Есть мнение ...

Можно ли продавать мыло через социальные сети

Можно ли продавать мыло через социальные сети

Стивен Бейкер, опытный журналист, экс-глава бюро Business Week в Мехико и автор книги Final Jeopardy о разработанной IBM «умной машине», рассуждает о том, оправдают ли социальные сети ожидания маркетологов.

Однажды утром в середине декабря римский папа Бенедикт XVI взял в руки iPad и отправил свое первое сообщение в Twitter. С маркетинговой точки зрения это было как раз вовремя. Пока понтифик распространял свои энциклики через Интернет, другие мировые лидеры пошли дальше - в Facebook и Twitter. Например, Далай-Лама уже делился своей мудростью посредством сообщений длиной в 140 символов более чем с пятью миллионами подписчиков. А благодаря ретвитам его сообщения облетали все социальные сети, достигая умов десятков миллионов пользователей. Как мог Ватикан устоять перед таким маркетинговым чудом?

Растущая армия маркетинговых консультантов пропагандирует социальные сети в качестве наиболее перспективной возможности, которую нельзя упустить. Они утверждают, что рекламные предложения с большей вероятностью достигнут цели, если они поступят от друзей из Facebook, Twitter, Tumblr или Google+. Это новая разновидность сарафанного радио, которое на протяжении многих лет считается золотым стандартом в маркетинге. А нескончаемые потоки данных, которые заливаются в эти сети, способствуют формированию представления о точно подобранной целевой аудитории, согласно которому реклама становится настолько своевременной и релевантной, что чуть ли не приветствуется пользователями. Ожидания революционных изменений вызвали ажиотаж вокруг социальных сетей - и они же могут стать причиной их крушения.

Все вращается вокруг данных. В сериале «Безумцы», повествующем о буднях рекламной фирмы в 1960-е годы, главные действующие лица не вникают в цифры. Они следуют интуиции. Дон Дрейпер наливает себе одинарную или двойную порцию виски и падает на диван в своем кабинете с огромными окнами. Он думает. Его работа заключается в том, чтобы предугадать желания и потребности рядового человека и предложить эксплуатирующие их идеи. Какой слоган заставит загореться глаза сурового руководителя авиакомпании или производителя собачьих консервов? Гуманистический подход доминирует в изысканном мире Дона Дрейпера, тогда как рабы цифр, многие из которых теснятся в унылых офисах, сосредоточенно изучают отчеты Nielsen и профили целевой аудитории.

Однако в течение последнего десятилетия произошел стремительный взлет сторонников вычислений. Они создали и запустили поисковые системы. Они тренируют свои математические способности в чужих компаниях и открывают собственное дело. А стремительный рост популярности социальных сетей, благодаря которому общение во всем мире ведется на их серверах, привел к еще большему взлету таких специалистов по вычислениям. Они предлагают не идеи, а алгоритмы. В результате многие из сегодняшних Донов Дрейперов рано отходят от дел. Другие, как это ни странно, пытаются найти новую работу в таких социальных сетях, как LinkedIn.

Тем не менее, в этом году снова появилась надежда на возрождение гуманистов - или, по крайней мере, достаточный повод для злорадства. В мае Facebook провел публичное размещение акций на сумму в $104 млрд, но многие усомнились в перспективах размещения платной рекламы в сети, и акции упали в цене. Рекламисты крупных компаний выделяют на социальные сети скромные 14% от общего бюджета, отведенного на Интернет. Согласно отчету компании comScore, занимающейся мониторингом активности пользователей сети, оборот электронной коммерции вырос на 16% по сравнению с прошлым годом и достиг почти $39 млрд в предпраздничный период. Однако реклама в социальных сетях играет лишь второстепенную роль. Исследователи из IBM обнаружили, что в день начала сезона распродаж (черную пятницу) лишь крошечная доля интернет-покупок, составляющая 0,68%, была сделана напрямую из Facebook. Аналогичный показатель для Twitter был ничтожно мал. Может, люди просто не в настроении делать покупки, когда зависают с друзьями в Интернете?

Более вероятным представляется такой ответ: при появлении нового масштабного явления трудно понять, что именно следует измерять. Мы уже проходили это раньше. Когда в конце 1990-храздулся пузырь доткомов, инвесторы выбросили миллиарды долларов на интернет-стартапы, обещавшие, что узконаправленную рекламу увидят миллионы пользователей телекоммуникационных услуг. Это не дало реальной финансовой отдачи, и высоко воспаривший рынок рухнул. Многие скептики с радостью предсказывали конец всего Интернета.

Но, несмотря на рост количества киберскептиков, компания Overture Services представила передовое рекламное приложение для новой среды. Оказалось, что интернет-пользователям нравится тематическая реклама, отображаемая в результатах поиска. За каждый щелчок по рекламной ссылке рекламодатель платил поисковой системе. Через непродолжительное время Google реализовал эту систему в колоссальном масштабе и превратил клики в реальные деньги. Рекламодатели могут подсчитать отдачу от инвестиций с точностью до копейки. В таких условиях интуиция Безумцев не стоит ни гроша. Поиск работает с цифрами. Специалисты по вычислениям вырвались вперед.

И хотя рост популярности поисковых систем больно ударил по гуманистам, он же загнал специалистов по вычислениям в ту ловушку, в которой они находятся сегодня. Он заставил поверить в то, что при наличии достаточного количества данных всю рекламную деятельность можно свести к научному измерению количественных показателей. Такое мнение имеет серьезный изъян. Оно исключает из рекламного уравнения веру в профессионализм. В течение нескольких поколений Безумцы преуспевали благодаря всеобщей уверенности в том, что их джинглы и слоганы меняют поведение потребителей. К счастью для них, существовало недостаточно данных, доказывающих обратное. Но когда в индустрии стали править бал беспощадные цифры, ожидания резко пошли на убыль. Теперь рекламные компании вынуждены доказывать успешность своей работы с помощью статистики. Когда они приходят с пустыми руками, предлагая рассказать анекдот вместо реальных цифр, рынок их беспощадно наказывает. Вера уступила место сомнениям.

Это привело к пароксизму отрасли, так как при наличии массы серверов, до отказа забитых данными из социальных сетей, невозможно понять, что следует количественно измерять. Какова ценность лайка в Facebook или подписчика в Twitter? Что следует измерить, чтобы это выяснить? В этом смысле маркетинг похож на другие актуальные сферы исследования данных, такие как искусственный интеллект и изучение генома. Все они работают с огромными массивами данных, стараясь выяснить, действительно ли определенные гены или группы нейронов служат причинойкакого-либо явления или всего лишь связаны с ним. Это не всегда ясно, поскольку речь идет о чрезвычайно сложных системах с миллионами переменных, во многом похожих на наши социальные сети. Несмотря на то, что исследователи купаются в таких объемах данных, которые и не снились предыдущим поколениям, они не могут ответить на ключевые вопросы о причине и следствии. Что нужно сделать, чтобы получить необходимый эффект?

Споры подогреваются взаимными обвинениями специалистов по вычислениям в некорректности применяемых методик подсчета. Возьмем исследование IBM о покупках в «черную пятницу». Хотя цифры говорят о том, что лишь небольшое количество покупателей приобрели ноутбук или холодильник, щелкнув по ссылке в социальной сети, многие могли увидеть рекламу и сделать покупку позднее. Это весомое влияние осталось неучтенным. «IBM рассматривает только определенный момент времени», - говорит Дэн Нили, генеральный директор компании Networked Insights, занимающейся маркетинговым анализом. Коллеги Нили проанализировали кампанию универмага Macy"s по пропаганде «черной пятницы» в Twitter, которая началась за несколько недель до наступления часа X. По его мнению, она привела к эффективному вирусному распространению информации в сети. Очевидно, что многие крупные рекламодатели по-прежнемуверят в силу социальных сетей: впоследствии акции Facebook серьезно выросли благодаря информации о том, что Walmart, Samsung и другие крупные игроки рынка наращивают рекламу в социальных сетях.

Однако измерить эффективность этой рекламы по-прежнему непросто. «Тяжело оценить степень влияния», - говорит Стив Канепа, генеральный менеджер IBM по работе со СМИ.

И это самый полезный урок, который можно вынести из неслучившегося чуда социального маркетинга. Влияние новых технологий неизбежно получает неправильную оценку, поскольку технологии будущего нельзя измерять с помощью старой шкалы оценок.

Дейв Морган, один из первопроходцев в сфере интернет-рекламы и основатель Simulmedia, рекламной сети для ТВ, приводит в сравнение первые годы электрификации. В конце XIX века большинство людей связывали новую отрасль с одной чрезвычайно полезной услугой: освещением. Эта идея была понятна потребителям на рынке: электричество будет применяться вместо керосина и свечей и займет доминирующее положение в освещении. Однако эти люди упускали из виду, что электричество - это не только свет, но и основа для развития новых отраслей промышленности. Через несколько лет предприниматели предложили целый ряд приспособлений, таких как пылесос, стиральная машина, а позднее - радиоприемник и телевизор. На базе электричества появились новые гигантские отрасли. Если рассматривать компанию Apple в этом контексте, то она является компанией с оборотом в $496 млрд, создающей самые передовые электроприборы.

Социальные сети, нравятся они вам или нет, быстро формируют новую сеть личных взаимосвязей. Даже если эта гуманистическая среда даст осечку в сфере рекламы и маркетинга, она может породить новые отрасли в сфере консультирования, образования, совместного проектирования, исследований рынка и средств массовой информации, а также огромное количество продуктов и услуг, которые пока сложно себе представить. И, возможно, через социальные сети даже можно будет продавать мыло.

05.02.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Русская футуристическая книга

Русская футуристическая книга
Русская футуристическая книга. Эта книга посвящена издательской деятельности русских футуристов, поэтов и художников, вернее — литографированным изданиям, появившимся в 1910-е годы. Это был смелый полиграфический эксперимент, упразднивший главное звено в процессе печатания книги — типографский набор. Книжки футуристов издавались незначительными тиражами, с каждым десятилетием они становятся все большей редкостью, и представляется важным для дальнейших исследований зафиксировать все сохранившееся в библиотеках и частных коллекциях. Этой цели и служит настоящая книга, в которой публикуется обстоятельный каталог девятнадцати литографированных и гравированных на линолеуме изданий 1910-х годов. Первые литографированные книжки — «Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду» — вышли в октябре — декабре 1912 года. Своим полукустарным характером, «рукодельной» внешностью, диковинными — не только на взгляд обывателя — иллюстрациями они резко отличались от всего, что появлялось тогда на книжном рынке. В последние годы заметно возрос интерес к футуристической книге. Данное издание будет интересно профессионалам издательского дела, искусствоведам, культурологам и коллекционерам.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.03.2025 - 07:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация