Про дизайн

О сексе и дизайне в СССР

О сексе и дизайне в СССР

Вопреки расхожему мнению секс в СССР был. Называлось это, правда, по-другому, в основном матом.

В медицинском лексиконе использовался термин «половой», хотя, к слову сказать, были сексопатологи, видимо из-за того, что «половопатолог» звучало бы по-идиотски. Сексом же совграждане считали забугорную индустрию вокруг этого нехорошего слова. В СССР этой индустрии не было, то есть не было стриптиза, «Плэйбоя», сексшопов и прочей порнографии. За неё, порнографию, кстати, крепко сажали...

С дизайном дело обстояло так же: он тоже назывался по-другому - технической эстетикой (а дизайнеры - художниками-конструкторами) - и в общем и в целом наличествовал. Был даже целый Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а также свои лаборатории художественного проектирования при любом отраслевом НИИ и более-менее крупных заводах. А вот дизайна как одного из основных компонентов маркетинга не было. По причине полной ненадобности такового в условиях тотального дефицита и плановой экономики.

Складывалась уникальная ситуация, когда «дизайнерские» разработки были, а «дизайна» не было. Поясню этот парадокс на примере фотографий из моего семейного архива.

В 1967 году на 20-летие моему старшему брату отец подарил «зеркалку» «ЗЕНИТ-Е». Кстати, одно из немногих серийных советских изделий отличного по тем временам дизайна, да и начинка была под стать. И вот брат начал снимать все что шевелится... И не шевелится. В результате чего в нашем семейном архиве оказалось большое количество теперь уже уникальных фотографий.

О сексе и дизайне в СССР

Так вот, в конце лета 1967 года по Плющихе (в районе, в котором мы тогда жили) прошел автопробег прототипов советской автомобильной промышленности.

О сексе и дизайне в СССР

Итак, рассказываю...

1. Компактный автомобиль для коммунальных служб, этакий «мотодворник». На снимке - комплектация с «поливалкой» и мини-цистерной на прицепе. Можно было также навесить щетку и плуг для уборки снега. Выглядит, по моему, прилично. Даже сегодня. В серию так и не пошел... Вообще. Сейчас закупаем немецкие «унимоги», впрочем это другой класс...

2. Специальный автомобиль для такси. Характеризовался объединенным с пассажирским салоном багажником: пассажир мог заходить в салон прямо с багажом и самостоятельно размещать его на специальной платформе. Еще одно новшество - сдвижная пассажирская дверь. В общем, главное его отличие от предшественников заключалось в компоновке салона, которая является одной из дисциплин промдизайна. До середины 80-х про эту модель болтали, но до серии так и не дошло. Не дошло, потому что мощностей не хватало даже для выпуска обычных машин, а для автомобиля такси пришлось бы строить свой завод, что было нужно только пассажирами такси, которые здесь были в меньшинстве.

3. 8-тонный грузовик НАМИ. В то время во всем мире на смену капотным грузовикам приходили бескапотные, которые были более маневренными и безопасными, да к тому же обладали более высокой грузоподъемностью. А «капот» и «бескапот» - вопрос компоновки, о которой я сказал выше. Когда появился опытный образец НАМИ, в СССР не было завода для серийного выпуска подобной гражданской техники (первый грузовик подобного класса, КАМАЗ-5320, появился только в 1976 году, после постройки завода в Набережных Челнах), только полусерийно собирали тягач МАЗ-500. Зато большинство армейских тягачей к тому времени были уже бескапотными. Оборонка тогда была как ребенок, в том смысле что «Все лучшее - детям!».

4. Детский автомобильчик с ДВС. Выглядела машинка по тем временам вполне современно, не шедевр, но в тренде. Ребята больше никогда ничего подобного не видели: детские автомобили в СССР были только педальными.

5. Прототип «ушастого» запорожца. В серию пошел в 1972 году (фото 6). Хотя прямоугольные поворотники появились только на лишенном «ушей» ЗАЗ-968М в 1979 году, когда «решетка радиатора» сгинула вовсе.

И вот еще две фотографии того же 1967 года. Военная техника возвращается с парада в честь 50-летия Великого Октября. Тягачи вполне приличного по тем временам вида. Они серийные, раз стояли на вооружении. Та самая военная промышленность, которой, как ребенку, отдавали все самое лучшее.

О сексе и дизайне в СССР

А уж, легендарный автомат Калашникова вообще шедевр советского дизайна. Кстати Михаила Калашникова в конце 90-х с помпой приняли в Союз дизайнеров России.

О сексе и дизайне в СССР

В общем, это сложный вопрос, был ли дизайн в СССР.

* Фотографии 1-5 и военной техники - моего старшего брата А.Н. Ильина, остальные из открытых источников.

Андрей Кокеев, арт-директор студии ART4You
Advertology.Ru

28.01.2013

на печать


Комментарии

РЕО
20.02.2014 13:18 | сообщение #1
 

Дизайн,который убивает!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.11.2024 - 07:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация