Школа рекламиста

Деньги на воду

Деньги на воду

Кировская компания "Ключ здоровья" придумала необычную схему реализации самого, пожалуй, тривиального продукта - воды. Компания начала продавать ее в разлив. Но выйти за пределы родного Кирова побоялась. Это сделали ее последователи.

Василий Зонов делает деньги на воде. Он продает ее в разлив, словно это какой-нибудь квас или пиво. Сейчас его компании "Ключ здоровья" принадлежат 120 ларьков в Кирове, по франшизе работают предприниматели в 38 российских городах. "Когда начинал, многие крутили пальцем у виска,- вспоминает Зонов.- Мол, кто же будет в киоски за водой ходить. А оказалось, прибыльное дело". 

Оборот компании "Ключ здоровья" сегодня превышает 130 млн руб. в год. Началось же все с наблюдений Зонова за покупателями в чешском супермаркете. 

Свободный вход

В 1990-е Василий Зонов переехал в Чехию, где ему и пришла идея продавать воду. "Я заметил, что в супермаркетах люди половину своих тележек заполняют бутылками с водой. У нас в Кирове вода из-под крана отвратительного качества. Я подумал, что это отличный бизнес - продавать чистую воду в России". 

В 2001 году Зонов вернулся на Родину и зарегистрировал компанию "Ключ здоровья". Тогда в России, в том числе и Кирове, в магазинах уже активно продавалась бутилированная вода. Но по сравнению с Европой потребление ее было очень небольшим: в начале 2000-х, по данным агентства "Бизнес Аналитика", житель России покупал не более 14 литров воды в год. Для сравнения: в странах Западной Европы этот показатель превышал 100 литров. Вода в бутылках была многим россиянам не по карману: средняя цена литра воды в 2002 году составляла около 5 руб. 

Низкой цены можно было бы добиться, используя для разлива очищенную водопроводную воду. Но в таком случае возникали проблемы с качеством. Поэтому Зонов остановил выбор на артезианской скважине. Гидрогеологи проверили более 2 тыс. скважин в радиусе 30 км от города, пока не нашли место, где вода полностью соответствовала бы санитарным требованиям. Скважина предполагала инвестиции в бурение, оборудование и обслуживание, что приводило к удорожанию воды. На чем же можно сэкономить? Зонов решил продавать воду через сеть киосков. 

Автоцистерны поставляли воду к точкам продаж напрямую из скважин (сейчас у "Ключа здоровья" их шесть), компании не надо было тратиться на линию разлива, склады, вход в торговые сети. По данным Союза производителей бутилированных вод России, в цене воды из магазина стоимость самой воды составляет только 15-20%. Остальное - расходы на упаковку, склады, рекламу и т. д. Продажа воды у компании "Ключ здоровья" осуществляется в тару покупателя (потребитель на месте может приобрести пятилитровые пластиковые бутыли, которые Зонов сам и производит). 

В 2001 году Василий Зонов изложил свой бизнес-план в письме администрации города Кирова. Он не говорил о финансировании проекта - у него были собственные сбережения, которые позволяли запустить бизнес. Зонов просил лишь выделить места под киоски и помочь с получением документов в СЭС. В письме он напомнил, что в стране с 1998 года действует федеральная программа "Обеспечение населения России питьевой водой". Администрация неожиданно пошла навстречу. 

Дизайн точек продаж Зонов придумал сам и сразу же открыл небольшой цех по их производству. Конструкция киоска весьма незатейлива: маленькая будка, на которой размещен бак на 6 тыс. литров. Стенки бака сделаны из термоизолирующих материалов, благодаря чему температура воды постоянно сохраняется на уровне +4...6 0C. Благодаря устройству киосков расходы на электричество минимальные: воду в баках не надо ни согревать, ни охлаждать. 

В 2001 году в Кирове заработали первые 25 киосков "Ключ здоровья". Первоначальные инвестиции составили $400 тыс. личных сбережений. Они пошли на бурение скважин, производство ларьков (240 тыс. руб. за штуку), закупку автоцистерн (4 млн руб. за автомобиль). Продавая воду по 1 руб. за литр, Зонов вернул инвестиции за 11 месяцев. 

Быстрой окупаемости способствовала плохая работа водоканала. Качество воды всегда было в Кирове болезненной темой. Дело в том, что около города работает химический комбинат, который сливает стоки прямо в реку Вятка, откуда идет водозабор для нужд кировского водоканала. Кроме того, через три месяца после начала работы "Ключа здоровья" из-за аварии несколько районов города остались без воды. И люди пошли в киоски компании "Ключ здоровья". 

Бизнес быстро набирал обороты. В 2005 году в городе работали 65 киосков "Ключ здоровья", сейчас их уже 120. 

Водные процедуры

Сейчас литр воды в киоске "Ключ здоровья" стоит 2,4 руб. "Инфляция, бензин дорожает постоянно, так что цену поднимали все эти годы медленно",- говорит Зонов. Впрочем, по сравнению с конкурентами цена остается очень низкой. 

По данным кировского Роспотребнадзора, в городе продаются более 30 марок питьевой воды отечественного и импортного производства. Всего же на территории области выпуском бутилированной питьевой воды заняты 16 предприятий. Самые крупные - "Водовозов", "Акватика", "Русскосельская". Эти три компании, появившиеся в 2000-е годы, специализируются на поставке воды в 19-литровых бутылях. Самая низкая цена на 19-литровую бутыль в Кирове - 70 руб., то есть около 3,7 руб. за литр. Более чем на 1 руб. дороже, чем у "Ключа здоровья". "В основном мы работаем с корпоративными клиентами. Покупательная способность в Кирове низкая, так что физлиц среди наших клиентов крайне мало",- говорит генеральный директор "Водовозова" Евгений Костромитинов. Сейчас "Ключ здоровья" занимает примерно 75% кировского рынка воды в натуральном выражении. Летом компания продает 170 тыс. литров воды в день, зимой - около 220 тыс. "Летом народ разъезжается в отпуска, на дачи, вот продажи и падают",- объясняет Зонов. На федеральном уровне ценовое преимущество "Ключа здоровья" еще очевиднее. В Москве 19-литровая бутыль стоит в среднем 140 руб. В магазинах средняя цена за литр воды в бутылке, по данным УК "Финам менеджмент", в 2010 году равнялась 6,8 руб. 

Обзор рынка минеральной воды

В 2010 году россияне потратили на покупку воды, по данным Discovery Research Group, $1,44 млрд. "На наш взгляд, ежегодный прирост рынка в денежном эквиваленте составляет 30%, в натуральном выражении - 18%,- говорит Валерий Кабанов, директор по продажам компании "Шишкин лес".- Если сравнивать потребление питьевой воды в России и Западной Европе, оно отличается почти в пять раз". 

В соседние регионы Зонов пойти так и не решился. По его мнению, контролировать качество воды и работу филиалов на больших расстояниях просто невозможно. Однако идея продавать воду в разлив привлекла к его проекту внимание предпринимателей из других областей. В 2003 году к Зонову обратился бизнесмен из Сыктывкара с предложением продать ему франшизу. 

Партнерские соглашения

Слово "франшиза" Зонов не любит. Человек, не готовый поверить собственным филиалам, тем более сомневается в надежности чужих. "В России эффективные франчайзинговые проекты невозможны,- уверен он.- Поэтому я предложил партнерам другую схему работы". Понятие "франшиза" он заменил "региональным партнерством". 

Разница в том, что Зонов не берет процент с выручки: партнер делает только разовый взнос, который рассчитывается по формуле 2,4 руб. за каждого жителя города. Например, предприниматели из Сыктывкара, города с населением 235 тыс. жителей, заплатили почти 560 тыс. руб. За эти деньги Зонов делится технологиями, документацией для получения санитарных разрешений и обучает специалистов. Затем региональному партнеру нужно самостоятельно пробурить скважину, закупить автоцистерны, киоски и получить разрешение на их установку в городе. Киоски покупают у Зонова, все они производятся под брэндом "Ключ здоровья". "Как показывает наш опыт, объем инвестиций в открытие бизнеса составляет 76-78 руб. на каждого жителя города",- объясняет Зонов. В эту сумму Зонов включает и проведение рекламной кампании, в которой, по его мнению, нужно объяснять населению пользу артезианской воды и вред водопроводной. При этом у Зонова есть принцип: один партнер на один город. Своим партнерам "Ключ здоровья" рекомендует ставить киоски с расчетом "одна точка на 15 тыс. жителей", а потом увеличивать сеть до одного киоска на 2,5 тыс. жителей. Размещать точки продаж нужно в спальных районах, вблизи домов, но при этом так, чтобы к киоску могла проехать автоцистерна. По словам Зонова, проекты в регионах в среднем окупаются за год-полтора. 

Партнеры, впрочем, такую оценку считают слишком оптимистичной. Олег Борисов, глава компании "Ключ здоровья" в Туле, говорит, что смог вернуть первоначальные инвестиции только через два года: "В 2005 году я искал интересную бизнес-идею, случайно прочитал про "Ключ здоровья" и загорелся сделать подобный проект у нас в Туле". На поиск подходящего места для бурения скважины и получения всех разрешений у него ушло почти два года: продавать воду в разлив он начал только в апреле 2007-го. Сейчас в Туле работает сеть из 70 киосков, плюс 18 киосков в небольшом городе Новомосковск. "Первые полгода воду вообще никто не покупал. Реклама не помогала, у нас население ей мало верит. Помогло сарафанное радио. И аварии на водопроводах",- вспоминает Борисов. 

Борисов говорит, что самым сложным было получить разрешение санэпиднадзора: "Чиновники сначала и слышать не хотели о продаже воды в разлив. Помогли кировские наработки: мы просто передали всю разрешительную документацию из кировского СЭС нашим санитарным врачам. Это их убедило". Сейчас Борисов считает, что власти и город уже привыкли к его продукции. Так что его планы связаны с дальнейшим расширением сети. "Все деньги вкладываем в развитие. Нам нужно брать не ценой воды, а объемами, поэтому сеть киосков необходимо увеличивать",- объясняет Борисов. 

Василий Зонов говорит, что пока бизнес не пошел только у одного из его партнеров. Он отказывается называть город, где провалился проект "Ключ здоровья", но уверен, что проблема была в плохом качестве воды: партнер нашел неудачную скважину. Больше срывов пока не было. Все 38 региональных партнеров продолжают работать. Зонов утверждает, что ведет переговоры еще с 20 бизнесменами. 

По расчетам СФ, за 10 лет работы Зонов заработал на партнерах 32-35 млн руб. Относительно немного, но количество городов, предприниматели из которых проявляют интерес к "Ключу здоровья", постоянно растет (сейчас партнеры работают в городах с совокупным населением 13 млн человек). Если дело встанет на поток, то продажа франшиз и обеспечение партнеров киосками могут стать для Зонова основным бизнесом. Сам он, впрочем, о планах говорит неохотно: "Будут приходить нормальные люди - будем продавать технологии и оборудование. Загадывать, сколько продадим, я не хочу". Потом добавляет, что теоретически артезианские скважины можно бурить по всей европейской территории России, а качество водопроводной воды вызывает все больше и больше нареканий. Время и "Росводоканал" работают на Зонова.

КоммерсантЪ
Advertology.Ru

29.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка

Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка
Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка. Чаще всего дизайнеру не хватает малого – средств. Но именно в таких условиях и расцветает фантазия. Сегодня дизайн, представляющий в буквальном смысле слова "обнаженную идею", снова в большом фаворе, и не только из-за общей тенденции к функциональному технократизму: на самом деле, нет ничего выразительнее простоты! И, как оказалось, в наш век виртуальных технологий – ничего нет привлекательнее тактильных ощущений, которые мы испытываем, держа в руках книгу, брошюру, каталог.Несколько примеров. Каталог интерьеров способен буквально поселить вас в объемном пространстве дома с помощью простой иконки человечка. Каждый раз человечек появляется в новом виде: как вырубка - на обложке, как псевдовырубка (где интерьер вдруг оказывается внутри фигурки), как солнечный зайчик в "коридорной" анфиладе или на полках шкафа. Кто этот дизайнер - лентяй или гений? (46-47)Того же самого эффекта можно добиться, хитро согнув всего один лист А3 и перебив изгибы гранями нарисованной мебели ( 73 ).Пластиковый рельеф - настоящий аксакал дизайна, но до сих пор он господствовал в отделке интерьера или в РОS – материалах. А теперь попробуйте украсить рельефом из букв или цветов страницы годового отчета компании, продающей осветительные приборы – и он тут же заиграет свето-тенью на страницах этого сборника (120 – 121).Демонстрируя сочетание простоты и технологических изысков, авторы книги не забывают назвать виды обработки "своими именами", а значит, специфический дизайнерский слэнг перестает, наконец, быть "китайской грамотой", и вы сможете с гордостью назвать свой шедевр так, как это принято в вашем профессиональном кругу!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.03.2025 - 10:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация