Статьи

Развитие русскоязычных Facebook-сообществ в 2011 году

Развитие русскоязычных Facebook-сообществ в 2011 году

2011 год стал значимым в вопросах выбора брендами стратегии развития своих сообществ в крупнейшей социальной сети Facebook. Рассказывают Руслан Брова и Александр Клейн из агентства КСАН.

Для удобства рассмотрения разделим бренды на 2 основные группы: бренды, способные «самогенерировать к себе интерес пользователей социальных сетей» и бренды, не обладающие такой способностью.

На этом основании выделим 2 группы Facebook-сообществ брендов:

  • Группа 1: Facebook-сообщества брендов, чья продукция (товары, услуги) привлекает внимание пользователей самим фактом своего существования, без каких-либо особых дополнительных усилий со стороны организаторов сообщества. К этой группе относятся традиционные лидеры по числу фанов страниц в Facebook, - сообщества Nokia Россия, ESET Nod32 Russia, Sony Ericsson Russia, HTC Россия, Translate.Ru и другие.
  • Группа 2: Facebook-сообщества брендов, продукция которых не обладает способностью самостоятельно генерировать широкий интерес пользователей. К этой группе относятся сообщества брендов-производителей продуктов питания, чая, бритвенных принадлежностей, банковских услуг и многие другие.

Эти группы используют различные стратегии развития.

Стратегия развития Facebook-сообществ 1-й группы строится вокруг стремления бренда поддержать к себе интерес пользователей, заранее заинтересованных в продукции бренда, и пришедших в сообщество, чтобы узнавать тематические новости.

Исходя из такой «пользовательской» специфики, основным инструментом развития Facebook-сообществ этой группы являются регулярные публикации тематического контента («Новости бренда»). В качестве дополнительных инструментов, разнообразящих жизнь сообщества, используются:

  • тематические викторины и ситуативные конкурсы;
  • «наградные» рубрики (например, «Лучший пользователь месяца»);
  • приложения, использующие пользовательский контент (статусы, фото);
  • приложения для создания пользовательского контента (UGC и т. п.).

У Facebook-сообществ данной группы, как правило, стабильная плавная траектория развития, без значительных отклонений в динамике роста численности участников, что мы и наблюдали в 2011-м году. Engagement Index этой группы составляет, в среднем, 2-3%.

Пример динамики Группы 1:
Пример динамики Группы 1

Стратегия развития Facebook-сообществ 2-й группы значительно сложнее. Бренды, заинтересованные в развитии этих сообществ, производят продукцию, обладающую достаточными свойствами, чтобы мотивировать людей потреблять ее, но недостаточными с той точки зрения, чтобы мотивировать их собираться в сообщества.

Стратегия развития Facebook-сообществ 2-й группы призвана решать одновременно 3 задачи:

  • донести до пользователей информацию о существовании сообщества;
  • мотивировать пользователей стать членами сообщества;
  • удержать пользователей в сообществе.

Стратегию развития в этой группе можно сформулировать так: привлечь внимание пользователей темой, связанной не с продукцией бренда, а с некоторыми аспектами общественной или культурной деятельности компании-бренда. В рамках реализации этого вида стратегии можно выделить 2 подхода: «Ударная тема» и «Живое сообщество».

Подход «Ударная тема». Этот подход хорошо показал в 2011-м году ЮниКредит Банк. Став спонсором Кубка Чемпионов по футболу, он активно предьявил пользователям Интернета и социальных сетей эту сторону своей общественно-культурной деятельности. Найдя и обыгрывав мега-популярную тему - футбол и Кубок Чемпионов - ЮниКредит Банк добился взрывного роста количества участников своего Facebook-сообщества. Легендарный футболист Луиш Фигу стал в тот момент лицом сообщества, по теме футбола проводились викторина и Битва брендов за кубок ЮниКредит Банка (пользователи голосовали за любимую футбольную команду: 1 000 голосов - 1 гол). Всё это активно поддерживалось рекламной компанией в Facebook.

Динамика развития Facebook-сообщества ЮниКредит Банка:
Динамика развития Facebook-сообщества ЮниКредит Банка

Этот подход отлично обеспечивает рост числа участников Facebook-сообщества, однако обратной его стороной становится низкая вовлеченность пользователей. В нашем примере Engagement Index сообщества стабильно не превышает 1%.

Подход «Живое сообщество». Этот подход хорошо показал в 2011-м году бренд Ahmad Tea. Бренд направил свои силы на создание в сети Facebook «живой среды», площадки, где пользователи смогут свободно общаться и участвовать в активностях по теме. Отличительной чертой такой «среды» является постоянная генерация интереса и внимания пользователей к жизни сообщества, желания стать участником, частью процесса. Не имея, в силу природы бренда, одного мощного интереса, способного привлечь и удержать участников сообщества, Ahmad Tea предлагает своим участникам «набор интересов», объединенных темой Великобритании. Правильно выбранные и представленные в точной пропорции они формируют единый «монолитный» интерес. В течение года сообщество Ahmad Tea выросло практически с нулевой отметки до 14 тысяч человек и продолжает динамично расти. Engagement Index сообщества стабильно составляет 8-10%. Главной ценностью можно считать формирование мощного пользовательского ядра, активно вовлеченного в жизнь бренда.

Динамика развития Facebook-сообщества Ahmad Tea in Russia:
Динамика развития Facebook-сообщества Ahmad Tea in R

Отличительной чертой 2011 года стала погоня за лайками для страниц брендов. Желание привлечь как можно большее количество пользователей в свое сообщество похвально. Но вот форму, в какой это часто делалось, нельзя назвать иначе, как «вымучивание лайков любой ценой». Например, стратегия «вымучивания лайков» может быть следующей: создается вкладка «фальшивой ценности», например, конкурса, который открыто проводится вне Facebook. Пользователь, чтобы принять участие, переходит на данную вкладку, ставит лайк странице бренда, жмет кнопку «Старт» и... перенаправляется на сторонний веб-ресурс, часто никак не связанный с Facebook даже правилами проводимого конкурса. Безусловно, это приносит сообществу определенный прирост «лайков», но вместе с тем - досаду и раздражение пользователей.

Положительной чертой прошлого года стало появление практически у всех бренд-сообществ целевых страниц (landing page), а также стремления изучить своих пользователей - предоставить востребованный контент и выбрать оптимальное время для его публикации, - активное «выращивание» адвокатов бренда. Примером создания ценности для каждого пользователя сообщества может стать брендированное приложение МТС, позволяющее отправлять бесплатные SMS-сообщения на номера всех мобильных операторов.

Одним из интересных трендов 2011 года стала активность брендов, ориентированная на группы - команды! - участников своих сообществ. Пользователям предлагалось создавать команды друзей и всем вместе участвовать в борьбе за привлекательные призы.

В качестве прогноза на 2012 год можно предположить:

  • приход в Facebook новых брендов и значит усиление борьбы за внимание пользователей;
  • создание брендированных приложений, использующих оригинальные модели анализа и интерпретации данных и действий пользователя;
  • адаптацию успешных западных кампаний и моделей работы применительно к российскому сегменту Facebook.

Мы увидим смелые и оригинальные эксперименты брендов и появление новых и всегда уникальных «живых» сообществ.

Динамику роста сообщест брендов и другую полезную информацию можно ежедневно получать на сервисе «Рейтинг российских сообществ в Facebook».

Справка. Engagement Index -  показатель вовлеченности участников сообщества в жизнь данного сообщества. Рассчитывается как соотношение числа участников сообщества, взаимодействовавших со страницей бренда в течение последних 7 дней (лайки, комментарии, посты на стене страницы, нажатие кнопки «поделиться», участие в опросах, чек-ины, участие в мероприятиях и проч.), к общему числу участников сообщества:

«Обсуждают это» / Кол-во участников сообщества х 100%

Другими словами, Engagement Index - это показатель эффективности Facebook-сообщества бренда, показатель воздействия бренда на аудиторию. Так, эффективность Facebook-сообщества бренда в 10 000 участников, имеющего Engagement Index равный 10%, точно такая же, как и, например, у сообщества в 100 000 участников, имеющего Engagement Index равный 1%.

Руслан Брова, Александр Клейн, агентство интерактивного маркетинга КСАН, cossa.ru
Advertology.Ru

13.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.12.2024 - 22:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация