Статьи

Эволюция НТВ: рейтинги - наша профессия

Эволюция НТВ: рейтинги - наша профессия

В день двадцатилетия НТВ Наталья Афанасьева и ее собеседники размышляют о пути, пройденном одной из самых успешных телекомпаний России.

Юбилей НТВ 10 октября

"Негосударственное", "независимое", "наше", "новое" телевидение — говорят, изначально в аббревиатуру не было заложено никакого конкретного смысла, но упомянутые варианты в разные годы подходили для расшифровки этих трех букв — НТВ.

Днем рождения НТВ считается 10 октября 1993 года. 20 лет назад на Пятом телевизионном канале стали выходить первые информационно-аналитические программы, созданные ТОО "Итоги". А уже через несколько месяцев новый независимый канал под названием НТВ получил четвертую кнопку.

Все эти 20 лет канал не только жил вместе со страной, меняясь и по форме, и по содержанию, приспосабливаясь к новым условиям и политическим реалиям, но и, по мнению многих, сам был активным участником этих трансформаций.

На протяжении двух десятилетий только одно качество НТВ (кроме всего прочего, канал создал новый тип бизнеса в российских СМИ) оставалось практически неизменным и неоспоримым — это высокие рейтинги. Надо признать, что здесь всегда знали, что нужно их зрителю и на какую аудиторию делать ставку.

Революция в сфере представлений о жизни

"НТВэшники пробивали стены государственного мышления в самой важной сфере производства — в сфере изготовления массового представления о жизни, — говорит социолог СМИ Даниил Дондурей. — Они делали это быстро, ярко, используя все ресурсы: личный характер Бориса Николаевича, комплексы господина Гусинского и, наоборот, его возможности: лоббистские, политические, экономические, международные и т.д. Они создавали новый тип бизнеса и новый тип мышления, который в то время был достаточно продуктивным".

Телеобозреватель Арина Бородина считает, что 20 лет назад Олег Добродеев, Игорь Малашенко и Евгений Киселев совершили настоящую революцию на российском телевидении: "Ничего подобного у нас еще не было. Во главе угла на НТВ стояла информация, информация и еще раз информация. Впервые зрители стали запоминать не только ведущих выпусков новостей, но и, что особенно важно, репортеров. Только на НТВ репортеры начали представляться и часто появляться в кадре. И стали популярны так же, как ведущие программ".

Вначале на НТВ были только кино и новости — и это имело огромный успех у зрителей. Потом стали появляться другие форматы: информационные ток-шоу, сатирические передачи, цикл "Профессия — репортер", "Глас народа", неполитические итоги "Намедни" Леонида Парфенова — много программ, которые составляют золотой фонд НТВ, все это очень хорошо помнят зрители старше 35 лет.

"Спустя 20 лет становится понятно, что они просто приблизили российскую тележурналистику к общемировым стандартам, где надо сообщить факты, представить разные позиции и дать возможность зрителю сделать свои выводы, — говорит Евгений Кузин, главный редактор журнала "МедиаПрофи". — Но для России это действительно были новости другого качества".

В 1993 году НТВ был заявлен как первый независимый от государства канал с ярко выраженной информационной позицией. "Хотя сейчас понятно, что полностью независимым он не был никогда, его создатель и владелец Владимир Гусинский хорошо понимал, как надо работать с российской властью, чтобы получить лицензию и частоту на круглосуточное вещание", — полагает Кузин.

Но тогда, по мнению телекритика, были другие времена. При том уровне развития общества появление независимого от государства канала создавало положительный имидж тех, кто управлял страной.

Основатели, ведущие, корреспонденты НТВ

"Канал создавал атмосферу свободы, прямых эфиров, цивилизованного общества, где есть моральные приоритеты, где людям есть, за что гордиться соотечественниками, где бизнесмен может быть уважаемым человеком, где есть оппозиция, есть соревнование политических сил, где телевизор может чего-то добиться. И при этом делать мощный бизнес", — говорит социолог Дондурей.

Однако все эксперты единодушны во мнении, что, пройдя за 20 лет большой путь, канал НТВ претерпел массу серьезных изменений.

От новостей к бизнесу на страхе

"Если говорить о программных концепциях и программном наполнении НТВ, то все 20 лет это было очень разное НТВ", — считает Бородина. С одной стороны, канал менялся вместе с руководителями, с другой — НТВ всегда был частью и очень активным участником общественной жизни. Менялся вместе со страной и сам менял нашу страну.

Кузин считает, что переломным этапом для НТВ, как и для российского телевидения в целом, стал период "информационных войн" во второй половине 90-х, когда стало понятно, что каждый канал освещает события через призму интересов своих владельцев.

"Я не могу укорять НТВ за то, что они встали на сторону власти — тогда мне, как и всей лояльной аудитории НТВ, был понятен их выбор. В то время вопрос ставился ребром: или мы сохраняем неустойчивого Ельцина и вместе с ним демократию, либеральные ценности и т.д., или возвращается "красная чума"", — вспоминает телекритик.

Однако, по мнению эксперта, тот момент для НТВ оказался переломным во всех смыслах — стало понятно, что независимость канала условная, что он не является эталоном честной журналистики.

"Какое-то время зрителям была интересна эта игра: если смотреть три главных канала, понимая, кто на чью мельницу воду льет, то можно было нарисовать более или менее объемную картину происходящего. Но с этого начался развал НТВ — того, который любят вспоминать коллеги, который объявил: "Новости — наша профессия"", — сказал он.

В начале 2000-х канал сменил владельца и превратился из условно независимого в практически государственную компанию. Но главное, раскололась команда — был подорван командный дух, которым славился НТВ в первые годы. Впрочем, произошло это не сразу.

"При Борисе Йордане, несмотря на раскол канала и уход части журналистского коллектива НТВ, удалось удержать информационные приоритеты. Репортеры и программы канала по-прежнему брали премии ТЭФИ, — рассказывает телеобозреватель Бородина. — Когда пришел Владимир Кулистиков, в программной политике канала произошел очень серьезный крен — главным поставщиком рейтингов стала "Программа "Максимум"". Вся эта "желтая", скандальная журналистика, "трэш" составили костяк эфира НТВ. Но все это было востребовано зрителями, в том числе и поэтому канал культивировал и множил эти телепроекты".

Сейчас основные рейтинги НТВ делают сериалы — причем исключительно криминальной тематики. На НТВ вы почти никогда не увидите мелодрам или комедий. Такие сериалы очень востребованы зрителем, и это невероятно — столько лет удерживать высокие рейтинговые позиции. "Один из самых популярных телесериалов "Глухарь" — это хит НТВ, который два-три года назад при премьерных показах собирал по 30-40% телевизионной аудитории. Сейчас периодически идут повторы, зрители по пятому-шестому разу смотрят "Глухаря", а рейтинги очень высокие", — говорит Бородина.

Телеобозреватель обращает внимание на то, что в последние годы на НТВ все чаще стали появляться проекты-провокации — "специально приуроченные к политическим кампаниям, фильмы-"антисобытия". Достаточно назвать, к примеру, "Дело в кепке" или "Анатомию протеста"".

"Зрители перестали воспринимать НТВ как носителя свободы слова, да и вообще перестали верить, что телевидение бывает честным — появилось устойчивое ощущение, что ящик тебя обманет, какой канал ни включи", — сказал Кузин.

Дондурей называет такой путь "наиболее опасным для развития страны". По мнению социолога, канал обменивает политическую лояльность на право формировать криминальное сознание нации, мораль и психологию зоны.

"Подавляющее большинство программ НТВ посвящены тюремному сознанию, это разрешение на насилие, терпимость к жестокости. Только "Чрезвычайные происшествия" на протяжении многих лет выходили до 20 раз в неделю, по три-четыре раза в сутки. Когда тебе круглосуточно рассказывают, что в ближайшие два часа кого-то убили, ограбили, изнасиловали или арестовали — то живешь в таком мире, переходишь в пространство человеческой низости", — говорит он.

По мнению эксперта, канал приучил миллионы людей развлекаться страхами и научился неплохо зарабатывать на этих страхах.

Успешная компания

История компании НТВ — это еще и история о том, как менялся медийный бизнес в России. У НТВ были разные этапы развития, но, несмотря на все политические и экономические катаклизмы, это компания успешная и все 20 лет занимает устойчивое положение в первой тройке каналов-лидеров в стране.

"В позапрошлом телесезоне (2011/2012) НТВ обошел по рейтингам даже вечного лидера — "Первый канал", и по охвату доли аудитории в стране стал первым, — говорит Бородина. — Показатели нынешнего сезона несколько снизились, но НТВ по-прежнему является главным конкурентом "Первого" и "России 1". Каких-то катастрофических падений рейтингов в истории НТВ, пожалуй, не было".

По мнению Дондурея, когда-то в российские СМИ — в том числе и благодаря НТВ — был заложен убийственный механизм: все определяет рейтинг.

"Не хочется винить кого-то из руководителей НТВ, тем более тех [журналистов], кто там работал — такие настали времена, — считает Кузин. — Кто-то подстраивался, кто-то нет, кто-то уходил из кадра на закадровую работу, чтоб не было так стыдно".

Впрочем, телекритик наблюдает, что в новостях НТВ и сегодня пытается сохранить свои родовые признаки, "но политическая ситуация другая, и методы управления каналами иные".

"На сегодняшний день, с точки зрения существующих политических реалий, среди трех главных телеканалов новости НТВ по-прежнему остаются самыми свободными, в них можно всегда чуть больше, чем в эфире государственных телеканалов, и они по-прежнему остаются качественными", — считает Бородина. Конечно, и новости теперь не совсем такие, как 20 лет назад.

Наталья Афанасьева, ria.ru
Advertology.Ru

10.10.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 11:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация