Анализ рынков

Итоги 2011 года на рынке ипотеки: "петля затягивается"

Итоги 2011 года на рынке ипотеки: "петля затягивается"

Эксперты компании Penny Lane Realty - ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости - подвели итоги 2011 года в ипотечном сегменте. На протяжении трех кварталов рынок стремительно рос, однако уже в августе «кредитная эйфория» была омрачена нестабильностью на мировых фондовых биржах и постепенно сменилась кризисными настроениями.

По оценкам аналитического центра Penny Lane Realty, за прошедшие 11 месяцев работающие в России банки выдали ипотечных займов на сумму порядка 540 миллиардов рублей. До исторического минимума снизились ставки по ипотеке в рублях - с 12,7% до 11,9%,  а ставки по кредитам в валюте опустились с 11% до 10,4%. По данным АИЖК, сократился также и объем просроченных платежей, а средний размер кредита по сравнению с 2010 годом, напротив, существенно вырос: с 1,24 млн. рублей до 1,39 млн. рублей, то есть на 12,1%.

«На протяжении примерно 8 месяцев, вплоть до конца лета банки словно соревновались друг с другом в щедрости, стараясь опередить конкурентов и сделать ипотеку самой доступной, - говорит Роман Строилов, директор департамента частного и корпоративного кредитования Penny Lane Realty. - Первые три квартала 2011 года ознаменовались настоящей гонкой за увеличением объемов кредитования».

Один из маркетмейкеров рынка, «Сбербанк» запустил акцию «888», стремительно завоевшую популярность у заемщиков: по рекордно низкой ставке (8% в рублях) предлагался кредит на срок 8 лет, а заявки рассматривались всего за 8 дней. Ноу-хау от АИЖК стало тестирование уникальной для российского рынка программы «обратной ипотеки». Суть предложения: агентство выдает кредиты пожилым людям под залог принадлежащего им жилья, а после смерти заемщика банк получает в собственность его квартиру, либо, как вариант, с долгом рассчитываются наследники умершего. «Московское ипотечное агентство» порадовало клиентов новой программой «Выкуп долей и комнат», позволяющей владельцам долей стать единоличными хозяевами квартир. «Расщедрились» и «Алтайэнергобанк» с «Росевробанком», предложившие ипотеку с первоначальным взносом 0% на квартиры в жилых комплексах эконом класса - «Бутово Парк», «Солнцево Парк» и «Катюшки».

«Однако при ближайшем рассмотрении шквал позитивных новостей - не более, чем маркетинговый инструмент, - уверен Роман Строилов. - Программы с, казалось бы, низкими процентными ставками рассчитаны на клиентов с доходом выше среднего. Это не самая нуждающаяся и одновременно малочисленная категория населения. Банкиры прекрасно понимают, что объем кредитов, выданных «с дисконтом», при заданных условиях будет невелик. В тоже время именно граждане, остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не охвачены доступной ипотекой. Кредиты по-прежнему недоступны для 70% населения».

«Игрой цифр» называет эксперт и данные АИЖК о снижении доли просроченных платежей. По словам Романа Строилова, «в 2011 году просрочек вовсе не стало меньше, просто суммарный объем выдаваемых кредитов возрос, и на его фоне объем долгов перед банками выглядит менее значительным. К тому же, среди «плохих» кредитов на 0,5% увеличилась доля с просрочкой от 91 до 180 дней, и на 1,3% - с просрочкой свыше 180 дней».

Пытаясь защитить заемщиков, Госдума в декабре 2011 года значительно изменила законопроект «О залоге». По новым правилам банк больше не может потребовать с клиента доплаты, если он перестал платить по кредиту и отдал кредитору квартиру, даже если ее стоимость гораздо меньше суммы накопившегося долга. Новшество, как отмечает Роман Строилов, не столько защитит заемщиков, сколько может привести к повышению ставок по кредиту и увеличению размера первого взноса при покупке жилья.

На возможность подорожания ипотеки уже в ближайшей перспективе указывают сразу несколько факторов. Во-первых, сегодня на ипотечном рынке, по сути, конкурируют лишь три маркетмейкера: АИЖК, «Сбербанк» и «ВТБ24». «Сбербанк», стремясь расширить свои позиции, в декабре разослал предложения о выкупе ипотечных портфелей российским банкам, входящим в топ-30. «С ипотечного рынка постепенно «вымываются» некогда сильные игроки, - отмечает Роман Строилов. - Понятно, что чем ниже конкуренция, тем хуже условия предложений, а с глобальной точки зрения, это пагубно влияет и на всю банковскую систему в России, и на инвестиционный климат».

Еще один тревожный сигнал - за 2011 год Центробанк дважды увеличивал ставку рефинансирования: в феврале показатель поднялся с 7,75% до 8%, а в апреле - до 8,25%. Ранее на протяжении почти двух лет ставка стабильно снижалась, ее рост в 2011 году указывает на то, что ипотечные кредиты вновь подорожают.

«Паника на мировых фондовых биржах, начавшаяся в августе, пока не оказала существенного влияния на условия выдачи ипотечных кредитов в России, - отмечает Роман Строилов. - Но даже незначительные корректировки программ, отказ от ряда распиаренных ранее спецпердложений говорит о том, что уже скоро «ипотечная петля» может затянуться».

Например, АИЖК уже повысило ставки по одной из своих ипотечных программ «Стимул» до 6,6-9,5% годовых в рублях вместо ранее действовавших 7-8,75%. «Сбербанк» в IV квартале увеличил ставки сразу по двум жилищным программам: «Гараж» и «Строительство жилого дома» - на 0,5-0,75% годовых в рублях. В сентябре «Сбербанк» свернул набравшую популярность программу «8-8-8», а с нового года закончится действие еще одного востребованного предложения -  «В десятку!». Другой ключевой игрок на рынке ипотеки - «ВТБ» - пока не поднял ставки, но официальный представитель структуры уже выступил с заявлением о том, что в будущем году стоимость рисков в РФ по долгосрочным кредитам вырастет с нынешних 100 базисных пунктов до 150-180 пунктов.

«Сегодня банкиры работают в режиме ручного регулирования, чутко реагируя на общемировую экономическую ситуацию, политическую обстановку в стране и другие факторы, - отмечает Роман Строилов. - Увы, сегодня даже крупнейшие игроки ипотечного рынка не уверены в перспективах российской экономики (об этом свидетельствует нежелание выдавать длинные кредиты на 10-15 лет на доступных условиях). Вероятность того, что уже в 2012 году рынок ожидает повышение процентных ставок и ужесточение условий андеррайтинга, очень высока».

Penny Lane Realty
Advertology.Ru

26.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.06.2024 - 23:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация