Авторынок не вписался в бюджетный сегмент
В целом весьма оптимистичные итоги работы авторынка России в 2011 году оказались серьезно омрачены тенденциями декабря. Продажи бюджетных моделей замедлились, многие показали отрицательную динамику. Автоконцерны объясняют ситуацию производственными проблемами, но дилеры и аналитики видят в этом признак нестабильности рынка. По их мнению, продажи бюджетных автомобилей продолжат снижаться и могут утянуть за собой весь рынок в целом.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в 2011 году и в декабре. По итогам года российский авторынок вырос на 39% - до 2,65 млн проданных машин (подробнее см. www.kommersant.ru). Но эти результаты в первую очередь обеспечены активным посткризисным ростом, который наблюдался в первом полугодии (на 56%), с июня продажи начали замедляться. В декабре они увеличились всего на 23%.
Сильнее всего снижение темпов роста проявилось в бюджетном сегменте автомобилей стоимостью 250-500 тыс. руб. Они начали замедляться еще осенью (см. "Ъ" от 11 октября 2011 года), но в декабре появилась уже отрицательная динамика.
Например, продажи Lada Priora упали на 20%, Lada Kalina - на 3%, а по "классике", которая в первом полугодии показывала рост на 35%, снижение составило 56%. Это сформировало в целом отрицательную динамику продаж АвтоВАЗа в декабре (снижение на 15%). Но падение спроса на эти модели было предсказуемо - все они пользовались большой популярностью в рамках завершившейся государственной программы утилизации. Более серьезным сигналом стало снижение продаж бюджетных иномарок.
Продажи Chevrolet Aveo упали на 84%, Daewoo Nexia - на 5%, Renault Logan - на 1%. Остальные недорогие иномарки существенно замедлили рост - продажи Toyota Corolla увеличились лишь на 22%, хотя еще в ноябре росли на 45%, Ford Focus - на 9% против 28% в ноябре.
Автопроизводители уверяют, что причины ухудшения ситуации - чисто производственные. В GM падение продаж Chevrolet Aveo объясняют подготовкой к запуску новой модификации этой машины на российском рынке, старая уже снята с производства, и сейчас идет распродажа оставшихся стоков. В Renault пояснили, что отрицательная динамика Logan связана с нехваткой производственных мощностей, которая возникла из-за запуска в России сборки новой модели Duster. "Спрос на Logan сохраняется, в некоторых регионах на эту модель есть очереди",- заверили "Ъ" в компании.
Но дилеры с этим не согласны и говорят о "сохраняющейся нестабильности на рынке", из-за которой спрос смещается в сторону автомобилей более высокого ценового диапазона (от 600 тыс. руб.). "Рынки по-прежнему испытывают сильную волатильность. Начиная со второй недели декабря спрос неуклонно растет, но потребители ориентированы на высокотехнологичные модели",- считает глава "Фаворит-Моторс" (официальный дилер Chevrolet, Kia, Peugeot, Opel) Владимир Попов. По его мнению, в 2010 году и первом полугодии 2011 года российский авторынок рос "за счет привлечения в рамках программ господдержки той категории населения, которая традиционными потребителями автомобилей не являлась".
Но теперь "этот ресурс исчерпан", поскольку программа утилизации закончилась, а банки "в качестве предкризисной меры повысили минимальную ставку экспресс-кредитования с 8% до 16% и установили высокие ограничения по рискам". "Сейчас мы вновь имеем дело с традиционной аудиторией, которая ориентирована на автомобили в ценовом диапазоне от 600 тыс. руб.", а это значит, что "фактически крупнейшие российские рынки, такие как Москва и Петербург, для машин бюджетного класса потеряны", полагает дилер. Он уверен, что без "очередной поддержки со стороны государства" вряд ли в ближайшей перспективе "стоит ждать рекордных продаж от машин супербюджетного сегмента".
С этим согласен и Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", который отмечает, что сегмент бюджетных автомобилей "наиболее чувствителен к общей нестабильности на рынке" и падение спроса на эти машины отражает "ухудшающуюся ситуацию с кредитованием" и серьезные опасения потребителей. Кроме того, по его мнению, снижение продаж в сегменте говорит и о том, что дилеры учитывают опыт кризисных 2008-2009 годов, стараются заранее сокращать стоки автомобилей, поскольку "продажи в январе однозначно будут невысоки, а дальнейший спрос спрогнозировать сложно".
Михаил Пак из "Атона" тоже уверен, что бюджетный сегмент авторынка покажет еще более серьезный спад, пик которого придется на март. "Ближе к лету на общую тенденцию к замедлению спроса наложится еще и сезонное снижение продаж",- уточняет аналитик. По его мнению, "провал" в бюджетном сегменте окажет серьезное влияние на общую динамику рынка, который в 2012 году с большой долей вероятности покажет нулевую, а то и отрицательную динамику.
Advertology.Ru
13.01.2012
Комментарии
Написать комментарий