать и несколько раз сделать вдох с помощью мышц живота. Держите под рукой стакан с водой — глоток воды помогает бороться с пересыханием горла и расслабляет дыхательную мускулатуру.
Не стоит расслабляться, если даже вы привлекли внимание аудитории в первые секунды презентации. Вам придется бороться за внимание слушателей в течение всего выступления. Иначе через какое-то время вы увидите примерно следующее:
Как «порвать» аудиторию во время презентации
Существует множество приемов, используя которые осознанно или неосознанно, успешные ораторы управляют вниманием аудитории. Некоторым из них необходимо долго учиться, а другие достаточно просто запомнить. Перечисленные ниже техники одновременно относятся к наиболее простым и эффективным способам взаимодействия со слушателями. Используйте их во время выступления:
- Жестикуляция. Запомните простое правило — слушатели должны видеть ваши руки в течение всего выступления. Вы посылаете аудитории негативный невербальный сигнал, если держите руки по швам, прячете их в карманы или под стол. Уверенный в себе человек естественно жестикулирует во время разговора. Поэтому приучайте себя во время выступления держать руки не ниже уровня солнечного сплетения.
- Молчание. Многие ораторы виртуозно используют этот прием для привлечения внимания слушателей. Например, уверенный в себе выступающий может замолчать, дожидаясь, абсолютной тишины в зале. Он обязательно благодарит зал, когда все слушатели замолкают.
- Перечисление или нумерация. Этот простой прием помогает структурировать выступление. Фразы типа «во-первых» или «первое» облегчают восприятие информации слушателями.
- Персональное обращение. Если вы знаете некоторых из присутствующих в зале по имени, не упустите возможности обратиться к ним во время выступления. Это усиливает вовлеченность аудитории в происходящее.
- Общие вопросы к аудитории. Спрашивая у слушателей что-либо и получая ответ, вы также увеличиваете их вовлеченность в дискуссию. Попробуйте задавать провокационные вопросы, чтобы получать живой отклик. Считайте, что вы отличный оратор, если во время презентации аудитория говорит наравне с вами.
- Обратная связь. Обязательно получайте отклик в конце выступления. Это могут быть вопросы слушателей или их впечатления о презентации. Чтобы наверняка получить обратную связь, подготовьте несколько вопросов, которые точно заставят слушателей говорить. Например, попросите аудиторию покритиковать вас.
Чтобы ваше выступление было успешным, сделайте его информационно ценным для слушателей. Используйте программы для создания слайд-презентаций в качестве подсказки для себя и средства визуализации для аудитории. Ни в коем случае не ограничивайтесь простым чтением слайдов.
Помните о важности первых секунд выступления. Аудитория встречает вас «по одежке», оценивая внешность, позу, мимику, голос и даже саму одежду. Поэтому следите за невербальными сигналами, которые вы посылаете во время выступления. Используйте приемы ораторского мастерства, чтобы управлять вниманием аудитории и получать обратную связь.
Дмитрий Дементий, texterra.ru
29.10.2013
Еще статьи по теме
- Язык и этикет искусной деловой переписки (1) - 28.05.2014
- Что делать, чтобы не сидеть на мозговых штурмах как истукан? - 16.05.2014
- Взаимоотношения собственника, топ-менеджера и маркетолога (11) - 05.05.2014
- Развлекательные каналы гораздо эффективнее общаются со зрителями - 04.04.2014
- Стереотипы поведения клиента и продавца (1) - 17.03.2014
- Поймите женщину - 11.03.2014
- Оценка стоимости информации: сокращение потерь и расширение возможностей - 06.03.2014
- Устойчивое конкурентное преимущество - 27.02.2014
- Как ваша депрессия и Twitter помогают науке (2) - 28.01.2014
- Законы эффективного кадрового управления (и следствия из них) (1) - 24.01.2014
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий