"Стратегическое наследство": солнечный удар по ксеноморфу
5- 21 апреля в Московском Политехническом музее пройдет выставка Сергея Сонина и Елены Самородовой «Стратегическое наследство» при кураторской поддержке Advertology. Ru. Приглашаем коллег и друзей!
На выставке будут представлены арт-фотография, видео, объеты - двигатель и его фрагменты, производственные процессы, долгое время скрытые от широкой публики грифом «секретно».
Не так часто удается объединить в одном проекте отраслевые достижения и мифологию. Времена Дейнеки, Филонова, Попкова и Коржева прошли, заводская наглядная агитация пробавляется тем, что не выцвело, сентиментальный или иронизирующий contemporary не в счет. Не в счет намеренное ретро. Не в счет и сюррелистическая игрушка, с помощью нанодизайна нарастившая живой агрегат на фантастический «протез».
Интересует реальное и настоящее. И в этом реальнонастоящем вдруг проявляется нечто, заставляющее созерцать одновременно чурингу предка, мощи пришельца и божественный эмбрион. И прозревать (не выдумывать!) в сложносочиненном, многоукладном, во многом ручном производственном ритуале утробу, родильную палату, ясли для героя. Жизнь ракетного двигателя мгновенна, она длится считанные минуты старта с бескрайней горизонтали полигона. Взлет - падение. Цель - жертва.
Жертва меняет перспективу. В скромных и упорных попытках человека прорваться в бесконечность, во множестве вариантов рая - языческом, христианском, философском - видится движение обратное, некое эхо - заключить Вселенную в объятия, приуготовляясь к моменту прорыва, уподобиться Инобытию раньше, чем все произойдет и в этом смысле спрогнозировать, сыграть, учредить посмертный Райский Сад здесь, на Земле.
Сад на Земле - иной, не сказочный, вместе со страной «Энегромаш» переживал не лучшие времена, и следы этих переживаний оставили на цеховых ландшафтах оазисы древних станков и мебели, заросли комнатных растений, из которых кусками новых пород поднимаются что-то автоматизированное, электронное, высокоточное. Но работают руки, отдаются жизни, единым током, завихряясь нетривиальными решениями идет процесс - мысль-чертеж - станок- барокамера - запуск. В этом близком, интимном общении с агрегатом теряются причинно-следственные связи. Перед нами силовое поле, зона, в которой может произойти невероятное. Точка сборки здесь, но где она, если уж хитрецы загрубежные и чертежи рассматривали,и двигатели по винтикам разбирали, а собрать - никак? Точка сборки - невидимая волна, подхватывающая ракету, сжимающая тело космонавта в барокамере, в неторопливом танце кузнеца, извивах горячей стружки, протоформах чушек, постукивании тележек и выцветшем фоне единственно верных цеховых дадзыбао.
В этих отзвуках и следах нет смысла изобретать миссию и инсайт - 47% мирового экспорта ракетных двигателей обеспечивает наш «Энергомаш». «Наш Энергомаш» - вот и весь сказ. Наш – во всех смыслах – и в оборонном, и в космическом. В смысле жизни и смерти. А они тут улыбаются в усы и никуда не собираются «сваливать». Они, обитатели «Энергомаша», обитатели Сада, и есть - стратегическое наследство.
Будучи куратором проекта, я побывала несколько раз на «Энергомаше» и была потрясена. «Энергомаш» достоин эпоса, и метафизические ключи «Стратегического Наследства» возможно, - первая ступень.
Материал выставки уникален: большая его часть долгое время была укрыта от глаз широкой публики грифом «секретно». Ракетный двигатель и его фрагменты предстают скульптурами, моментами рождения, а производственный процесс таинством ритуала, литургическим, хоровым, житийным действом.
Двигатель становится радикальной метафорой творчества, а в наблюдении художников угадывается традиция невозмутимой и сосредоточенной фиксации предельных снимков Бытия, как это было в эпоху Античности, Возрождения, на рубеже прошлого века.
В портретах вещей Елены Самородовой угадывается и отражение лица Медузы в зеркале щита, и тело убитого юноши, использованного Караваджо в «Воскрешении Лазаря». Черные фоны, словно рентгеновские снимки, не оставляют сомнений в реальности чуда, как не оставила сомнений Туринская Плащаница, апокалиптическая игла Дюрера и Рембрандтов прожектор.
Далее, прикрыв глаза от слепящих энергий футуризма, Джорджо де Кирико и Павел Филонов в светосиле башен и ликов вновь обнажают нетленные мощи Бога. Можно вспомнить и лучистую анатомию духа Павла Челищева, и светящиеся черепами врагов (или святых старцев?) березы Алексея Беляева-Гинтовта.
Приходят на ум и ксеноморфы Ганса Руди Гигера, но дитя «Энергомаша» можно назвать солнечным ударом по ксеноморфу, так что «Чужой» стал «Своим», вернулся к обороне границ и космическим исследованиям. Стратегический Мойдодыр, из которого улетучилась инфернальная, эгоистическая профанация, разврат и грех, сделался внутренним охранником, Защитником Кладбищ, радетелем о Саде.
Для художников сад «Энергомаша» - Имперский Сад, и даже Парк, Парк Победы, ВДНХ, где на постаментах покоятся «Знаки Отличия», "Святые Дары". И в этом смысле «Стратегическое наследство» - альтернатива ироничной имперской саге Бориса Орлова (http://www.advertology.ru/article58284.htm), где советское приравнено к классике, но развенчано, маньеризировано, лишено таинственной хтоники, недостижимости предков, глядящих на нас из будущего.
Для рекламистов выставка представляет особый интерес: проект объединяет в единое поле идентичности историческое прошлое и будущее человечества и отдельно взятой страны, государства и предприятия. Многослойная взаимная проекция «человек-станок-двигатель-цех» способна распространиться далее на тело космонавта-воина-подвижника, встроенное напряженную атмосферу тренировочной барокамеры и затем – космической ракеты, а та, в свою очередь, ощущает лейденскую банку полигона. И все это сосредоточено в лице «мотылька»-двигателя, и все завязано на таинстве творчества и творения, традиции и фантазма. Поле для дизайна вспахано – стоит взглянуть на модель двигателя в экспозиции, а можно и на сайт «Энергомаша» зайти и посмотреть, насколько тонок и мощен образ каждой модели, чистого функционала. Если уж рассуждать о брендинге корпоративном ли, территориальном ли (а «Энергомаш» - градообразующий объект, большая часть его сотрудников – жители подмосковных Химок, с детства знакомые с музеем и атмосферой предприятия), то лучшего метода исследования коллективного инсайта, чем выставка, найти трудно. Художник всегда копает глубже, а рекламисты, как грачи по пашне, идут за его трактором. Думается, есть смысл говорить о нетривиальном визуале для календаря или годового отчета.
Участники проекта
Организаторы - НПО «ЭНЕРГОМАШ» имени академика В. П. Глушко и КОМИТЕТ АПОЛЛОНА
Художники - Сергей Сонин, Елена Самородова, товарищество «Свинец и Кобальт» (www.plumbum-cobalt.ru).
Владимир Дмитренко - оформлениеупаковка (КОМИТЕТ АПОЛЛОНА)
Кураторская поддержка – Юлиана Бачманова
Консультант - Андрей Ирышков
Видео:
Елена Самородова
Евгений Козырев
Денис Жаров
Максим Сысоев
Монтаж – Григорий Калинин (ansikstet studio)
Авторы и продюсеры проекта – Сергей Сонин, Елена Самородова
Навигация – КОМИТЕТ АПОЛЛОНА
Партнеры
Открытое акционерное общество «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» является ведущим предприятием в мире по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей, одним из лидеров мирового рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Свою историю предприятие ведет с 15 мая 1929 года. За прошедшие годы здесь было разработано около 60 ЖРД, которые изготавливались серийно и эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться в составе космических и боевых ракет-носителей.
Московский Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира. Миссия музея — просвещать, помогать обществу и человеку познать окружающий материальный мир. Политехнический музей — популяризатор научных и технических знаний, идей и решений, определивших путь научно- технического прогресса; собиратель и хранитель уникальных достижений человечества, воплощенных в устройствах и предметах, определивших направление развития цивилизации на разных этапах.
Официальный информационный партнер проекта www.Advertology.Ru
Открытие выставки
5 апреля в 19. 00
Адрес: г. Москва, Новая площадь 3/4, 6-й подъезд. Ежедневно с 10 00 до 18 00
Специальный гость на открытии выставки - "Ось Мёбиуса" (Игорь Гоцманов и Феликс Миренский) программа "Движущая сила".
Вход на выставку бесплатный. Ограничений по возрасту нет.
Выставка продлится до 21 апреля.
Другие материалы о выставке "Стратегическое наследство" здесь: advertology.ru/article114406.htm, advertology.ru/article114456.htm.
Пресс-служба Политехнического музея 8 (495) 730-54-38 (доп.1194)
куратор выставки Юлиана Бачманова 8 916 207 68 32
03.04.2013
Комментарии
Написать комментарий