Статьи

Рекламный рынок 2011: сдержанный оптимизм

Рекламный рынок 2011: сдержанный оптимизм

Между кризисом и стабилизацией находится наш рекламный рынок, а его показатели - между светом и тенью, - считает экспертный совет АКАР.

И все же во всем, что поддалось счету и сравнению, наш рекламный рынок превысил докризисный уровень. Исключение - печать. Но о прессе позже, а пока - 21% прироста по сравнению с 2010, что в абсолютных цифрах составило (без учета НДС) 264,4 млрд рублей. Ниже - комментарии членов экспертного совета АКАР.


Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл», отметил: год был непростой, главным образом, из-за неопределенности прогнозов: если перед 2009 г кризис был очевиден, то в октябре 2011 было неясно, будет ли падение и если да, то насколько. Затем в «проблемных зонах» - США, Греции. Испании ситуация несколько стабилизировалась, так что нынче «катастрофы не наблюдается», однако, рынок, безусловно, пострадал: напуганные предыдущим спадом рекламодатели не пожелали рисковать. Эксперты смотрят в будущее «с осторожным оптимизмом».

* - без учета политической рекламы, объем которой составил в ноябре-декабре 2011 года 1.0 млрд.руб. без НДС.
** - данные по сегменту Интернет-рекламы за 2009-2010 гг. скорректированы.

Телевидение

Сегмент продолжает занимать половину рекламного рынка. Ожидаемая 19-20% динамика обернулась 18%, причем в начале года дела шли в гору у федеральных каналов, а в конце реванш взяли региональные. Лучше же всего обстоит дело, если сравнить данные подсегментов, у спутниковых каналов.

Радио.

С разногласиями по радио-цифрам давно покончено, и, несмотря на скрытость информации о доходах отдельных холдингов, внутри группы из 5 крупных игроков выработалась система строгого, аргументированного подхода к подсчету прироста, - отметил эксперт. Сегодняшние 15% почти вдвое превышают прошлогодний прирост (январь-сентябрь 2010). И, как и прежде, радио - единственный сегмент рынка, где регионы обгоняют Москву.

Печать

Сергей Веселов напомнил, что во время кризиса российская печатная реклама «просела» чуть ли не втрое, по сравнению с падением на Западе менее чем в полтора раза, что объясняется, помимо развития Интернета и кризиса, обилием собственно рекламной прессы. С этим «национальным» фактором связано и «проседание» журналов, нежели газет: последние буквально «выстрелили» в прошлом году, зато в этом ситуация вернулась в мировую колею: журнальная реклама растет быстрее газетной. Но все еще, безусловно, медленно, о чем свидетельствуют самые низкие показатели в таблице.

Наружная реклама.

Андрей Березкин, председатель комитета по наружной рекламе и генеральный директор «Эспар Аналитик» считает: 15% прирост - немногим меньше, чем прогнозировалось. Рост стабилен, спрос устойчив, а стационарные конструкции дали целых 23%. Но на конечный результат сильно повлияла ситуация смены столичной власти. Это, во-первых, потеря инвентаря: упразднение перетяжек и транспарантов. Во-вторых, демонтаж незаконных конструкций, в том числе, на заборах и временных сетках (общей площадью 60 тыс кв м). Сейчас под вопросом находятся конструкции на крышах, а впереди - дальнейшая (20%) разгрузка города от рекламных конструкций. Никогда уже московская наружка - отметил эксперт, не будет составлять половины региональной. Сейчас можно говорить уже о 46%, и доля эта будет снижаться. Столичный рекламный бум - уже история.

Удар по наружке нанесла и смена операторов транспортной рекламы. В результате аукционов на транспорт и в метро пришли новые, не слишком опытные игроки, которые пока не смогли выйти на прошлогодний уровень размещения.

Впрочем, с аукционами ситуация пока «подвешена»: не выработана единая концепция и далее - план размещения наружной рекламы в столице и не утрясено законодательство (в одной из поправок есть пункт о заключении контрактов между мелкими и средними предпринимателями и операторами без участия медиабаинговых агентств, что, безусловно, не поддерживается представителями индустрии).

Поэтому прежние договора и размещения пока будут существовать в «вялотекущем» режиме до 2013 г, когда отрегулированный механизм позволит провести аукционы в массовом порядке. Кое-где в регионах аукционы прошли, но в целом все ждут, чем закончится дело.

В целом, налицо лишь количественные, но не структурные изменения. Город освободился от лишнего хлама и встал перед новыми задачами нового, эффективного использования инвентаря, который после недавних перетрясок, безусловно, подорожает.

Реклама в кинотеатрах

По сравнению с прошлогодним, 90% приростом, нынешняя цифра - всего 25%, но эксперт Павел Шиловский, директор по стратегии «Синема 360», результатом доволен. Особенно в Москве, где при 750 кинотеатрах с 2800 залов все еще появляются новые кинотеатры и киноплексы. Что интересного, кроме сопровождающего процесс увеличения площадок слияния и поглощения? - Интересно проникновение в «киносферу» Video International. Известно, что сфера интересов этой компании - телевизионная реклама, в основном FMCG-сегмента. А в кинотеатрах преобладает иной, имиджевый тип рекламы: автомобили, luxury-бренды, все, что так или иначе близко к кино. Как бы теперь не пришлось зрителю испытать ТВ-дежавю и не освистать и рекламу, и кинозал, - предупреждает конкурента стратег «Синема 360». Любопытно, что реклама в кинотеатре включает indoor в фойе, но не включает трейлеры, кросс-промо и все, что связано с продвижением фильмов.

Indoor

Алексей Кулаков, медиадиректор «Медиаэдж Си Ай Эй», также отмечает замедление роста сегмента в четвертом квартале прошлого года. Крупные FMCG- компании отказывались от привычного размещения рекламы в супермаркетах. Зато в аэропортах, напротив, случился настоящий взрыв: тут вам и конкурсы на дорогие и разнообразные носители, и открытие нового терминала в Шереметьево...

Долгое время вокзалы и аэропорты были излюбленным местом размещения алкогольной и табачной рекламы. Но вот «ушел» табак, и ничего особенно не изменилось. Возможно, так же тихо и беспроблемно, уйдет и пиво, - полагает спикер.

Интернет

Алексей Беляев, председатель Комитета по исследованиям IAB Russia специально отметил, что прошлогодняя динамика сегмента лучше, чем когда бы то ни было в прошлом. Это связано и с пересчетом показателей за 2009 и 2010 годы, что, в свою очередь, было обусловлено обнародованием доходов в результате аудита нескольких крупных компаний, включая Mail.ru.

Лев Глейзер, директор по развитию медийных продуктов «Яндекс», добавил, что причина роста - не только отток в Интернет бюджетов из наружной рекламы, телевидения, прессы и радио, но и ростом потребления собственно Интернета, увеличением времени, проведенном пользователями в сети. Растет и инвентарь, и также - без инфляции, а сам по себе, и в первую очередь - видеореклама. С этим ростом связаны и трудности: доход от этого вида рекламы подсчитать пока весьма трудно. Сперва определиться бы с термином: сегодня под «видеорекламой» понимают и вирусный ролик, и пре/пост-ролл к клипу, и анимированный баннер...

Есть проблемы и с подсчетом доходов от рекламы в социальных сетях: сейчас они распределены по двум «графам» - медийная и контекстная реклама (последняя, кстати, и лидирует в таблице прироста). Формат рекламы сетях сильно различается: яркий пример - два «Фейсбука» - российский и американский.

Уточнил эксперт и ситуацию с повышением прозрачности интернет-цифр. Во-первых, это некоторая централизация бюджетов на больших интернет-сервисах. Если раньше погоду в сети делали сайты, то нынче - массовые медиа. Во-вторых, на базе «Яндекса» удалось создать новую «счетную комиссию», которая, благодаря аудиту двух крупных игроков, попыталась привести в порядок цифры 2009-2010 гг.

Маркетинговые услуги

Михаил Симонов, Президент РАМУ, порадовался, что прирост рынка маркетинговых услуг ныне составляет половину от показателей телевизионной рекламы и объяснил успех активизацией программ лояльности среди автомобильных брендов.

Более подробной картины рынка сегмента пока нет, зато обозначились «темные» зоны, например, в трейд-маркетинге: в рекламном бюджете этого подсегмента можно (вдруг!) встретить деньги, затраченные на дистрибуцию.

Бывший BTL, а ныне рынок маркетинговых услуг до сих пор непрозрачен: если, например, известно, что ряд крупных игроков имеют нынче прирост, сравнимый с цифрами Интернета (65%), то, выведенный в таблицу показатель может свидетельствовать о серьезном «проседании» других.

В целях исследования рыночных показателей и повышении прозрачности данных РАМУ создан специальный комитет. На подходе, пообещал эксперт, рейтинг оборотов компаний - как членов, так и не членов РАМУ.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

21.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Лучший дизайн визитных карточек 8

Лучший дизайн визитных карточек 8
Лучший дизайн визитных карточек 8. Лучший дизайн визитных карточек.Коллекция самых ярких и инновационных работ лучших дизайнеров мира. Издание не содержит текста. На его страницах – огромное количество визиток, что позволяет хорошо рассмотреть шрифт, фон, особые элементы и использованные материалы. Не имеющая себе равных книга предназначена для профессиональных дизайнеров и руководителей компаний, понимающих важность брендинга."На обложке книги "Лучший дизайн визитных карточек 8" метафорично показано то, что делает визитку оригинальной. Это критерии, по которым мы отбирали визитки. При отборе мы задавали себе вопросы: эта визитка соответствует бизнесу или человеку, насколько эффективно она передает сообщение, легко ли доступна информация, инновационна ли визитка в своем жанре, преувеличивает ли она, практична ли она, мы ее сочли просто интересной или захотели себе такую же. После просмотра тысяч визиток присланных из двадцати пяти стран мы выбрали 400 лучших. Мы увидели визитки с лазерной гравировкой, визитки с использованием шелкографии на Plexiglas, напечатанные на оберточной бумаге, с рельефным тиснением, сброшюрованные, фальцованные, с отверстиями, покрытые фольгой и тщательно пропечатанные с обеих сторон. Мы также видели очень сдержанные и при этом элегантные визитные карточки. В книге вы найдете лучшие примеры каждого вида. Мы надеемся, что они вдохновят вас, дав представление о том, как в этом году делались визитки и как изменились тенденции в их создании". Sibley/Peteet Design, Austin

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.03.2025 - 00:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация