Репортажи

Livre d’artiste: Libro de artista

Livre d’artiste: Libro de artista

В музее Личных коллекций ГМИИ им А.С. Пушкина до 25 марта -  выставка испанской livre d'artiste.

livre d'artiste - явление во всех отношениях пограничное. Это уже не картина, но еще и не книга художника в футуристическом, объемном, дизайнерском смысле. Это, скажем, так,   многостраничный плакат, выполненный по заказу «продвинутого» клиента, первоначально - торговца картинами и потому воспринимавшего livre d'artiste как полотно с «дополненной реальностью» в виде материала, рисунка, печати, упаковки.

Напомним имена издателей-инициаторов и спонсоров жанра, освоенного в начале ХХ века. Тон задают два предпринимателя. Французский продавец картин Амбруаз Воллар, определивший будущий «стандарт» первой же книгой Parallelement Поля Верлена с литографиями Пьера Боннара. Далее были Шагал, Пикассо, Руо, Брак, Дерен, Дюфи и другие.

Немецкий банкир  Даниэль-Анри Канвейлер, выпустивший знаменитую книгу стихов Гийома Аполлинера L'EnchanteurPourrissant с ксилографиями Андре Дерена. Канвейлер также работал с Пикассо, Грисом, Масоном и многими другими.

Далее - Гарри Кесслер в Веймаре, Альбер Скира в Лозанне, Джеральд Крамер в Женеве, Андре и Пьер Гонины в Лозанне, затем Луи Бродер, Джозеф Форет, Эме Маг, Илья Зданевич...

Однако, несмотря на то, что livre d'artiste - клиентский проект, славу его создают художники, а историю - коллекционеры. В этот раз (и впервые) в музее Личных коллекций ГМИИ  выставлены испанцы: Пабло Пикассо, Хуан Миро, Сальвадор Дали, Хуан Грис, Антони Клаве, Антони Тапьес - всего около 300 листов из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. К слову сказать, выставка "Мировые шедевры книги художника" в ММСИ пару лет назад была сделана также на русско-французских материалах Бориса Фридмана.

В силу маргинальности жанра livre d'artiste полна неожиданностей и парадоксов - если бумага, то странная, или ее несколько видов, да с металлом, деревом, плексигласом, папье-маше. Если печать, то оригинальная и малотиражная - литография, ксилография, офорт.  Внешний вид - коробка с листами, кое- где уже и с вырубкой. Содержание картинок нередко «параллельно» тексту, часто - на чужом, непонятном языке. Да текст и не главное - в livre d'artiste «рулит» изображение.

За livre d'artiste слишком редко стоит один человек, чаще - несколько - издатель, писатель, художник (нередко присылавший картину и не участвовавший в литографировании). И, конечно, книга как объект ограничивалась коробкой и возможностью рассматривать листы - не листая, а, скажем, раскладывая пасьянсом.

Но запах «книги художника» нет-нет, да начнет пробиваться. Бывало,  что издатель (как это случилось, скажем, со Зданевичем), становился поэтом, или же художник писал «рукопись» (как Пикассо) или и становился автором текста, иллюстраций, дизайна (Дали, Миро).

И, конечно, livre d'artiste - вызов известному художнику, меняющий представление о нем.   Гуляя по испанской выставке, невольно ищешь «непохожих на себя» знаменитостей... И, наоборот, livre d'artiste - консерватор и абсорбент стиля. Как плакат. И художник это чувствует. И мы с напряжением наблюдаем, когда  и к чему он будет «готов».

Сальвадор Дали. Великолепный рисовальщик и отец текучего, безумнорационального, «выпендрежного» сюрреализма. Но ни то, ни другое не делает погоды в его livre d'artiste.    Иллюстрации куртуазного средневекового текста «В поисках Грааля»  и «Фауста» Гете кажутся слишком банальными, а картинки  к  «Венере в мехах» Захер-Мазоха гламурными. Листы Кэрроловой «Алисы» и Хемингуэева «Старик и море» перегружены и амбициозны и, все же, уступают изящной математике текста, а красочные иллюстрации к «Треуголке» де Аларкона - лишь харАктерны.

SALVADOR DALI
SALVADOR DALI
1904-1989
Иллюстрация к книге:  Carroll Lewis. Alice's Adventures in Wonderland. New York: Maecenas Press; Random House, 1969

SALVADOR DALI
SALVADOR DALI
1904-1989
Иллюстрация к книге:  Pedro A. de Alarcon.  Le Tricorne. Paris, Monaco: Nouveau Cercle parisien du Livre, Editions du Rocher, 1958-1959

И только собственный мистический текст «Десять рецептов бессмертия» воскрешает к жизни «настоящего» Дали и тут же перерастает рамки livre d'artiste. Здесь и лаконизм, и  выход в третье измерение сна с помощью вырубки, и «плакатное» увивание текста за картинкой, и переход в символическую «раскадровку», обилие материалов - от папье-маше до дерева, и концептуальные хитрости вроде плексигласовой коробки с ручкой в виде телефонной трубки с замками в желтках фирменной яичницы-глазуньи. Книга посвящена испанской королевской чете.

SALVADOR DALI
SALVADOR DALI
SALVADOR DALI
1904-1989
Иллюстрация к книге: Salvador Dali. Dix recettes d'immortalité. Paris: Audouin-Descharnes, 1973

Странно, но именно мистицизм и аристократомании - то, что вызвало разрыв Дали с художественным кругом сюрреалистов, благоприятно повлияло на  Livre d'аrtiste. "Рецепты бессмертия" перекликаются с первым, хотя и более традиционным опытом книжной иллюстрации - офортами к «Песням Мальдорора».

Точно так же, как Дали, поначалу не удивляет и обильно представленный на выставке Пикассо. Его стиль слишком узнаваем, тут, скорее, интересны исторические вещи - орнаментальная охристо-черная, буквально-фабульная «Лисистрата» Аристофана - экземпляр из фирменного 1500-тиража  Limited Editions Club, иллюстрации к сонетам Ильи Зданевича - «Афет» (с использованием нескольких видов бумаг и оригинального шрифта), где не понимающий по-русски художник изобразил собственных возлюбленных Марию-Терезу Вальтер и Дору Маар, «конные» вставки в триптихи-лесенки стихов Рок Грэй (Елены Эттингер) и портрет Пиросмани для проекта Зданевича.

PABLO PICASSO
PABLO PICASSO
1881-1973
Иллюстрация к книге:  Ilia Zdanevich (Iliazd).  Afat (Афет). Soixante-seize sonnets. Paris: Le Degré Quarante et Un, 1940

Поэтому глаз ищет то, что, или еще не Пикассо или уже не Пикассо. И находит. Плотно-жирные, выполненные в технике трансферной литографии (текст+изображение),  листы самостоятельно подобранного и написанного текста  Poèmes et Lithographies. Пока один глаз разбирает «по складам» буквы, другой выращивает из еще живых, экспрессивных картинок символические формы.

PABLO PICASSO
PABLO PICASSO
1881-1973
Иллюстрация к книге:  Pablo Picasso.  Poèmes et Lithographies.  Paris: Galerie Louise Leiris (Kahnweiler), 1954

А послевоенные, кроваво-примитивные жесты поверх рукописи стихов  Пьера Реверди «Песнь мертвецов» можно считать по силе воздействия «Герникой» в иллюстрации Пикассо. Узнаваемой, квадратной, как кулак, не кубистической.

PABLO PICASSO
PABLO PICASSO
1881-1973
Иллюстрация к книге: Pierre Reverde. Le Chants des Morts. Paris, Tériade, 1948

За кубизм на выставке отвечает Хуан Грис. В отличие от многих, он начал художественную карьеру именно с книжной иллюстрации. И более того: в экспозиции представлены его картины, которые  поэт  Пьер Реверди проиллюстрировал своими СТИХАМИ. Стало быть, рукописная «Au soleil du plafond» -  квинт-эссенция жанра livre d'artiste.

Совсем иное отношение к слову, восходящее к письменной архаике древних манускриптов - у Антони Клаве. Если экспрессионист Пикассо рисует души мертвецов поверх их песен, то романтик Клаве уравновешивает рыхлые, тяжелые, цветные, но внятные, как деревянные скульптуры, тела текста и изображения. «Заляпанные», буковицами и символическими украшениями листы «Гаргантюа» Рабле с выпирающими из них наивными и нездешними героями - лучшая работа Клаве. Совпадение текста с картинкой и с футляром - тоже достижение livre d'artiste.  Испанцы неравнодушны к архаике, испанцы ХХ века вдвойне, испанские иллюстраторы неравнодушны к книге, как ее понимали древние.  В этом смысле livre d'artiste - эйдетическое припоминание книги и шире - иллюстрированного текста.

ANTONI CLAVÉ
ANTONI CLAVÉ
1913-2005
Иллюстрация к книге:  Francois Rabelais.  Gargantua.  Toulon: Les Bibliophiles de Provence, 1955

Все участники выставки интересны по-своему, но безусловная звезда жанра -  Хоан Миро. Непонятно, что удается ему больше - иллюстрация или шрифт. Экспрессионизм Миро психологически «реален», рисунок никогда не «вываливается» из листа, исследуя его бесконечно в глубину. Миро активнее всех работает с рельефом, литографируя изображения на выпуклые пятна. На правах такого же изящного графического пятна выступает и письмо.

JOAN MIRÓ
JOAN MIRÓ
1893-1983
Иллюстрация к книге:  Adrian de Monluc.  Le Courtisan grotesque.  Paris: Le Degré Quarante et Un (Iliazd), 1974

Миро -  поэт, и самая выразительная его работа - 18 литографий стихотворного сборника «Ящерица с золотыми перьями» (Le Lezard aux plumes d'o). Не хватает лишь склеить из этих листов дракона и расположиться внутри. Вот так всегда: как только сам, всерьез и о своем, так сразу livre d'artiste начинает быть эмбрионом инсталляции . Или «книги художника».

Последнее - пространственный  жест, где каждый угол, впадина, поворот - равноправный элемент сообщения, градусов на 90, отличный от предыдущего. И еще «книга художника» - не роскошь, но мощный функционал, где в ход фрондерски идет все, что попадается под руку. Но если пустить  все это «плавать» по листу, то именно таковы книги завершающего художника выставки - Антони Тапьеса. По случайному совпадению выставка обрела особое посвящение: 7 февраля художника не стало.

ANTONI TÀPIES
ANTONI TÀPIES
1923
Иллюстрация к книге:  Octavio Paz. Petrificada Petrificante. Paris: Maeght éditeur, 1978

Его пятна и тиснения лаконичны, будто звуки. Появляются, как тени живой реальности - ножницы, замочная скважина, кусок газеты. Серая бумага ручной отбивки, карборунд...Это все еще поверхность для литографирования, но уже -  химическая лаборатория первоэлементов и коллаж. И если Дали иллюстрирует  сюрреалистические «фрейдистские» сновидения, то Тапьес - трактат заведующего институтом Зигмунда Фрейда во Франкфурте-на-Майне Александра Мичерлиха «Размышления о грязи».

ANTONI TÀPIES
ANTONI TÀPIES
1923
Иллюстрация к книге:  Alexander Mitscherlich.  Sinnieren Uber Schmutz. St. Gallen: Erker-Presse, 1976/78    

Он же,  коричневой краской намазав пальцы, а пальцами - доску, превращает в единый «черновой» жест рукопись «Римских элегий» Бродского. И невидимая, напряженная и вездесущая тьма  - первое и основное, что бросается в глаза иноязычному читателю.

Испанский вариант livre d'artiste, как и живопись, носит в себе скрытый логотип текучей гармонии. Всякий материал в испанских руках будто размягчается и становится податливым и гибким, а вещь плавится на солнце, меняя цель и прагматику на страсть и суть. Возможно, с классической, дизайнерской «книгой художника», случись она тут, произошло бы то же самое, что и с архитектурой, и она сама собой вернулась бы обратно, в livre d'artiste.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

07.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Лучший дизайн визитных карточек 8

Лучший дизайн визитных карточек 8
Лучший дизайн визитных карточек 8. Лучший дизайн визитных карточек.Коллекция самых ярких и инновационных работ лучших дизайнеров мира. Издание не содержит текста. На его страницах – огромное количество визиток, что позволяет хорошо рассмотреть шрифт, фон, особые элементы и использованные материалы. Не имеющая себе равных книга предназначена для профессиональных дизайнеров и руководителей компаний, понимающих важность брендинга."На обложке книги "Лучший дизайн визитных карточек 8" метафорично показано то, что делает визитку оригинальной. Это критерии, по которым мы отбирали визитки. При отборе мы задавали себе вопросы: эта визитка соответствует бизнесу или человеку, насколько эффективно она передает сообщение, легко ли доступна информация, инновационна ли визитка в своем жанре, преувеличивает ли она, практична ли она, мы ее сочли просто интересной или захотели себе такую же. После просмотра тысяч визиток присланных из двадцати пяти стран мы выбрали 400 лучших. Мы увидели визитки с лазерной гравировкой, визитки с использованием шелкографии на Plexiglas, напечатанные на оберточной бумаге, с рельефным тиснением, сброшюрованные, фальцованные, с отверстиями, покрытые фольгой и тщательно пропечатанные с обеих сторон. Мы также видели очень сдержанные и при этом элегантные визитные карточки. В книге вы найдете лучшие примеры каждого вида. Мы надеемся, что они вдохновят вас, дав представление о том, как в этом году делались визитки и как изменились тенденции в их создании". Sibley/Peteet Design, Austin

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.03.2025 - 00:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация