Риски и возможности

Гой ты, мелкая фасовка!

Как сообщает газета "Бизнес", группа "Агрос" объявила о выходе на рынок фасованной муки. Новый продукт будет производиться под уже знакомой потребителям макарон маркой "Экстра М" и "Знатная".
Таким образом, возникают два вопроса: насколько перспективен сегмент новых марок и насколько эффективен в данном случае зонтичный бренд? В этой небольшой заметке мы рассмотрим первый из них. 

Статистические наблюдения показывают, что производство муки в последние несколько лет неуклонно уменьшается. По данным Института Аграрного маркетинга, начиная с 1998 года на российском рынке муки отмечается тенденция к сокращению объемов ее производства. В 2002 году объемы российского производства муки составили 10,6 млн тонн, что ниже уровня 2001 года на 11,7%. Таким образом, в 2002 году по сравнению с 1998 годом производство муки в России снизилось на 12,1%. В то же время в 2004 году снижение прекратилось и даже обозначился, пусть и незначительный, но рост на 2%, как это следует из данных Первого Независимого рейтингового агентства (их данные базируются на материалах Росстата РФ).

Для того, чтобы интерпретировать этот факт, используем также данные по структуре потребления муки, рассчитанные в 2003 году автором этих строк (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Структура потребления муки

Наименование сегмента рынка

Доля сегмента в общем потреблении, %

Промышленная переработка, в т.ч.

66,6

              Производство хлеба и хлебобулочных изделий

53

              Производство мучных кондитерских изделий

6

              Производство макаронных изделий

5,6

              Производство мясных полуфабрикатов

1,3

              Производство пищевых концентратов

0,4

              Производство детского питания

0,3

Бытовое потребление населением

31,3

Питание вне дома (общепит)

1,1

Спецпотребители

1

Итого

100

Источник: Международный центр научной и технической информации

Из Таблицы 1 видно, что основная масса муки идет на промышленную выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, а также бытовое потребление населением. В этой связи становится понятным снижение производства муки – ведь снизилось потребление, а значит и производство хлеба (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в РФ 

Год

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.*

Объем производства, т

6380924

6954712

6765106

6471258

6286585

6052954

5863363

*оценка объема производства за год сделана на основании данных за 11 месяцев

Источник: Первое Независимое рейтинговое агентство со ссылкой на Росстат РФ

Доля хлеба в структуре питания связана обратной зависимостью с уровнем доходов населения: чем выше доходы, тем ниже потребление хлеба. Это понятно: хлеб вытесняется более дорогими и "технологичными" продуктами, такими как например, мясные деликатесы. Существенно растет потребление так называемых "здоровых продуктов[1]". Поэтому наблюдаемый в последние годы рост реальных доходов населения и привел к падению потребления хлеба. Интересно другое. В то время как производство хлеба устойчиво снижается, падение производства муки в последний год прекратилось. Это прямое следствие того, что под воздействием изменений структуры спроса, изменилась и структура производства по отдельным видам муки. Как именно?

 Исследования, проведенные Институтом Аграрного маркетинга (ИАМ) выявили следующие основные факторы, повлиявшие на изменение структуры производства муки.
·         Вследствие роста реальных доходов населения, начиная с 2002 года заметно увеличилось потребление продуктов быстрого приготовления и полуфабрикатов, при производстве которых используется мука высшего сорта.
·         Изменение объемов производства конечной продукции, сырьем для которой является мука высшего сорта, привело к изменению структуры потребления пшеничной муки.

За период с 1999 по 2002 годы, по мнению экспертов ИАМ, в наибольшей степени возросла доля использования муки на производство мучных полуфабрикатов. Увеличился также спрос на кондитерские изделия и макароны. Для производства этой продукции используется в основном мука высшего сорта. Увеличение спроса на муку высшего сорта со стороны производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов, т.е. мучных продуктов с добавленной стоимостью, привело к тому, что объемы производства пшеничной муки высшего сорта в 2002 году превысили уровень 1999 года на 86 тыс. тонн.

Если провести сегментирование рынка по другому параметру, а именно, упаковке муки, то можно заметить еще одну интересную зависимость. По данным того же ИАМ В 2002 году по сравнению с 2001 годом произошли следующие изменения:

·         Потребление бестарной муки снизилось на 0,7%, или на 42,8 тыс. тонн и составило 6,1 млн тонн.
·         Объем потребления тарной муки снизился на 3,7%, или на 126,9 тыс. тонн и составило 3,3 млн тонн.
·         Емкость рынка фасованной муки повысилась на 7,9% и составила 1,1 млн тонн.

В 2002 году доля фасовки в личном потреблении в среднем по России составляла 45%, тарной - 55%. То есть, доля фасованной муки в по сравнению с 2001 годом повысилась на 0,5%, тарной - снизилась на 5%.

С ростом доходов населения в 2003 и 2004 годах эти изменения структуры потребления нарастали, что и привело в конечном итоге к прекращению спада производства муки.

Таким образом, выход АГРОСа на рынок фасованной муки выглядит обоснованным и своевременным. Участники рынка, мнения которых приводит газета "Бизнес", высказываются, как это и принято в подобных публикациях, как "за", так и "против". Например, PR-директор группы компаний "Разгуляй-Укррос Владимир Сосницкий называет выход производителей на рынок фасованных продуктов "хорошей тенденцией": "Рынок фасованной муки, - считает он, - сейчас занят на 80%, место на рынке есть, так что у группы "Агрос" хорошие шансы". Руководитель направления "Русагро-сахар" Алексей Князев, на которого также ссылается "Бизнес", считает, что на новом рынке "Агросу" придется нелегко: "Они еще не занимались дистрибуцией фасованной муки, им вряд ли имеет смысл заниматься фасовкой самостоятельно". Учтем эти мнения, но попробуем сделать более точный прогноз.

Для этого рассмотрим любопытную зависимость(см. Рис. 1), которую подметил Игорь Качалов, генеральный директор маркетингового агентства "Качалов и коллеги", в своем докладе на конференции "Эффективное позиционирование товаров и услуг для среднего класса" (организатор – компания Onconference). 

 Из приведенных им данных следует, что именно на 2004 год пришелся промежуточный максимум численности среднего класса, после чего в течение нескольких лет вплоть до 2006 года он будет снижаться, а далее начнется этап длительного роста. Но численность среднего класса отражает уровень доходов населения! Соответственно, можно ожидать, что в ближайшие два года структура потребления муки снова изменится, становясь похожей на имевшую место в 1999 – 2000 гг. Это в свою очередь означает, что спрос на фасованную муку будет падать. Однако, следуя прогнозу Игоря Качалова, начиная примерно с 2007 года должен начаться затяжной рост, если можно так выразиться, со всеми вытекающими для данного рынка последствиями.

Таким образом, можно констатировать, что выход на рынок фасованной муки является трудным, но перспективным решением. В течение ближайших двух лет вряд ли стоит ожидать значимой прибыли от этого направления бизнеса. Главной задачей этого этапа по нашему мнению должно стать налаживание дистрибуции, логистики и т.п. Самым важным критерием успеха в этой время может считаться занимаемая доля рынка, которую надо считать и по отдеьным регионам тоже. Надо застолбить место, ведь когда начнется "настоящий" рост доходов населения, сделать это будет куда сложнее. И гораздо дороже.


[1] Это слово поставлено в кавычки, поскольку государственных нормативов, определяющих это понятие нет и потому каждый производитель в меру собственной изобретательности может использовать его в рекламных целях. Скажем, продукты из сои еще недавно считались весьма здоровыми, а сегодня наиболее "продвинутые" мясокомбинаты, такие как например, "Велком" с гордостью заявляют об отсутствии сои в их колбасе.

Advertology.ru
Дмитрий Фролов

15.02.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.05.2024 - 07:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация