Статьи

Гастрономическим брендам необходимы увлеченные менеджеры

Гастрономическим брендам необходимы увлеченные менеджеры

В России по-настоящему сильных гастрономических брендов вряд ли наберется больше 10. Возрождение и развитие легендарных имен и названий требует больших затрат и особого управленческого таланта. Кроме того, бизнесу невыгодно развивать местные бренды.

Камчатский краб, байкальский омуль и тульский пряник - самые популярные гастрономические бренды в России: доля туристических компаний, упоминающих их в своей рекламе, составляет 62, 45 и 40% соответственно. Исследователи из ВШЭ в конце 2011 г. изучили сайты турфирм, которые занимаются въездным туризмом (в каждом регионе - по 20 сайтов), и опросили 18 экспертов в области туризма. Упоминание вологодского сливочного масла использовали 30% турфирм, нижегородского снетка - 10%, а ссылок на многими любимую питерскую корюшку не обнаружилось вообще.

Еда местного значения

В магазинах российских городов мало продуктов, которые можно отнести к разряду аутентичных, в меню ресторанов не хватает блюд, характерных для местной кухни, сетует Валерий Гордин, заместитель гендиректора ВШЭ в Санкт-Петербурге и один из авторов исследования. Это снижает туристическую привлекательность регионов, из-за чего местный бизнес многое теряет: гостиницы простаивают, рестораны пустуют, убежден он.

Многие местные гастрономические бренды испорчены системой советских ГОСТов - бизнесу экономически нецелесообразно вкладываться в развитие пошехонского сыра или вологодского масла, когда эти бренды принадлежат всем, считает Борис Акимов, создатель проекта LavkaLavka. Иногда гораздо лучше создать собственную историю, зарегистрировать новый бренд и ТУ, уточняет он. Плюс ко всему упадок сельского хозяйства, которым сейчас заниматься невыгодно. В результате местные продукты оказались в невыгодной ситуации.

«Мы не согласны с этим мнением и много вкладываем в продвижение бренда вологодского масла, хотя его могут выпускать разные производители», - говорит Алексей Дубовой, начальник юридического отдела ФГУП «Учебный опытно-молочный завод» ВГМХА им. Н.В.Верещагина. Каждый пятый килограмм вологодского сливочного масла выпускается здесь, по данным компании. «Вологодское масло - общепризнанный национальный бренд, имеющий мировую известность и прекрасную репутацию. Это молочный продукт, имеющий хорошо выраженный чистый вкус, напоминающий вкус грецкого ореха, который получается в результате нагревания специально отобранных высококачественных сливок в течение 10-15 минут до температуры 98°С», - говорится на сайте компании.

Негде попробовать

На сайтах турфирм исследователи из ВШЭ обнаружили всего три ссылки на башкирский мед. Башкирия позиционировала себя как место для экстремального туризма, а известные гастрономические бренды - мед диких пчел и кумыс - остаются в тени, рассказывает Людмила Хрулева, гендиректор турагентства «Славянка». Она разработала маршрут в башкирский заповедник Шульган-Таш: кроме спуска в Капову пещеру он включает дегустацию меда с посещением отдела, посвященного разведению бортевых пчел. Туры с дегустацией меда мало кто предлагает, замечает Хрулева. А свежий кумыс можно пробовать в основном в санаториях. Причина может быть в жесткой ориентации местных производителей на продвижение не туристического, а продуктового бренда: башкирский мед очень широко представлен на рынках всех регионов России, считает Гордин.

Еще в 2010 г. в ВШЭ попытались оценить туристическую привлекательность Псковской, Новгородской, Тверской и Ленинградской областей. Выяснилось, что, хотя гастрономические бренды районного масштаба есть везде, туристу найти такие продукты практически невозможно. Попробовать местные деликатесы вроде пирогов с вязигой или грибами, которыми славятся села Гатчинского района Ленинградской области, вообще негде. «Пироги по местному рецепту выпекают бабушки в деревнях поблизости от усадьбы Рождествено, в котором прошло детство Владимира Набокова, но в меню местных ресторанов их нет», - удивляется Гордин. Даже в кафе в Русском музее или «Эрмитаже» представлены только заурядные продукты, добавляет он.

Проанализировав возможности гастрономического туризма в Санкт-Петербурге, авторы исследования пришли к грустным выводам: повсеместно засилье фастфуда и нехватка русских шеф-поваров, знающих и любящих нашу кухню, перечисляет Гордин. Весной в городе проходит фестиваль корюшки, которую вылавливают в Неве. Однако популярным его не назовешь, убежден Гордин: «Корюшка так и не стала сильным брендом». Сезон корюшки недолгий, и создавать из нее гастрономический бренд Гордин считает нецелесообразным. «За одной корюшкой в Петербург все равно никто не поедет». Создалась парадоксальная ситуация: мест, где можно попробовать гастрономические бренды, нет, потому что мало кто хочет ехать за ними, а гастрономических туристов мало, потому что нет этих самых мест, подмечает Акимов.

Туристический конвейер

В то время как одни не хотят развивать широко известные бренды, другие создают их с нуля. Наталья Никитина и Елена Дмитриева в 2008 г. основали в Коломне Музей пастилы и музейную фабрику по ее производству (когда-то эта сладость славилась на всю страну). Туристы могут попробовать 11 сортов сделанной по старым рецептам пастилы и принять участие в ее приготовлении: взбивании яблок, закладке в печь. В Коломну теперь возят гастрономические туры и они порой привлекают больше туристов, чем здешний Кремль, говорит сотрудник местного турагентства. Посещаемость музея и фабрики в сумме достигла 6000-8000 человек в месяц, а месячная выручка составила около 4 млн руб.

Чтобы возродить интерес к коломенской сладости, Никитиной и Дмитриевой пришлось скрупулезно продумать весь туристический конвейер: разработать вкусный продукт, уложить его в привлекательную упаковку, воспроизвести нужную атмосферу. Без маниакальной увлеченности менеджера это вряд ли удастся. Никитина и Дмитриева на собственной кухне отрабатывали технологию производства пастилы вручную, рылись в архивах и охотились за старыми газетами, чтобы воспроизвести рецепты, упаковку и рекламу столетней давности.

«Мы скупили кучу ретро-коробок на блошином рынке, вымерили у них стороны и сами вывели формулу идеальной упаковки, которая будет отличаться от обычной», - вспоминает Никитина. Нашли реальные этикетки местной кондитерской фабрики позапрошлого века и скопировали их. «Такая копия лучше, чем никакая новая», - убеждена она.

По нелегкому пути

Чтобы бренд оказался живучим, надо, не останавливаясь, создавать среду вокруг него, считает Никитина. Поэтому коломенские предпринимательницы издают газету, в которой можно прочесть рекомендации, чем заняться в городе, выдают напрокат валенки для прогулок, устраивают чаепития с самоваром, возрождают сорта яблок.

«Через год планируем открыть трактир, в котором будут подаваться калачи с деревянной ручкой», - рассказывает Никитина. По одной из версий, это еда золотарей, которую ели грязными руками: калач съедали, а ручку из теста выбрасывали. Калачи из пресного теста выпекались и в других местах - на гербе Мурома, к примеру, даже изображены три калача. В местном монастыре выпекают калачи, однако они только по форме напоминают традиционные, рассказывает Никитина. Настоящие же требуют особой выдержки теста, помещения его на ледник и прочих хитростей, объясняет она. Такое производство обходится дороже, и заморачиваться с его организацией мало кто хочет.

Но именно скрупулезный подход помог коломенским бизнесвумен получить поддержку от фонда Потанина - в общей сложности 3,4 млн руб. и заем от фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в размере 4,2 млн руб. Сейчас туры в музей расписаны вплоть до 2013 г.

Чтобы создать с нуля полноценный гастрономический бренд за 1-2 года, например муромский калач, надо вложить в его развитие $2 млн, считает Александр Еременко, управляющий директор брендингового агентства BrandLab. В истории с коломенской пастилой предпринимательницам пришлось потратить много личных ресурсов - времени, изобретательности, помощи близких. Нужен маркетинговый, предпринимательский, коммуникативный и прочие таланты, уточняет Еременко. «В конце концов, можно начать торговать собственноручно сделанными калачами на муромской трассе. Только и времени для становления бренда в этом случае потребуется больше - он может выстрелить через 10 лет», - добавляет маркетолог.

Ведомости
Advertology.Ru

08.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Упаковке

Управление цветом в Упаковке
Управление цветом в Упаковке. Цвет - самый главный инструмент графического дизайнера, пытающегося создать неотразимый дизайн. «Управление цветом в упаковке» максимально полно разъяснит дизайнеру, как можно управлять цветом при разработке дизайна упаковки. В книге проработан каждый аспект управления цветом, начиная с отличительных характеристик, воздействия и разборчивости, рейтинга «аппетитности» и эмоционального отклика на определенный цвет и заканчивая техническими параметрами, требованиями предпечатной подготовки и вопросами демонстрации и старения. Книга «Управление цветом в упаковке» - ценный источник информации, в ней собрано более 300 образцов дизайна упаковки, созданных признанными дизайнерами планеты. Это не только источник замечательных идей, но и весьма полезное практическое руководство, в котором можно найти ответы на любые вопросы: как работать в условиях ограниченного бюджета, вызвать правильную реакцию потребителя по отношению к продукту и как создать дизайн упаковки, способный работать в нескольких палитрах, объединяющих разные группы продукта.  «Управление цветом в упаковке» - это уникальный сборник сгруппированной информации, наглядно демонстрирующей практические и технические приемы, используемые в современном дизайне упаковки, включая субтрактивные, аддитивные и трехмерные цветовые пространства. «Управление цветом для упаковки» - это визуально подкрепленное детальное изложение практических примеров, благодаря которому вы познакомитесь не только с новыми идеями по использованию цвета в упаковке, но и со способами их технического воплощения.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.03.2025 - 00:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация