С нами был Владимир Ефимов...
23 февраля ушел из жизни Владимир Ефимов - мэтр русского шрифтового дизайна.
Талантливый художник, мастер и теоретик шрифта, арт-директор фирмы Пара Тайп, любимый учитель студентов «Британки» и ВШГД, Владимир Ефимов принадлежит к поколению тех немногих, кто стоял у истоков современного отечественного «шрифтового мышления».
Ему и его коллегам по Пара Тайпу принадлежит заслуга воссоздания русского и советского шрифтового дизайна, разработки оригинальных и адаптации к кириллице лучших латинских шрифтов. О последнем хочется сказать особо: именно Ефимов на профессиональных, как он сам выражался, «легальных» основаниях ввел кириллицу в мировой контекст. Благодаря Ефимову и его команде мы имеем свой Модерн и свой Баухаус (AdverGothic и Futura), свой Times New Roman и свою Helvetica (Newton и Pragmatica). Ефимов дал нам почувствовать спенсерианское перо XIXв и каллиграфию итальянского Возрождения, вдохновлявшие знаменитых европейских мастеров. Его таланту подчинялись привычное время и пространство: на основе его разработок ничего не стоило создать и армянский, и даже древнегреческий шрифты. Всего более 50 гарнитур и около 250 начертаний, спроектированных и нарисованных самостоятельно и в соавторстве.
Член жюри и организатор нескольких конкурсов шрифтового дизайна, Владимир Ефимов сам - участник выставок и лауреат российских и международных конкурсов. Работа в Пара Тайпе никогда не мешала преподаванию: за визуальное восприятие русской речи, и за будущее шрифтового дизайна Ефимов отвечал лично. Совсем недавно прошли его лекции в Щусевском Музее Архитектуры, вслед за выставкой благодарных учеников и коллег к 60-летнему юбилею. Всегда при аншлаге: в Ефимовском рассказе привлекательны и уникальные истории о том, «как это было» - о первых столкновениях советского художника с искушенным шрифтовым Западом - с проницательными репликами о том, что же такое - настоящий шрифт.
Кажется, в России нет ни одного дизайнера-шрифтовика, который бы не слышал Ефимова, не читал его книжную серию «Великие шрифты», многочисленных статей, не знаком с оригинальной «ефимовской» шрифтовой классификацией. Внимательный читатель книг «Основы стиля в типографике» Р. Брингхерста, «О шрифте» Э. Шпикермана, «Облик книги» Я. Чихольда заметит: редактор переводов - Владимир Ефимов.
На его глазах и его руками за два десятка лет в шрифтовом дизайне изменилось все: от содержания до технологии, от теории до издательского процесса. При Ефимове компания ПараТайп собрала крупнейшую в мире кириллическую шрифтовую библиотеку (более 300 гарнитур, свыше 1100 начертаний), которой сейчас пользуются дизайнеры всего мира. Ефимовскими шрифтами пишут сегодня компьютеры Госдумы, московского правительства, администраций республик ближнего зарубежья, издательства: «Эксмо», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Искусство», «Аст» и газета «Комсомольская правда», телеканалы «Первый канал», «ВГТРК», «Культура», «НТВ».
Всего за 30 лет Владимир Ефимов успел сделать многое и многое изменить. Коренной москвич, 1949 г. рождения, художник со школьной скамьи, выпускник «Полиграфа», ведущий художник- конструктор ВНИИ «Полиграфмаш», арт-директор «Пара Тайп», член Московского союза художников, Академии графического дизайна, Международной типографической ассоциации ATypI... Но больше всего, наверное - человек Ренессанса, в классическом смысле этого слова. Шрифт требует концентрации, скрупулезности, вкуса, такта. Незаметно и тихо проникая из письма в речь и поступки, шрифт меняет сознание и формирует дух. Мы не думаем о шрифте, а шрифт думает о нас. Не в стиле Владимира Ефимова - громко говорить о себе. Поэтому проститься - невозможно.
Последняя встреча с Владимиром Вячеславовичем Ефимовым пройдет в морге больницы №33, 27 февраля в 11 30 и в зале Хованского крематория в 13 00
25.02.2012
Комментарии
Написать комментарий