7 правил эффективного тимбилдинга
![7 правил эффективного тимбилдинга](http://img.advertology.ru/aimages/2012/10/27/72.jpg)
Такое понятие, как тимбилдинг, сегодня становится все более популярным, компании отводят значительные бюджеты на создание и поддержание лояльности персонала, а о важности правильной кадровой политики написан не один трактат.
Однако чтобы тимбилдинг не воспринимался как что-то среднее между корпоративом и очередным добровольно-обязательным мероприятием, был эффективным и приносил результат, необходимо придерживаться некоторых правил проведения, на которых хотелось бы остановиться далее.
1. Четкая постановка цели проведения тимбилдинга
Это может быть сплочение команды, повышение лояльности, проведение исследований, составление психологических портретов, просто развлечение или что-то другое. Ключевой момент - цель должна быть одна. Иначе эффективность мероприятия стремится к нулю. Разумеется, какие-то дополнительные положительные эффекты возникнуть могут, и даже, вероятнее всего, будут иметь место, однако инструменты для продуктивного проведения всех этих типов мероприятий различны, а время и иные ресурсы обычно ограничены. Не говоря уже об ограниченной возможности людей воспринимать новую информацию за из без того насыщенный день.
2. Правильное определение места и формы проведения
В первую очередь, этот момент зависит от цели мероприятия. Например, для налаживания отношений в коллективе обычно используют командные игры различной степени тяжести и экстремальности. Самый распространенный вариант - «веревочный курс», однако есть огромное множество сценариев на различные тематики - пиратские, военные, космические, пионерские, и т.п., которые могут включать поиски предметов, ориентирование на местности, спуски по реке, конкурсы, загадки и многое другое. Для проведения исследований тоже используются групповые тренинги/игры, однако они имеют место в основном в офисе, для упрощения наблюдения.
Далее, разумеется, форма проведения мероприятия напрямую зависит от состава сотрудников. То есть для команды бухгалтеров или юристов в почтенном возрасте тот же веревочный курс может показаться слишком сложным, а для штата, состоящего в основном из молодых людей - скучным.
О том, что проведение выездного мероприятия (эффективного, то есть ориентированного на результат, а не просто на приятное времяпрепровождение) требует определенных бюджетных ресурсов, говорить, думаю, не стоит. В зависимости от сложности проведения, наличия реквизита и какого-либо шоу, цены варьируются от 30 до 100 тысяч рублей, и выше. На многих тематических сайтах публикуют прайсы, так что для конкретного случая всегда можно примерно прикинуть бюджет мероприятия.
И, конечно же, и форма, и цель мероприятия должны соответствовать уровню развития команды - например, не стоит заказывать серьезные экстремальные тренинги, если сотрудникам нужно просто познакомиться, или устраивать соревнования с четкими критериями выигрыша и проигрыша, если в команде идет жесткое соперничество.
3. Грамотный сценарий проведения
Состав конкурсов и мероприятий, используемых при проведении тимбилдинга, должен точно соответствовать задачам, поставленным перед собой организаторами и отношениями внутри коллектива (в том числе, и в зависимости от типа корпоративной культуры): имеет место соревновательный момент или работает крепкая команда, идущая к одной цели? с помощью тимбилдинга необходимо решить какие-то проблемы в коллективе, познакомить с новичками или просто развлечься? имеют ли место существующие конфликты между подразделениями?
Вопрос о проведении соревнований, индивидуальных или командных, хотелось бы рассмотреть подробнее. Этот инструмент лучше использовать осторожнее. Слишком серьезные соревнования, например, с четкими критериями победы, могут оказать не самое благотворное влияние на атмосферу внутри коллектива. Борьбу между командами иногда лучше заменить на борьбу с каким-то внешним фактором. Например, когда цель тренинга - познакомить новых сотрудников с корпоративной культурой; или в случае, если дружная слаженная работа необходима для успешного ведения бизнеса (а не просто каждый сотрудник занимается своим независимым участком работы), тренинг должен быть направлен скорее на объединение, чем на соперничество; либо, если по виду деятельности рабочий процесс представляет собой соревнования сотрудников (продавцы-консультанты, агенты по продаже и т.п.), не стоит усугублять ситуацию - хотя, возможно, в этом конкретном случае попытки сделать сплоченную команду так и не принесут большого успеха. То есть соревнования лучше использовать в развлекательных целях, либо не разбивая при этом коллектив - например, против коллег из соседнего отдела.
Полезным может оказаться смена социальных ролей, например, начальников и подчиненных, неформальных лидеров и более пассивных сотрудников, разделить сформировавшиеся группы - то есть дать людям примерить новые роли, посмотреть со стороны на свое положение и другого человека на своем месте, испытать новые ощущения, показать себя с другого ракурса. Это поможет заново оценить потенциал сотрудников, возможно, откроет новые возможности применения их деловых качеств и иных способностей.
4. Ориентация на позитив
Эффективный тимбилдинг после своего проведения должен оставлять только положительные эмоции, никакого негатива. Это может касаться чего угодно. Например, выбора времени проведения: вряд ли коллектив обрадует тимбилдинг вместо долгих выходных на праздники, необходимость задержаться на пару часов после окончания трудового дня для игр с психологом или потере нескольких рабочих часов при дедлайнах. Тимбилдинг не должен представлять из себя обязательное мероприятие, которое персонал воспринимает как что-то вынужденное или очередной каприз менеджмента.
Самый простой способ - спросить мнение сотрудников на этот счет. Когда будет удобно, какой из вариантов сценария кажется самым подходящим, какие неизвестные ранее нюансы могут быть, какие эмоции остались от проведения предыдущего тимбилдинга и почему, и т.д. Однако, это уместно лишь при относительно небольшой численности коллектива. Если же состав участников достаточно велик (например, знакомство различных подразделений одной компании), то обычно применяют классические инструменты, направленные на представление сотрудников друг другу и небольшую командную работу.
Не стоит забывать и о правильной организации мероприятия. С ростом популярности тимбилдинга, его организацией стало заниматься множество непрофессионалов, поэтому необходимо заранее навести справки о компании, для чего, в свою очередь, не стоит откладывать организацию на последнюю неделю. Такие вещи, как недостаточное количество еды, качество обслуживания, организация проезда и прочие бытовые вопросы очень легко могут испортить впечатление.
5. Дистанцирование от рабочих конфликтов
Здесь момент достаточно тонкий. С одной стороны, перенос текущих рабочих вопросов и эмоций, связанных с отношениями сотрудников по этому поводу может помешать налаживанию связей внутри коллектива, недаром для сплочения команды обычно используется совершенно новая обстановка и несвязанные с основной рабочей деятельностью мероприятия. С другой - тимбилдинг все же призван решить какие-то определенные кадровые или рабочие проблемы. То есть, если все идеально, то такие мероприятия обычно не проводят. И если упомянутые вопросы не будут решены или хотя бы затронуты, то целесообразность проведения тимбилдинга ставится под сомнение: после окончания мероприятия, по возвращении в офис все проблемы останутся на месте. То есть если, например, целью ставилось повысить способность коллектива работать вместе, слаженно, и на благо отдела, а не преследуя личные цели, то совместное прохождение какой-то полосы препятствий вряд ли резко изменит ситуацию. В этом случае тимбилдинг можно использовать, чтобы смоделировать ситуацию, и посмотреть, какие именно моменты влияют на процесс принятия решений, как каждый из сотрудников поступает в стрессовой ситуации, сделать какие-то выводы или увидеть аналогии в реальной жизни.
6. Разделяем понятия
Одна из самых распространенных ошибок - смешение понятий «тимбилдинг» и «корпоратив». Стоит помнить, что тимбилдинг всегда преследует какую-то определенную цель, поэтому каждый элемент мероприятия должен быть продуман: зачем мы это делаем? какую пользу это принесет? что изменится или какие выводы можно сделать? поможет ли это донести информацию до сотрудников, или она будет забыта через пару часов?
Необходимо делать выводы, и лучше всего, если на мероприятии будет присутствовать профессиональный психолог (лучше с видеокамерой), способный определить росли сотрудников, взаимоотношения в коллективе, сильные стороны и возможные конфликтные ситуации, сделать выводы об эффективности распределения усилий и проводимой политики, возможно определить чей-то нераскрытый потенциал.
7. Необходимость долгосрочной работы
Тимбилдинг - средство достаточно эффективное для налаживания взаимоотношений и сплочения команды, однако не стоит думать, что все исправится за один день чудесным образом. При ярком несоответствии политики предприятия (авторитарном подходе, поощрении соперничества, постоянных неразрешаемых рабочих конфликтах и т.п.) с информацией, которую пытались закрепить в сознании на тимбилдинге, последняя не выдерживает конкуренции. Неуважение и невнимание к сотрудникам, попустительское отношение к возникающим проблемам (популярный принцип - «умри, но сделай»), невыполненные обещания или манипуляции легко и просто сводят на нет все эффекты от проведения тимбилдинга. Построение отношений может быть долгим и достаточно скучным делом, однако, увы, в данном случае причину и следствие путать не стоит - в лучшем случае, тимбилдинг будет просто пустой тратой бюджета.
Специально для Advertology.Ru
26.10.2012
Комментарии
Написать комментарий