Мы в расчете с интернетом
Тем, что в интернете за нами ведется постоянная слежка со стороны брендов, поисковиков, социальных сетей и вообще всего, к чему мы здесь прикасаемся, никого не удивишь.
На Западе этим очень озабочены - обвиняют Google в монополии, некоторые принципиально не регистрируются в Facebook. В разных опросах политика конфиденциальности является первой причиной того, почему люди не используют новые сервисы. Запоминание сайтами истории каждого ведет к преследованиям по всему интернету (баннеры, тизеры, контекстная реклама), особенно это стало ощутимо с развитием ретаргетинга. Не удивлюсь, если научное сообщество вскоре придумает специальный термин для людей, которые отказываются от интернета из-за мании преследования.
Российские пользователи более беспечны - сколько раз за последний год вы меняли пароль? А сколько у вас разных паролей? Лично у меня два, хотя на самом деле второй я использовала только один раз, и вот тот первый служит доступом и к почте, и всем соцсетям, и амазону-озону. Справедливости ради, за годы моей дружбы c интернетом, у меня только однажды «увели» аккаунт в Twitter. Страницы большинства пользователей cоциальных сетей также находятся в публичном доступе.
Около года назад мы переводили отрывок из книги политического активиста Эли Париcер «The Filter bubble». Он о том, к чему стремятся интернет-гиганты и в чем они стараются «переплюнуть» друг друга. Так вот, стремятся они к тому, от чего мы все хотим уйти - стать телевизором, конечно, пережив при этом техническую трансформацию. Это отлично вписывается в теорию цикличности, известную еще со времен Гераклита и Платона. Интернет предлагает нам думать меньше - здесь все просто и доступно, смотри котиков, «я знаю, что ты хочешь», - говорит нам Google, подбрасывая результаты поиска из своей соцсети.
Это будет новый телевизор, который будет стараться угадать наши желания. Он будет стремиться предоставить нам то, что, как он считает, нам нужно. Сейчас много говорят о том, что системы научатся предлагать то, что мы ждем в каждый конкретный момент, но мне все это кажется утопией. Мои скудные знания социологии вновь сообщают - человека познать невозможно. Не забудем и про главные причины, по которым персонализация не может стать очень уж человекоориентированной (во всяком случае такой, какой нам ее пытаются преподносить дорогие интернет-гиганты) - политика и бизнес.
Google продвигает Google+, поэтому искренне считает, что верхние результаты оттуда - удобнее, да и мы помним, что за социальным поиском - светлое будущее. Все понимают, что в Twitter или Facebook сегодня можно найти намного больше, но только не Google. Сейчас мы можем отказаться от этой функции и пользоваться обычным поиском, но надолго ли? Вспомните, как ВКонтакте пытался идти уникальным путем и поставил «стены», отличные от Facebook, но когда решил изменить их на такие же, столкнулся с негативом. Первое время пользователи могли поддерживать старую версию, но довольно быстро их «насильно» перетянули на новый микроблог. Это вопрос бизнеса, и пользователям так будет лучше, говорят в компании.
Как известно, все крупнейшие бренды уже попробовали рекламу на новой для себя площадке. Одна за другой компании выделяли бюджеты на баннеры, контекст, новые медиа. Главными аргументами, которые заставили их откинуть свои традиционные привычки, стали два: во-первых, в интернете как нигде можно измерять эффективность - считать ROI. Во-вторых, этот ROI оказывается довольно высоким благодаря тому, что здесь можно таргетировать: выбирать целевую группу, которая интересна конкретному бренду, и чем старше становится интернет, тем более сегментированными и лучшими (с точки зрения бизнеса) становятся предложения.
Еще в 2007 году нас просили сообщить свою электронную почту и ник, затем - имя и фамилию, может, возраст (чтобы не показывать рекламу порно-сайтов и алкоголя), пол. Наша демография стала общедоступной, к этому мы привыкли. Но сейчас этого недостаточно - бизнесу нужно знать, что мне нравится, как я одеваюсь, какой кофе пью утром, сколько я планирую потратить на поездку в Рим в следующем месяце. Потом они будут продолжать следить за мной - какие авиалинии я выбрала, в какой гостинице остановилась, куда выхожу на обед, какие магазины встретятся мне по пути и, может, что я хочу прямо сейчас. Было бы глупо предположить, что такой мощный ресурс как Интернет, в котором можно все, достается нам бесплатно. За его использование мы платим главной ценностью века - информацией. Мы даже не задумывались об этом пару лет назад, мы и сегодня не знаем, как она используется (да и зачем?), мы не перестаем посещать любимые сайты, а значит - доверяем. Я не против, чтобы обо мне знал Google и несколько рекламодателей, за это он сделает картинную галерею лучше и добавит несколько полезных книжек в Google books. Крупные компании уделяют большое внимание защите данных - это и этика и, чего уж там, их главный доход.
В какой-то момент интернет решил запоминать все наши действия. Тема Лебедев написал вчера в ЖЖ: «Гугль помнит, что я искал в мае 2007, не говоря уже обо всех остальных днях». Чтобы узнать, что помнит Google о вас, загляните в History. Обо мне помнит с 2009, о Блохине - с 2006.
Поисковик отслеживает все ваши связи в социальных сетях! Мы, конечно, можем бороться с памятью - постоянно обновлять cookies, стирать историю и менять пароль. Таким образом лишать себя навязчивости и видимого преследования, но главное находится за пределами наших возможностей, в «подсознательном» сайтов, на которые мы заходим и сервисов, которые используем. В 2012 нам обещают развитие мобильных технологий, и скоро можно будет начать задумываться о том, как часто мы должны менять мобильные номера, чтобы скрыться от брендов.
Я думаю, что все это - неизбежность, связанная с ростом технологий. Бизнес-модель интернета строится на использовании наших данных, это этап эволюции, который пришел вслед за продажей «голых» цифр - когда сайты мерились числом посетителей day by day. Отказаться делиться своими данными - значит отказать себе в новых возможностях и притормозить развитие Всемирной Сети. Если миллионы таких же как я откажутся от передачи этой информации, исчезнет множество интересных историй, потому что за них платят рекламодатели, которые хотят знать о каждом как можно больше.
Я уже как-то говорил, что Гугль - гораздо большее зло, чем Микрософт,- пишет Тема Лебедев.
Но представить свою жизнь без «Гугль» невозможно. За эту зависимость надо платить.
За нами ведется постоянная слежка. Интернет дарит много возможностей, и получает все больше личных данных. Так что мы с ним в расчете.
06.02.2012
Комментарии
Написать комментарий