Статьи

Как устроен отечественный рынок брендинга

Как устроен отечественный рынок брендинга

На российском рынке каждая компания понимает процесс брендинга по-своему. В итоге, клиент должен быть готов к тому, что его попросят предоставить маркетинговое исследование рынка и заполнить бриф длиной в километр.

О том, правильно это или нет, высказались эксперты брендинговой компании Freedomart.

Большинство довольствуется дизайном

Если набрать в поисковике «брендинговая компания» или «брендинговое агентство», то, скорее всего, результатом будет список из сотен, а то и тысяч компаний. И при этом каждая из них будет понимать под созданием бренда свой набор услуг. Компании, которые занимаются исключительно дизайном, предложат, скорее всего, разработку логотипа, фирменного стиля и руководство к ним. То есть, ограничатся визуальной частью брендинга. Таких компаний большинство. 70% российских клиентов такого подхода будет достаточно. До сих пор, многие на вопрос «Зачем вам нужен логотип» отвечают «Для того, чтобы нанести его на ручки, блокноты и визитки».

На рынке есть также и рекламные агентства, как средней руки, так и именитые, с хорошей репутацией. Но в большинстве случаев рекламное агентство не производит ничего, а источником прибыли для нее является комиссия. Именно поэтому рекламное агентство теоретически может сделать все, но это «все» оно отдаст на аутсорсинг. «Рекламное агентство зарабатывает не на своем продукте, а на потоке денег. Лишь единицы рекламных агентств производят что-тодостойное. Чаще всего, это западные агентства, - говорит генеральный директор Freedomart Кирилл Халюта.

Есть креативные агентства (опять же, и малоизвестные и знаменитые), которые делают видеоролики и между делом могут нарисовать клиенту фирменный стиль. 90% штата такого агентства - это копирайтеры, а не дизайнеры, что означает, что созданием фирменного стиля будут заниматься фрилансеры или вчерашние студенты. Креативные агентства берут деньги за идею. Эта идея может быть гениальной, но это единичный случай. Ведь идея - это талант, интуиция, умение идти в ногу с рынком, но она основана не на исследованиях, а на предположениях, пусть даже очень интересных. Итог: на 100ый раз подобная идея все равно окажется провальной.

Часто можно увидеть такую ситуацию: рекламный ролик известного бренда выигрывает престижную награду. Если посмотреть состав рабочей группы, то выясняется, что сценарий писали немцы, ролик снимали англичане, а в состав группы собственно от компании-исполнителя входят генеральный и коммерческий директор. Что они делали? Видимо, просто контролировали расходование средств.

В идеальной ситуации брендинговые компании производят интеллектуальный продукт. И даже если брендинговая компания производит дизайн, он должен быть эффективным, основанным на аналитике, а не на чутье. Основной вид деятельности брендинговой компании - стратегический консалтинг и создание торговой марки, начиная с разработки бренда и заканчивая обоснованием цены продаваемого продукта.

Рынку не хватает исследователей

Крупных компаний с собственными технологиями разработки бренда в России сегодня наберется не более 20. Их отличают собственные научные исследования и умение решить проблему клиента не по учебному пособию. Здесь компании помогут разработать платформу бренда, проведут аудит и необходимые исследования рынка и потребителя, разработают стратегию бренда и многое другое. «Визуальная часть работ - собственно, те красивые картинки, которые так любят заказчики, составят в этом случае всего лишь несколько процентов от объема работ, - говорит Кирилл Халюта. - Из-за относительной молодости рынка брендинговых услуг, клиент часто сам не знает, что ему нужно и сколько это стоит». По мнению Кирилла Халюты, именно этот факт позволяет некоторым компаниям продавать исключительно дизайн (те самые «картинки») по цене брендинга.

На самом деле, компаний, способных взяться за проведение исследований не так уж много - около 10% от всех присутствующих на рынке. «Парадоксально, но при таком небольшом количестве компаний, занимающихся исследованиями, каждая вторая попросит у клиента указать в брифе его целевую аудиторию, ценовую категорию, место на рынке, и прочие параметры, которые клиент не всегда может знать, - говорит Кирилл Халюта. - Основанная цель любого брифа, выяснить, с какой проблемой обратился клиент в компанию, а не заставить его ломать голову над тем, какое место его товар занимает на рынке и сколько у него конкурентов с точностью до десятка».

Некоторые компании не стесняются переложить часть работ на клиента. Причин тут несколько: это может быть и желание сэкономить, и отсутствие собственных технологий и профессиональных кадров, и неразвитость рынка.

Варианта всего два - найти компанию, которая выполнит весь комплекс услуг сама, либо найти фирму, которая проведет стороннее исследование. Безусловно, брендинговая компания может воспользоваться и чужими исследованиями, но риск несовместимости здесь очень велик.

Порой, компании, желая сэкономить, покупают готовые исследования рынка, но они вряд ли чем-тосмогут помочь тем, кто занимается брендингом. При этом, стоимость готового исследования - порядка 3000-5000 $. Готовое исследование зачастую может дать только общую информацию об отрасли - количество компаний, цены в разбивке по регионам и прогнозы на будущее. Подобное исследование не ответит на вопрос, например, какой должна быть продуктовая линейка бренда или почему на рынке в данный момент отсутствует тот или иной продукт. Ответить на эти вопросы может только брендинг.

«Не стоит забывать о том, что готовое исследование до вас уже скачали как минимум пара тысяч человек. Это значит, что они пользуются той же самой информацией. В то время как исследование, которое работает может быть только индивидуальным, - считает Кирилл Халюта.

Готовые исследования не несут большой пользы для бизнеса, поскольку не отвечают на специфические вопросы, которые интересны компании. Допустим, вы будете знать, что люди с таким-то доходом охотно покупают российское печенье, а столько-то процентов людей с высоким доходом покупают зарубежные марки. И будете знать, что кроме вашего печенья на полках страны еще 1999 марок компаний-конкурентов. Поможет ли эта информация выработать эффективную стратегию бренда? Ответит ли на вопросы о рецептуре, упаковке, цене и объеме первой партии? Скорее всего, нет. Масштабные исследования обычно интересны гигантам рынка, после этого подобный материал перепродается сотни раз.

ЧЕК-ЛИСТ для заказчика брендинга

  1. Определите цели брендинга. Если вам нужен логотип на визитку, то лучше обратиться к дизайнерам. Брендинг же поможет ответить на сотни вопросов от «стоит ли вводить новый вкус йогурта в линейку?» до «почему я люблю этот товар».

  2. Простота брифа. Бриф для клиента не должен быть слишком объемным. Если в брифе вы вынуждены отвечать на те вопросы, ответы на которые собираетесь получить от брендинговой компании, то стоит задуматься о результатах. Многие агентства работают какпсихологи-консультанты, и 70% ответов получают уже из брифа, заполненного заказчиком. Подумайте, нужен ли вам такой исполнитель.

  3. Простота ценообразования. Оно должно быть прозрачным и понятным.

  4. Юридическая чистота компании. Ознакомьтесь со всей открытой документацией о компании. Выписки из ЕГРЮЛ, запросы подаваемой в налоговые органы бухгалтерской отчетности, попросите у компании Устав. Это поможет избежать многих проблем еще на этапе выбора компании.

21.12.2012

на печать


Комментарии

24.12.2012 8:26 | сообщение #1
 

Он устроен по типу "разводка на брендинг", по-моему, только так...
На российском рынке каждая компания понимает процесс брендинга по-своему. В итоге, клиент должен быть готов к тому, ... что его мягко или грубо "поимеют"...
Где-то в закромах сохранился у меня официальный распечатанный для заказчика ООО "Найс-маркет" "дескрисёрч", подготовленный довольно известной комп. "Брендсон". И в первой половине листов этого рисёрча всё правильно: и ООО "Найс-маркет", и торговая марка их же, но вот во второй половине этого брендингового документа название компании вдруг стало совершенно иным... Что это, подумал я? И чуток пошукав в Интернете обнаружил, что это появившееся в солидном документе, проданном за очень приличные деньги ООО "Найс-маркет", "новое" внезапное название другой компании - это название позапрошлого клиента, которого "Брендсон" так же "разводил на брендинг" ... в общем, perpetuum brending-mobile :)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.11.2024 - 18:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация