Школа рекламиста

Реинкарнация бренда, или Как "перезапустить" товар

Реинкарнация бренда, или Как "перезапустить" товар

Любой продукт рано или поздно достигает фазы спада, и это время является наилучшим моментом для обновления ТМ. Особую актуальность сегодня приобретает конкурентное репозиционирование, позволяющее нанести «двойной удар» в борьбе за рыночную позицию.

Рынок не стоит на месте, сегодня невозможно оставаться лидером в своем сегменте, не изменяя при этом сам товар и не адаптируя его образ к меняющимся обстоятельствам рыночной среды. Безусловно, производителю не всегда приятно осознавать тот факт, что его некогда успешный продукт постепенно теряет приверженцев, а с ними и собственную жизнеспособность. Однако если выйти за рамки привычного поля деятельности, возможно, удастся обнаружить иные, не менее привлекательные перспективы для роста и развития. В данном случае речь идет о репозиционировании, которое подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на изменение позиции бренда и его восприятия целевой аудиторией. Несмотря на то, что данную стратегию зачастую рассматривают лишь как составную часть процесса ребрендинга, она, вероятно, является не только самым важным, но и самым обширным этапом «перезапуска» торговой марки. 

Репозиционирование может приобретать как материальную форму, затрагивающую изменение самого продукта, упаковки, состава, физических свойств и т.д., так и психологическую, в рамках которой в большей степени происходит работа над восприятием бренда потребителем и его имиджем. В любом случае главная цель данной стратегии - вдохнуть жизнь в утративший свою популярность товар, реанимировать его и донести все это до целевого сегмента с помощью средств коммуникаций.

Для начала важно определить, присутствует ли на самом деле объективная необходимость в смене позиции. На это могут существовать различные причины:

  • у бренда слабый, непримечательный имидж;
  • организация решила поменять стратегическое направление своей деятельности;
  • компания выходит на новые рынки или сегменты, где старая модель позиционирования неприемлема;
  • отличительные черты торговой марки со временем были утрачены или скопированы конкурентами.

Для того чтобы лучше понять, в чем именно состоит проблема, целесообразно изучить «воронку продаж», то есть проследить весь путь, осуществляемый потребителем от момента осознания потребности до факта совершения покупки. Таким образом можно выявить, в каком конкретном направлении необходимо проводить репозиционирование: возможно, слабое звено находится в верхней части воронки, т.е. в восприятии бренда целевой аудиторией, или, наоборот, в нижней - тогда следует пересмотреть вопросы ценовой политики и системы распределения.

Так, к 2001 году компания «Вимм-Билль-Данн», производитель сока J7, осознала, что имидж их продукта устарел и бренд не выдерживает жесткую конкуренцию со стороны новых торговых марок. Для того чтобы вернуть интерес и любовь целевой аудитории, была разработана новая концепция позиционирования, получившая название «Приключения». Фирма выступила в качестве спонсора проекта «Последний герой» и для закрепления новой позиции товара для динамичных, ведущих активный образ жизни потребителей изменила дизайн упаковки, добавив туда изображение карты островов из реалити-шоу и биографии главных участников. В результате продажи сока выросли и торговая марка была реанимирована.

Однако было бы ошибкой полагать, что репозиционирование - это удел компаний, чьи бренды переживают стагнацию, так как данная стратегия, уничтожая старый товар, продлевает жизнь самой торговой марки. Яркий пример в подтверждение данному правилу - ситуация на рынке жевательной резинки. Основной игрок - компания Wrigley - на протяжении всего своего существования безостановочно занимается обновлением собственного бренда Orbit. Причем каждый раз производитель утверждает, что новый товар стал еще совершеннее: тщательнее удаляет налет, лучше освежает, дольше защищает от кариеса. Безусловно, спрос на старые продукты при этом падает, однако прибыль, полученная от новинок, оправдывает это с лихвой. 

Зачастую психологическое репозиционирование оказывает большее влияние на успешность бренда, нежели такие ощутимые параметры, как состав, упаковка и внешний вид. Например, компания Carlsberg является одной из самых узнаваемых торговых марок в мире, однако, несмотря на это, не является лидером по объему продаж пива. Причина в том, что у продукта отсутствует четкое и запоминающееся позиционирование. Есть фирменный зеленый цвет, логотип, а идеи нет. Самые успешные бренды - это, в первую очередь, те, образ которых находится на ценностном уровне, т.е. несет в себе определенный духовный смысл. Для этого руководство Carlsberg на данный момент инвестирует внушительные суммы в построение концепции, основанной на уважении к традициям и пропаганде активной жизненной позиции, и планирует тем самым стать самой быстрорастущей компанией на рынке пивоваренной продукции.

КОНКУРЕНТНОЕ  РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ. «ДВОЙНОЙ УДАР»

Репозиционирование товара требует больших вложений, и всегда существует риск того, что затраты не оправдают себя. Грамотное инвестирование средств в новую малоизученную область - задача не из легких, вероятно, поэтому многочисленные производители выбирают, как им кажется на первый взгляд, путь наименьшего сопротивления и следуют за более успешными участниками рынка. В действительности, зачем разрабатывать собственное позиционирование, элементы фирменного стиля и другие составляющие бренда, когда присутствует наглядная действующая модель, проверенная временем и потребителем? А в ситуации, когда все рыночные ниши заняты и сегмент переполнен безликими торговыми марками, производителю и вовсе ничего не остается, как использовать достижения своих конкурентов. 

С этой целью в практике ребрендинга используется конкурентное репозиционирование. Особенность данного способа состоит в том, что компания вместо того, чтобы создать собственную новую позицию, стремится занять чужую, т.е. отнять ее у конкурента и тем самым вытеснить его в иной, безопасный для себя, сегмент. Таким образом, фирма, осуществляющая данную стратегию, решает сразу две задачи: устраняет соперника и укрепляет собственные позиции.

Так, например, перед испанскими производителями оливкового масла встала непростая задача: у потребителя сложилось впечатление, что мировым лидером по изготовлению масла является Италия, хотя в действительности эта страна всего лишь закупает его у Испании, бутилирует и продает. Необходимо было репозиционировать итальянские компании и столкнуть их с пьедестала. Для этого предприниматели запустили рекламный ролик, в котором утверждалось, что мировой лидер по производству масла - Испания (собственное позиционирование), а итальянцы всегда были и по сей день остаются лучшими клиентами их страны (репозиционирование конкурентов). С помощью такого хода лидерство на рынке, долгое время удерживаемое Италией, стало принадлежать Испании. 

Еще один пример уничтожения конкурента через захват его позиции - ситуация с чипсами Pringle's. Соперники нашли весьма эффективный способ, который поможет разрушить репутацию успешного лидера рынка. Для этого в рекламном ролике  был зачитан состав продукта от Pringle's и Borden's Wise. Информация была общедоступной и размещалась на упаковке товаров, и, как оказалось, в первом были обнаружены обезвоженный картофель, диглицериды, бутиловый гидрокси-анизол и некоторые другие неблагозвучные ингредиенты, а чипсы второго производителя содержали исключительно картофель, соль и растительное масло. Хотя в действительности никаких отклонений рецептуры от нормы у Pringle's не было найдено, потребители стали меньше покупать этот продукт, мотивируя это тем, что у чипсов вкус, как у бумаги. Выгодно отличались и Burger King репозиционирующей кампанией «Сделай по-своему», предоставляющей возможность заказать гамбургер по собственному рецепту. На фоне такого предложения остальные гиганты в области производства фастфуда в одночасье померкли и освободили первую позицию на рынке для более гибкого конкурента.

У каждой из упомянутых компаний было обнаружено свое слабое место, которое и было использовано для репозиционирования. Однако найти подходящий объект и обозначить его недостатки не так просто. В первую очередь, бренд должен быть большим и успешным, владеющим внушительной долей рынка, в противном случае затраты не будут оправдывать результат. Также необходимо, чтобы образ товара прочно закрепился в сознании потребителей и вызывал определенные устойчивые ассоциации, иначе субъекту, применяющему данную стратегию, не будет чем оперировать. Слабым звеном в позиционировании бренда может оказаться любой его элемент: свойства продукта, имидж, назначение, история возникновения, цена и многое другое. Лучше использовать факторы, отвечающие следующим требованиям:

  • они должны играть ключевую роль в позиционировании бренда;
  • потребитель не должен подозревать, что в отношении их у него имеется альтернатива;
  • продукт компании, применяющей репозиционирование, должен лучшим образом удовлетворять существующую потребность, нежели товар конкурента. 

Безусловно, данные требования в значительной мере сужают число потенциальных претендентов, пригодных для «атаки», и самих фирм, желающих применить данную стратегию. У сильных, сформированных торговых марок главные составляющие позиционирования хорошо защищены, и дискредитировать их не так просто. Для этого целесообразно воздействовать сразу на все непрочные элементы или на один, но ключевой. Тем не менее, если объект все-таки выбран и уязвимое место обнаружено, дальнейшая схема действий предполагает реализацию стратегии по выбранному направлению.   

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Чаще всего для репозиционирования, и в том числе для конкурентного, используются методы реформуляции, рефокусирования и репрайсинга. 

Суть первого из них состоит в смене позиции через изменение химического состава продукта. Данный способ предоставляет поистине широчайший простор для действий. Так, в один прекрасный момент легкие масла и маргарины отделились в самостоятельную категорию товаров, в составе которых отсутствовал холестерин. Избавившись всего от одного компонента, производители репозиционировали целую товарную группу, оставив конкурентов далеко позади. 

В свою очередь Nestle, изменяя удельный вес кофеина в составе кофе, представила на рынке сразу три разновидности продукта: «Nescafe 3в1 Крепкий», «Классический» и «Мягкий». Причем каждый из видов ориентирован на свою целевую аудиторию и имеет оригинальное позиционирование, которое нашло отражение в отдельных рекламных роликах. 

Аналогичным образом решила поступить и компания Heinz - один из мировых лидеров по производству кетчупа. Бренд пользовался огромной популярностью, и, имея налаженные технологии изготовления соусов, руководство решило попробовать запустить новый продукт - горчицу Heinz. К сожалению, новый товар не получил такого признания, как хорошо известный всем кетчуп - видимо, потому, что образ фирменной бутылки с содержимым красного цвета слишком крепко засел в подсознании потребителя. 

Рефокусирование, как одно из проявлений репозиционирования, реализуется через смену целевой аудитории продукта с помощью изменения, расширения или сужения сферы его назначения. Используя данный способ, можно, фактически не затрагивая физические свойства товара, выйти с ним на новый сегмент. Gallina Blanca всегда позиционировала свои бульонные кубики как универсальное средство для придания вкуса любому блюду. Все это адресовалось молодым женщинам и мужчинам, которые ценят вкус, но не привыкли уделять приготовлению пищи много времени. Чтобы противостоять главному конкуренту - обычной рассыпчатой приправе, Gallina Blanca вышла на новый сегмент - опытных хозяек, измельчив свои кубики до состояния порошка и упаковав их в пакетики. 

Интересная ситуация наблюдалась и среди потребителей пива. Согласно проведенным исследованиям весьма распространенной причиной, по которой женщины делали выбор в пользу других видов алкоголя, оказался вовсе не вкус, а сложившийся стереотип, что пиво - это преимущественно мужской напиток и женщина, пьющая его, выглядит непривлекательно. Компания Carlsberg подготовила специальный продукт для женщин - напиток на пивной основе EVE, продающийся в бутылках по 0,33 л со стильным дизайном. Все тот же вид алкогольной продукции, но сфера и целевой сегмент - совсем другие, так же, как и соперники. Производитель EVE считает, что товар составит серьезную конкуренцию винам и шампанским - любимым женским напиткам.  

Репрайсинг - также весьма популярная сегодня форма репозиционирования через изменение цены. Переход из одного ценового сегмента в другой - очень распространенное явление. Так, уже упомянутая выше компания «Вимм-Билль-Данн» накануне кризиса, в 1998 году, выпустила на рынок новый сок «100% Голд Премиум», подчеркивая его демократичную цену и высокое качество. В то время как другие решили сэкономить именно на последнем. Или же производитель подсолнечного масла «Русские масла» для увеличения доли рынка в среднеценовом сегменте репозиционировал ТМ «Златица», опять же, подчеркивая свойства продукта и тот факт, что при скромной цене их предложение ничем не хуже раскрученных европейских брендов. В некоторых случаях компании стремятся занять положение в более высоком ценовом сегменте. Например, в 2004 году ОАО «Ярпиво» провело масштабное репозиционирование своих торговых марок по всем направлениям, начиная от упаковки и заканчивая восприятием бренда потребителем. Благодаря рестайлингу упаковки и обширному привлечению средств коммуникаций компания увеличила долю рынка до 8 % и заняла место в верхней части среднеценового сегмента.

По какому бы из этих трех направлений не пошел производитель, в любом случае это будет стоить ему значительных денежных затрат. Так как за сменой позиционирования следует разработка новых визуальных элементов, слогана, миссии компании и целого ряда других составляющих. Поэтому для того чтобы судить об эффективности данной стратегии, результаты проведения репозиционирования следует в первую очередь соотносить с затратами на его осуществление. 

Ольга Гиль, журнал "Прод&Прод"
Advertology.Ru

22.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Logolounge 3. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.

Logolounge 3. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.
Logolounge 3. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами РјРёСЂР°.. Логотипы выражают, индивидуализируют Р С‘ распространяют главное информационное сообщение компании. Неудивительно, что успех марки создает продуманная идея Р С‘ креативное исполнение. Представьте себе стол, заваленный 2000 логотипов, каждый – Р Р…Р В° отдельном листочке бумаги. Конечно, если РЎС“ вас свободен месяц-РґСЂСѓРіРѕР№, можно попробовать разобрать эту кучу Р С—Р С• категориям. Однако время Р Р…Р Вµ ждет! Третий том серии LogoLounge Р Р† очередной раз демонстрирует блестящую работу известных Р С‘ "набирающих силу" дизайнеров РЎРѓР С• всего РјРёСЂР°, виртуозно СЌРєРѕРЅРѕРјРёС‚ время Р С‘ облегчает РјСѓРєРё творчества. Эта пестрая коллекция представляет лучшее РёР· того, что размещено Р Р…Р В° сайте Билла Гарднера www.logolounge.com, ведь отбор логотипов осуществляли восемь мастеров бренд-дизайна РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ класса! Здесь РІС‹ найдете работы таких суперзвезд, как Turner Duckworth, Desgrippes Gobé, FutureBrand Р С‘ Wolff Olins. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ есть еще РѕРґРЅРѕ важное достоинство: истории создания самых успешных современных проектов. Мэтры дизайна помогают обходить "острые углы" Р Р…Р В° примере таких компаний, как Sprint, the Beijing Olympics, Australia, AOL, Unilever, Bank of New York, and TargetРІР‚в„ўs private label Archer Farms.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.03.2025 - 19:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация