Интервью

"Важно понять грань, где эпатаж, а где пошлость"

"Важно понять грань, где эпатаж, а где пошлость"

Президент "Евросети" Александр Малис рассказал гендиректору телеканалов "2 x 2" и "MTV Россия" Роману Саркисову, как его компания умудряется не платить за свою рекламу и почему может позволить себе то, чего не может "Газпром".

Основатель и идейный вдохновитель "Евросети" Евгений Чичваркин продал свою компанию осенью 2008 года (новыми владельцами стали известный бизнесмен Александр Мамут и "Вымпелком"). Александр Малис занял пост президента "Евросети", крупнейшего сотового ритейлера (33% рынка, по данным ИАА TelecomDaily), в апреле 2009 года. В промежутке между двумя этими событиями в компании сменились четыре руководителя, вдобавок "Евросеть" поссорилась с МТС. Ритейлер стал проводить платежи не напрямую, а через электронную платежную систему, после чего крупнейший в стране сотовый оператор обвинил "Евросеть" в нарушении условий контракта, несвоевременном перечислении платежей и невыполнении своих обязательств о внесении обеспечительного платежа. Дело дошло до суда. Мировое соглашение было заключено только в конце прошлого года.

В непростой ситуации оказался и Роман Саркисов, который в самом конце 2009 года возглавил помимо "2 x 2" телеканал "MTV Россия". Формат музыкального телевидения терял свою популярность, проигрывая интернету, где можно легко и быстро посмотреть любой ролик.

Саркисов поменял на "MTV Россия" продюсерский состав. В феврале 2011 года MTV собирается запустить большое количество продуктов собственного производства. А вот Александр Малис переходный период, похоже, преодолел. При нем "Евросеть" впервые за последние 13 лет показала чистую прибыль (1,9 млрд руб. в первой половине 2010-го против 2,9 млрд руб. убытка за аналогичный период предыдущего года). Чистая консолидированная выручка компании в полугодовом периоде выросла с 24,4 млрд до 27,6 млрд руб. Рентабельность по EBITDA, в первые шесть месяцев 2009 года составлявшая лишь 0,4%, в аналогичном периоде 2010-го достигла 12,6%. Александр Малис опирается на молодежную аудиторию, селебрити и эпатажные идеи. Все это близко и MTV, и "2 x 2". Малису и Саркисову было о чем поговорить.

"Телефон - это просто часть тела"

Роман Саркисов: Последний раз про "Евросеть" заговорили в связи с назначением на должность креативного директора Ивана Охлобыстина. Как вы на эту кандидатуру вышли?

Александр Малис: Давайте на секунду представим, что это не Иван Охлобыстин, а какой-то другой человек. Забудем его имя, фамилию и отчество. Но оставим возраст, пол, образование, track records (карьерный путь.- СФ). И вы увидите, что Иван полностью вписывается в эту должность. Охлобыстин по образованию сценарист, у него десять призов только за сценарии. От того, играет он в "Интернах" или нет, ничего не меняется. Я могу ток-шоу начать вести в телевизоре. И что, мне после этого не работать в "Евросети" президентом? Дальше был вопрос: Охлобыстину наше предложение интересно или нет? Ему показалось интересно.

РС: Чем же вы его привлекли?

АМ: Он сам является гаджетоманом. У него всегда с собой четыре-пять телефонов, а дома длинный-длинный ряд розеток, куда воткнуты еще телефонов 30.

РС: У нас был похожий опыт. Мы привлекли Гай Германику  - очень эпатажную девушку, но быстро с ней расстались. Все-таки с творческими людьми очень сложно работать. В вашем случае я скорости удивился: объявили о назначении Охлобыстина, а через неделю ролик появился.

АМ: Ну ролик снять - это одна ночь. Здесь все быстро.

РС: У вас в рекламе вообще ставка на селебрити: Ксения Собчак, сейчас Охлобыстин. Это оправданно?

АМ: Селебрити - это кто? Узнаваемое лицо. А "Евросеть" - узнаваемая компания. Одно к другому тянется. Охлобыстин у нас работает в штате. И было бы глупо не попросить его сняться в ролике. Если бы я мог принести пользу в рекламе, то тоже бы снялся.

РС: Сотрудничество с Ксенией Собчак - это расчет на молодежную аудиторию? Просто она вызывает у многих людей, так скажем, противоречивые чувства. Особенно у взрослого поколения. Не боялись за имидж, когда ее к рекламе привлекали?

АМ: Я думаю, что среднестатистическая домохозяйка, особенно если ей за 55 и она все дни напролет смотрит телевизор, прекрасно знает Ксению Собчак. Это к вопросу о молодежи. В плане имиджа все сложнее: предположим, кто-то у вас вызывает негативную реакцию, какой-нибудь олигарх, например. Вы считаете, что он украл деньги и вообще плохой человек. Но при этом он, скажем, покупает себе часы. Вы верите в то, что он разбирается в часах? Конечно, да. И не важно, какой у него имидж. Если он купил, значит часы хорошие. То же самое и здесь. Все верят, что Собчак разбирается в стильных вещах. Это все, что нам нужно.

РС: У меня ощущение, что вы все-таки делаете ставку на молодежь. На телевидении эта часть аудитории - от 11 до 34 лет - считается самой перспективной. Все за нее борются.

АМ: Лет десять назад, если бы кто-то сказал, что 35 лет - это молодежь, все бы рассмеялись. На самом деле кто-то себя считает старым уже в 30 лет, а кто-то и в 60 молод. Они все наша аудитория. Без гаджета сегодня просто не выжить. Даже с девочкой подружиться без телефона не получится. Вот представьте себе, что вы в жизни своими руками трогаете больше, чем телефон? Ничего. Это просто часть тела.

РС: Но, к сожалению, эта "часть тела" в России обычно очень дешевая. Наверно, самый продаваемый телефон не дороже 1 тыс. руб.?

АМ: Такие телефоны мы с удовольствием продаем, но не рекламируем. Рекламируем мы телефоны для людей, которые все-таки живут, а не существуют.

"Конечно, дискомфорт мы чувствовали"

РС: Я слышал, вы умудряетесь вендоров привлекать к рекламе.

АМ: Бизнес же вещь простая: делаешь что-то, что выгодно твоему партнеру, и он платит.

РС: Что же вы с партнерами делаете, что они платят?

АМ: В последнее время мы четко показали вендорам,

насколько им выгодно делать рекламу с нами. У них есть рекламный бюджет. Это деньги. Дальше они смотрят, растут продажи по рынку вместе с нами или нет. Чаще всего результат для них является позитивным. Получается, что с нами выгоднее.

РС: К нам тоже много приходит сотовых компаний. Например, Nokia мы делаем рекламу. У вас реклама без упоминания "Евросети" есть?

АМ: У нас вся реклама с нами. Мы же рекламируем только телефоны, которые мы, как эксперты, считаем интересными. Мы выступаем третьей стороной, она говорит: "Да, это хорошая модель". Так что наше присутствие в ролике оправданно.

РС: Вы с вендорами не только рекламу делаете, но и телефоны. Охлобыстин рассказывал о своих идеях: телефоны со штепселем, чтобы напрямую от розеток заряжать, прозрачный телефон. Это вообще технически возможно?

АМ: Технически возможно все. Дальше вопрос ниш. Есть производители, готовые работать на маленькие ниши. Есть те, кто не готов. Вопрос в том, окупает ли ниша расходы на создание нового аппарата. Идей-то очень много. Иван Охлобыстин озвучил в прессе только процентов пять своих предложений.

РС: Увиливаете. Нам все-таки ждать прозрачного телефона?

АМ: Какие-то телефоны из тех, что предложил Иван, производители сделают. Но, возможно, это будут не те модели, о которых он публично рассказывал. Просто случается так, что одни и те же модели бьют в одну и ту же нишу. И развести их более сложно, чем придумать какой-то новый оригинальный телефон.

РС: Ну а какой самый успешный телефон, созданный по советам "Евросети"?

АМ: Samsung Duos, пожалуй, самый известный. Мы часто видим в новинках какие-то мелочи, которые ранее рекомендовали вендорам. Но тут все по-разному всегда: компания Nokia меньше советуется, Samsung и LG - больше.

РС: А как складываются отношения с сотовыми операторами? Например, из-за конфликта с МТС вы много потеряли?

АМ: Переговоры с партнерами мы ведем за закрытыми дверями. Конечно, дискомфорт мы чувствовали. Но торговля - это не война, а цепь сделок. Они бывают сложные, бывают сверхсложные. Но в конце концов это просто сделки. Всегда можно договориться. Так что сейчас продаем всех трех операторов.

"Мы делаем достаточно веселые коммуникации"

РС: При вас "Евросеть" стала прибыльной. Что вы делали в 2010 году для достижения этого результата?

АМ: Много хороших новых телефонов запускали. Следили за эффективностью точек продаж. Начали мы 2010 год с почти 3,7 тыс. магазинов, а закончили с более чем 4 тыс. И это только в России.

РС: Но из Казахстана вы осенью ушли и весь бизнес там продали (около 120 магазинов.- СФ).

АМ: Менеджерские усилия в компании не бесконечны. Есть рынки, на которых нам удобно работать, а есть не очень удобные. Для нас важна плотность населения и некоторые иные факторы. В Казахстане плотность, например, во много раз ниже, чем на Украине. Это не значит, что мы никогда не будем работать в странах с низкой плотностью населения. Просто пока не хотим.

РС: То есть с проникновением в другие страны пока покончено или все-таки нет?

АМ: Сегодня мы концентрируемся на трех странах: России, Украине и Белоруссии. Что будет завтра, сказать не могу.

РС: Вы пришли в компанию, которая стойко ассоциировалась с харизматичным Евгением Чичваркиным. Тяжело было после него?

АМ: Я не считаю себя менее харизматичным лидером, чем Женя.

РС: Я имел в виду, что он был очень эпатажным.

АМ: Эпатаж бывает разный. Когда мы говорим о компании нашего масштаба, то очень важно понять грань, где еще эпатаж, а где уже пошлость. То, что является эпатажем для маленькой компании, может быть пошлостью для большой. Когда Женя запускал ролики "Цены просто ох...еть", у него было менее 20 салонов связи. Это было здорово! Но в какой-то момент размер диктует рамки. Грань пошлости для компаний разного размера разная. "Евросеть" может позволить себе то, чего не может "Газпром". Для нашего размера, я считаю, мы делаем достаточно веселые коммуникации.

"Задача - чтобы консультировал не живой человек, а робот"

РС: 4 тыс. магазинов - огромное количество. Как выбираете, где открыть или когда закрыть магазин?

АМ: Нам важна прибыль. Магазины могут быть с очень высокой выручкой с квадратного метра, но при этом неприбыльные. Бывает наоборот. Предпринимательство по Гражданскому кодексу - это деятельность, направленная на получение прибыли. Вот мы по закону и действуем.

РС: И какова минимальная прибыль, которую вы от магазина требуете?

АМ: От нового магазина не меньше чем среднюю по сети.

РС: В 2010 году вы открыли в Москве два гипермаркета электроники и бытовой техники. Зачем?

АМ: Сейчас этот формат магазинов нами изучается. Будут ли новые, зависит от результатов их работы.

РС: Меня лично ваше решение удивило. MTV было чем-то похоже на гипермаркет. Там были все жанры. Сейчас мы стараемся сфокусироваться на определенном стиле. Нам нужно сузить контент. Вы же, наоборот, от сфокусированного бизнеса идете к формату, где продается все, что угодно. Хотя в самом названии "Евросеть" зашито слово "сеть".

АМ: Мы хотим посмотреть, как потребитель будет покупать в будущем, через три-пять лет. Просто чтобы понять, куда двигаться. Мы же не можем, например, встать к крупным ритейлерам бытовой электроники и изучать поведение покупателей. Лучшая фокус-группа - живой магазин с реальным покупателем.

РС: Но ведь вы все равно встаете на их поле. По идее, можете конкурировать с ними ценой.

АМ: Для этого нужно открыть таких магазинов сравнимое количество. У нас в принципе разные ниши с крупными сетями бытовой электроники. Техника становится проще, но количество функций растет. Поэтому покупателю нужен эксперт. Обеспечить эксперта, который знает и холодильники, и телефоны, практически невозможно. Рынок устроен так, что если в двух магазинах стоят два одинаковых телефона по одной цене, то человек купит себе аппарат там, где ему лучше про него расскажут.

РС: Я тут был на сайте, где можно покупать музыку для коммерческого использования. И поразился: если пользователь запутался, появляется окно чата, и живой консультант тебе объясняет, что и как нужно делать. Доверие к сайту сразу вырастает.

АМ: Это вообще через пару лет, возможно, будет мейнстрим. Но задача - чтобы консультировал не живой человек, а робот. Мы изучали этот вопрос, когда свой сайт перезапускали в 2010 году. Однако качество роботов пока нас не устроило, и работают они на английском языке.

РС: У вас же новый сайт не Лебедев (Артемий Лебедев, дизайнер.- СФ) делал. Почему, кстати, отказались от его услуг?

АМ: Он не выиграл в тендере. А когда мы прочитали, что он написал про наш новый дизайн в своем блоге, то поняли: правильно сделали, что его не привлекли. Хочется работать с адекватными людьми.

"Я тоже ленив"

РС: В последнее время контент становится все более важным для продажи гаджетов. Вы согласны?

АМ: Конечно! Просто многие люди, которые пользуются iPhone, не скачивают, как я, новые приложения раз в два-три дня. Но если есть такая возможность, это замечательно. Покупатель ленив. Он хочет, чтобы все сделали за него, и я его очень хорошо понимаю. Я тоже ленив.

РС: Вы сами контент не собираетесь продавать?

АМ: Человеку не нужен посредник, чтобы скачать на свой телефон какую-нибудь программу. Мы можем сделать все, что угодно, даже снять фильм. Но мы затратим на него массу усилий и что-нибудь другое упустим. А звать кого-то со стороны я не хочу. Я в России в аутсорсинг не верю.

РС: Я тут подумал, что самая удобная картинка для передачи по мобильному интернету - анимационная. Она очень легко ужимается.

АМ: Но придумать ее сложно.

РС: Зачем придумывать, если можно готовое взять?

АМ: Можно. Например, сериал MultReality (американский анимационный сериал телеканала Comedy Central.- СФ). Он молодежный, но для думающих людей - в плане мобильников очень перспективный. Я думаю, многие захотят раз в день получать новую серию на телефон. Это очень перспективный коммерческий проект. Если придумать, конечно, удобный способ оплаты.

РС: А например, идея выпустить брэндированный телефон телеканала "2 x 2" вас может заинтересовать?

АМ: Я не могу сказать, что это невозможно, но надо думать. Нас не интересует то, что можно продать в количестве тысяча штук.

РС: Поэтому и спрашиваю о "2 х 2".

АМ: Поэтому я и сказал, что нужно думать: изучить, кто любит этот канал и как его любят. Потому что приверженцы брэнда бывают разные. Второй этап: а вы готовы? Здесь нужна массовая поддержка от телеканала. Просто если бы меня спросили, интересен ли телефон под брэндом "Евросеть", то я бы сразу ответил: "Нет, мы этот вопрос изучали. Нет нужного количества покупателей на телефон "Евросеть"". И на телефон "Газпром" тоже нет. Здесь даже изучать не надо.

Иван Марчук, "Ъ-Секрет фирмы"
Advertology.Ru

01.02.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 сортов пива со всего мира

1000 сортов пива со всего мира
1000 сортов пива со всего мира. Эта большая энциклопедия пива содержит более 1300 пивных брендов. Одна только Германия, родина большинства сортов пива на планете, представлена более чем 800 традиционными пивоварнями и всем разнообразием их брендов. Помимо подробного, красочного введения, описывающего историю пива и его триумф во всем мире, в книге показаны все континенты и страны с их особыми формами пивоварения. Издание начинается с Германии, потому что именно здесь лежат корни всего пивоваренного искусства но охватывает весь мир с его пивным разнообразием. Описаны особенности различны марок пива их упаковка, дизайн и специфика брендов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация