Дизайнерский минимум

Международная общественная ассоциация «Союз дизайнеров» была создана в 1992 году, но ее авторитет среди профессионалов пока оставляет желать лучшего. Президент организации хочет изменить ситуацию. Но для этого надо учиться зарабатывать.
Творческие союзы достались российским художникам и дизайнерам, писателям и журналистам в наследство от советской власти. В былые времена они высоко ценились творческой интеллигенцией и выполняли задачу распределения материальных благ, недоступных большинству населения.
Сейчас союзы, лишенные былых преференций (домов творчества и дач, госзаказов), пытаются взять на себя роль, которую играют подобные организации во многих странах. Это поддержка своих членов, в том числе в поиске коммерческих контактов и в продвижении, создание профессиональных стандартов и обучающих программ. Кроме того, ассоциации проводят выставки и фестивали, конгрессы и семинары, вручают отраслевые премии. «Во всем мире отраслевые союзы - это брэнд. Членством в них гордятся, принадлежность к ним является гарантией уважения в обществе и хороших заказов. Но в России многие творческие работники не стремятся вступить в союзы. Они приходят только тогда, когда им нужны „корочки"»,- рассказывает президент Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров» Александр Казарин.
Из-за „корочки" вступил 12 лет назад в Союз дизайнеров и сам Казарин, занимавшийся промышленным дизайном. Он руководил нижегородским отделением ассоциации, а год назад был избран ее президентом. На обломках старой структуры Казарин пытается создать живую и рабочую организацию, способную привлекать людей и выполнять консолидирующую функцию. Но для этого надо построить стратегию ее развития и наладить эффективную работу.
Маленькое наследство
Справедливости ради стоит сказать, что Международная общественная ассоциация «Союз дизайнеров» - не единственная организация, которая объединяет данную группу профессионалов. Также есть Союз дизайнеров России, Союз дизайнеров Москвы и т. д. «Конечно, в каком-то смысле мы конкуренты. Но больше союзники»,- говорит Александр. Многие люди являются членами нескольких организаций.
Ассоциация «Союз дизайнеров» объединяет специалистов разных направлений: это и дизайнеры интерьера, графические и промышленные дизайнеры, модельеры, ювелиры, художники декоративно-прикладного искусства. «Широта охвата дает нам определенные преимущества, хотя зарубежные ассоциации имеют более четкое отраслевое деление. Например, дизайнеры интерьеров имеют свое объединение, модельеры - свое. У нас же дизайнеры разных направлений объединены в секции»,- поясняет Казарин.
Сегодня в ассоциации около 4,5 тыс. членов, 2,5 тыс. из них из России, другие представляют страны СНГ. Центральный офис расположен в Москве, региональные представительства находятся в Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде и других городах, есть филиалы и в странах СНГ. В каждом представительстве - от десяти до 50 членов. Были попытки создать представительства из двух-трех человек, но они успехом не увенчались.
Вступить в ассоциацию могут как физические лица, так и организации. Последних немного, в основном это учебные заведения в регионах. Казарину хотелось бы видеть в рядах союза крупные вузы и разные солидные организации, заинтересованные как в развитии отрасли, так и в контактах. В частности, можно было бы привлечь поставщиков материалов и оборудования для интерьеров, типографии, рекламные агентства.
Средний возраст индивидуальных членов ассоциации - более 50 лет, многие из них состояли в организации еще при Советском Союзе. «Молодым успешным дизайнерам мы не особо интересны. Хотя, например, в западных союзах много молодежи, поддержка профессионального сообщества важна и в начале пути, и позже. Большинству специалистов комфортнее существовать в рамках ассоциации. „Звезды", может быть, пробьются и сами, но мир стоит на крепких профессионалах. Задача ассоциации и в том, чтобы поднимать общий средний уровень специалистов»,- рассуждает президент.
Сегодня государство не субсидирует творческие союзы. Лишь небольшое число подобных организаций в мире получают помощь от государства. Тем не менее у них есть неплохая финансовая поддержка в виде членских взносов.
Индивидуальный вступительный взнос в ассоциацию составляет 5 тыс. руб., он выплачивается один раз. Ежегодно члены вносят в кассу 2 тыс. руб., организации - 30 тыс. руб., учебные заведения - 20 тыс. руб. Члены региональных представительств перечисляют головной организации только вступительный взнос, а ежегодные выплаты остаются в регионе.
Месячный доход Союза дизайнеров - в среднем 350 тыс. руб. Членские взносы приносят 70% этой суммы, 20% - выручка от проведения различных мероприятий, еще 10% ассоциация зарабатывает на выполнении дизайнерских работ и профессиональной экспертизе. «По закону мы как общественная организация имеем право осуществлять коммерческую деятельность, если прибыль идет на реализацию задач организации»,- говорит Казарин. Ассоциация организует платные мероприятия: выставки дизайнеров, художников, творческие встречи, семинары и мастер-классы. «Люди приходят в основном благодаря сарафанному радио, таким же путем мы получаем и заказы на дизайнерские работы»,- поясняет президент.
Общественные работы
Доход позволяет ассоциации «поддерживать штаны», но не дает развиваться: деньги практически полностью уходят на аренду и зарплату штатных сотрудников. Как учреждение культуры, ассоциация арендует здание у правительства Москвы на льготных условиях, но все равно эта плата составляет значимую часть затрат. «Зарплаты сотрудников (шесть человек) можно назвать символическими. Есть люди, которые работали здесь в советские годы, они считают организацию своим домом. Хорошо, что у них есть пенсии. Более молодые сотрудники работают практически на общественных началах, основной доход им приносит профессиональная деятельность. То же можно сказать и обо мне»,- говорит Казарин.
Наиболее масштабные и значимые мероприятия с бюджетом от 2 млн руб. ассоциации удается реализовать только с помощью грантов и спонсорской помощи. На гранты Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ были проведены студенческий фестиваль дизайна «Стрелка», Олимпиада дизайна государств СНГ.
Но гранты, по словам Казарина, пока непостоянный и редкий источник дохода, чтобы их получать, нужна целенаправленная работа по фандрайзингу. Зарабатывать же на организации выставок и мастер-классов, подобно тому как это делают западные ассоциации и российские коммерческие фирмы, Союз дизайнеров пока не научился. «Хорошо, если выходим в ноль. Был случай, когда несколько месяцев после мероприятия отдавали долги»,- сетует президент. К тому же приоритетная задача таких мероприятий, как конференция по шрифтам или выставка лучших работ по графическому дизайну США,- вызвать интерес к ассоциации профессионалов, а не заработать.
В ряде случаев организация сама оказывает финансовую поддержку. «Одна из функций творческих объединений - поддержка молодежи и перспективных проектов. Мы хотели бы давать гранты хотя бы на инструменты, материалы. Если в крупных городах молодежи проще, то дизайнерам из глубинки нужна помощь»,- говорит Казарин.
На балансе
В активе у ассоциации здание площадью 550 кв. м (без учета подвалов) в самом центре Москвы, которое находится в долгосрочной аренде. Когда-то это здание было полностью отреставрировано силами Союза дизайнеров СССР. «Правда, внутренние помещения небольшие, перепланировка в историческом здании невозможна. Самые большие залы, которые могут быть использованы для презентаций, лекций и выставок, занимают площадь 60 и 50 кв. м»,- рассказывает Казарин.
Несмотря на то что российские дизайнеры не особо стремятся вступить в ассоциацию, статус международной организации, официально представляющей страну, довольно высок. «Российские дизайнеры часто становятся нашими членами, когда хотят выйти на международные контакты»,- рассказывает Александр. Профессиональные объединения разных стран стараются поддерживать друг друга, активное взаимодействие с ними - одно из направлений возможного развития организации. «Мы проводили встречи российских дизайнеров с союзами ювелиров и производителей мебели из Италии и Канады. Иностранцы располагали хорошими бюджетами, и я поинтересовался, почему они проводят мероприятия у нас, хотя могли бы выбрать более удобную и статусную площадку. Коллеги ответили, что всегда стараются работать „со своими"»,- говорит президент.
В пассиве организации устаревший сайт www.society-of-designers.ru. Запуск нового сайта запланирован на март 2013 года. Сейчас ассоциация разрабатывает также новый логотип и фирменный стиль. В 2013 году президент хотел бы поменять интерьеры помещений ассоциации. «Входя к нам, посетитель должен ощущать, что попал „в самый центр дизайна"»,- говорит Казарин. Проектные работы дизайнеры проведут своим силами, а оборудование намерены закупить по бартеру. «Поставщикам мебели и отделочных материалов, сантехники и светильников мы можем предложить доступ к нашей базе дизайнеров, информационное присутствие на мероприятиях, рекламу на своем сайте, площадку для проведения их мероприятий»,- поясняет он.
Зарисовки на будущее
Поднимать статус и популярность организации необходимо для привлечения новых членов. Увеличение потока членских взносов - один из способов улучшить финансовое положение. Казарин хотел бы, чтобы члены Союза дизайнеров принимали участие в качестве экспертов и членов жюри в различных мероприятиях. В то же время необходимо «омолаживать» организацию - студентам-дизайнерам старших курсов с лета 2012 года дали возможность стать членами ассоциации на льготных условиях. Однако поток студентов пока незначительный. «Чтобы проинформировать вузы, тоже нужны руки»,- говорит президент.
Казарин старается открывать новые отделения: в прошлом году появилось представительство в Брянске, скоро будет в Сочи. Но темпы прироста президента не устраивают: «Проблема в том, что мы не можем предложить модель финансово успешного представительства».
Ассоциация уже запланировала семинары и мастер-классы для практикующих дизайнеров, открытие детской творческой студии дизайна. «Занятия будут проходить как на платной, так и на бесплатной основе. Но чтобы все это организовать, нужны люди. И мы должны им платить»,- говорит Александр. Провести фестиваль детского дизайна, олимпиаду, организовать отбор и оценку работ для премии «За лучший дизайн» он собирается с помощью партнеров и спонсоров. «Но чтобы их привлечь, кто-то должен вести организационную работу. Кроме того, мы пока не придумали, как взаимодействовать со спонсорами на постоянной основе. У меня были переговоры с одной коммерческой компанией, поставщиком покрытий для разных поверхностей. Но, как мне кажется, я не смог внятно объяснить им преимущества и выгоды сотрудничества с нами»,- объясняет Казарин.
Спонсоры нужны и для выпуска электронного отраслевого бюллетеня, подобно тому как это делают зарубежные дизайнерские организации. По плану первый бюллетень должен выйти осенью 2013 года. Нужна ассоциации и постоянная PR-поддержка самой организации и ее проектов.
Казарин хотел бы также наладить поиск коммерческих заказов, ищет он и другие пути заработка.
Как выстроить коммерческую деятельность общественной организации, не забыв при этом о главных ее функциях? В каких направлениях нужно двигаться в первую очередь? И как найти средства на оплату специалистов, которые могли бы заняться активной деятельностью по развитию? За советами Александр Казарин обращается к читателям.
15.02.2013
Комментарии
Написать комментарий