МТС в III квартале растеряла и прибыль, и абонентов
Чистая прибыль ОАО «МТС» в III квартале 2011 года по US GAAP снизилась на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года - до $361,8 млн.
Это снижение произошло на фоне реализации объявленной руководством МТС стратегии отказа от активного привлечения абонентов в пользу экономии маркетинговых расходов и обеспечения роста прибыльности компании. В результате МТС с конца декабря 2010 года по сентябрь 2011 года потеряла только в России 1,3 млн сотовых абонентов до уровня 70,1 млн на конец сентября, а общая мобильная абонентская база компании в январе-декабре 2011 года снизилась со 108 млн до 106,4 млн пользователей. Таким образом, сокращение затрат на маркетинг и продажи не помогло компании сохранить ни абонентов, ни прибыль.
Сколько денег получила МТС за квартал
Выручка МТС в III квартале 2011 года увеличилась на 13% до $3,3 млрд, в том числе, в России она выросла на 10,8% до 81,7 млрд рублей. Но показатели рентабельности ухудшились практически по всем позициям - и в России, и по группе МТС в целом.
В России снижение чистой прибыли по сравнению с III кварталом 2010 года оказалось практически таким же, как в целом по МТС - 25,1%. В результате российская МТС получила прибыль 9,6 млрд рублей против 12,8 млрд рублей год назад. И в России, и в целом по группе уменьшилась рентабельность по чистой прибыли. В России она составила 11,7% против 17,4% в III квартале 2010 года, в целом по группе рентабельность по чистой прибыли в III квартале 2011 года снизилась до 11,1% по сравнению с 16,6% за аналогичный период 2010 года.
Рентабельность по показателю OIBDA уменьшилась в России до 45,1% по сравнению с 45,5% год назад, а в целом по компании - с 45,3% до 44%. При этом сам показатель OIBDA увеличился: в России на 10% до 36,9 млрд рублей, в целом по компании - на 9,3% до $1,4 млрд. Однако это только подчеркивает существующую тенденцию: все виды показателей прибыли или уменьшались или росли медленнее, чем выручка.
В самой МТС объясняют снижение чистой прибыли потерями от курсовых разниц в размере $191 млн.
Чего удалось добиться
Впрочем, определенные результаты новая политика экономии на абонентах в России все же принесла. В частности, по утверждению компании, снижение дилерских комиссий, операционных и маркетинговых расходов наряду с улучшением баланса расходов и доходов от интерконнекта, а также растущим потреблением услуг передачи данных привели к перелому тенденции в динамике показателя OIBDA. В III квартале 2011 года продолжился его рост второй квартал подряд по сравнению с 32,5 млрд рублей во II квартале. До этого OIBDA сокращалась три квартала подряд, уменьшившись с 33,6 млрд рублей в III квартале 2010 года до 29 млрд рублей в I квартале 2011 года.
Кроме того, по результатам III квартала 2011 года средняя цена одной минуты обслуживания в МТС стала самой низкой среди всех операторов «большой тройки»: 1,06 рубля против 1,11 рубля у «МегаФона» и 1,33 рубля у «ВымпелКома» («Билайн»). При этом выручка от услуг мобильной связи в России у МТС выросла больше всех по сравнению с III кварталом 2010 года: на 12,6% до 68,9 млрд рублей. Для сравнения - у «МегаФона» это вид выручки увеличился за этот же период на 8,8% до 59,4 млрд рублей, а у «ВымпелКома» - на 8% до 58,1 млрд рублей.
Увеличение выручки от мобильных услуг, несмотря на снижение средних цен, МТС объясняет тем, что, при снижении средней цены минуты сервиса, растет потребление услуг абонентами: среднее число минут пользования связью на одного абонента в месяц (MOU) за год увеличилось на 11% до 272 минут. Это произошло, в частности, за счет стимулирования звонков внутри сети МТС. Исходя из этого становится, кстати, понятным, отставание темпов роста прибыли от темпов роста выручки и, как следствие, падение рентабельности: наращивание объема доходов за счет услуг с более низкой удельной ценой по простым арифметическим соображениям менее прибыльно, чем за счет увеличения числа абонентов, потребляющих более дорогие услуги.
Advertology.Ru
22.11.2011
Комментарии
Написать комментарий