О сексе и дизайне в СССР
Вопреки расхожему мнению секс в СССР был. Называлось это, правда, по-другому, в основном матом.
В медицинском лексиконе использовался термин «половой», хотя, к слову сказать, были сексопатологи, видимо из-за того, что «половопатолог» звучало бы по-идиотски. Сексом же совграждане считали забугорную индустрию вокруг этого нехорошего слова. В СССР этой индустрии не было, то есть не было стриптиза, «Плэйбоя», сексшопов и прочей порнографии. За неё, порнографию, кстати, крепко сажали...
С дизайном дело обстояло так же: он тоже назывался по-другому - технической эстетикой (а дизайнеры - художниками-конструкторами) - и в общем и в целом наличествовал. Был даже целый Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а также свои лаборатории художественного проектирования при любом отраслевом НИИ и более-менее крупных заводах. А вот дизайна как одного из основных компонентов маркетинга не было. По причине полной ненадобности такового в условиях тотального дефицита и плановой экономики.
Складывалась уникальная ситуация, когда «дизайнерские» разработки были, а «дизайна» не было. Поясню этот парадокс на примере фотографий из моего семейного архива.
В 1967 году на 20-летие моему старшему брату отец подарил «зеркалку» «ЗЕНИТ-Е». Кстати, одно из немногих серийных советских изделий отличного по тем временам дизайна, да и начинка была под стать. И вот брат начал снимать все что шевелится... И не шевелится. В результате чего в нашем семейном архиве оказалось большое количество теперь уже уникальных фотографий.
Так вот, в конце лета 1967 года по Плющихе (в районе, в котором мы тогда жили) прошел автопробег прототипов советской автомобильной промышленности.
Итак, рассказываю...
1. Компактный автомобиль для коммунальных служб, этакий «мотодворник». На снимке - комплектация с «поливалкой» и мини-цистерной на прицепе. Можно было также навесить щетку и плуг для уборки снега. Выглядит, по моему, прилично. Даже сегодня. В серию так и не пошел... Вообще. Сейчас закупаем немецкие «унимоги», впрочем это другой класс...
2. Специальный автомобиль для такси. Характеризовался объединенным с пассажирским салоном багажником: пассажир мог заходить в салон прямо с багажом и самостоятельно размещать его на специальной платформе. Еще одно новшество - сдвижная пассажирская дверь. В общем, главное его отличие от предшественников заключалось в компоновке салона, которая является одной из дисциплин промдизайна. До середины 80-х про эту модель болтали, но до серии так и не дошло. Не дошло, потому что мощностей не хватало даже для выпуска обычных машин, а для автомобиля такси пришлось бы строить свой завод, что было нужно только пассажирами такси, которые здесь были в меньшинстве.
3. 8-тонный грузовик НАМИ. В то время во всем мире на смену капотным грузовикам приходили бескапотные, которые были более маневренными и безопасными, да к тому же обладали более высокой грузоподъемностью. А «капот» и «бескапот» - вопрос компоновки, о которой я сказал выше. Когда появился опытный образец НАМИ, в СССР не было завода для серийного выпуска подобной гражданской техники (первый грузовик подобного класса, КАМАЗ-5320, появился только в 1976 году, после постройки завода в Набережных Челнах), только полусерийно собирали тягач МАЗ-500. Зато большинство армейских тягачей к тому времени были уже бескапотными. Оборонка тогда была как ребенок, в том смысле что «Все лучшее - детям!».
4. Детский автомобильчик с ДВС. Выглядела машинка по тем временам вполне современно, не шедевр, но в тренде. Ребята больше никогда ничего подобного не видели: детские автомобили в СССР были только педальными.
5. Прототип «ушастого» запорожца. В серию пошел в 1972 году (фото 6). Хотя прямоугольные поворотники появились только на лишенном «ушей» ЗАЗ-968М в 1979 году, когда «решетка радиатора» сгинула вовсе.
И вот еще две фотографии того же 1967 года. Военная техника возвращается с парада в честь 50-летия Великого Октября. Тягачи вполне приличного по тем временам вида. Они серийные, раз стояли на вооружении. Та самая военная промышленность, которой, как ребенку, отдавали все самое лучшее.
А уж, легендарный автомат Калашникова вообще шедевр советского дизайна. Кстати Михаила Калашникова в конце 90-х с помпой приняли в Союз дизайнеров России.
В общем, это сложный вопрос, был ли дизайн в СССР.
* Фотографии 1-5 и военной техники - моего старшего брата А.Н. Ильина, остальные из открытых источников.
Advertology.Ru
28.01.2013
Комментарии
Написать комментарий