Школа рекламиста

Мобильные социальные сети как инструмент маркетолога

Мобильные социальные сети как инструмент маркетолога

Какая ассоциация возникает первой, когда говорят о мобильных социальных сетях? Чаще всего - мобильное приложение Facebook или мобильная версия сайта Одноклассники. Однако на поверку под этим понятием скрываются гораздо более широкие возможности коммуникации и технологий дистанционного общения. Представьте себе: идя по улице, вы делаете фото, загружаете его с телефона через JuiceCaster, и при этом сервис автоматически отмечает, где оно было снято.

Основные типы мобильных соцсетей

Мобильные социальные сети, или, иначе, мобильные комьюнити, -  это сообщества, в которых средством общения выступает сотовый телефон. Все мобильные соцсети, существующие сегодня на мировом рынке и на рынке стран СНГ, можно разделить на два основных типа.

Первый тип ресурсов - это мобильные версии популярных Интернет-сообществ: веб-версия сети адаптируется под возможности сотовых телефонов и обычно реализуются в виде мобильного сайта или приложения. Примеры таких сетей широко известны - MySpace, Facebook, Twitter, Одноклассники.

Чаще всего участник сети такого типа использует обе версии, и выбор мобильного варианта обусловлен главным образом тем, что человеку требуется оперативный доступ в сеть: например, нужно быстро изменить свой статус или посмотреть новые фото, но в настоящий момент у него нет компьютера.

Второй тип ресурсов - это соцсети, полностью построенные на мобильном канале. Такие комьюнити изначально разрабатывались под сотовый телефон, что, кстати, не исключает наличия и стационарной веб-версии. Акцент в таких сетях делается прежде всего на «мобильных» функциях. Яркие примеры таких сообществ: за рубежом - Loopt, Foursquare, Gowalla, mig33, JuiceCaster, в СНГ - сети на базе технологической платформы i-Social.

Три «кита», на которых строится сегодня функционал мобильных комьюнити - это UGC-контент, сервисы геопозиционирования и дополненная реальность. Что это такое и почему именно эта «комбинация» так актуальна?

UGC-контент (User Generated Content) - это контент, создаваемый самими пользователями: новости, подкасты, фото, аудио и видео разных жанров и т.д.

Сервисы гео-позиционирования - это возможность поиска людей, находящихся поблизости от абонента, а также близлежащих объектов, реклама и информация с привязкой к местности. В СНГ одним из примеров использования гео-позиционирования в мобильном комьюнити является недавно созданная мобильная соцсеть «Тусим!». При помощи гео-сервисов пользователи этой могут комментировать свое местоположение, видеть локализацию других участников сети, находящихся неподалеку, а также список ближайших мест отдыха и развлечений - клубов. К примеру, человек пришел в клуб или на вечеринку и хочет позвать туда своих друзей: он смотрит, кто из них находится поблизости, и отправляет им сообщения.

В данном случае гео-сервисы базируются на целом комплексе технологических решений: используется интеграция с LBS-системами операторов, ввод и определение адреса в ручном режиме при помощи API-карт Google и Yandex, а также встроенного GPS-приемника.

Добавлю, что наряду с сервисами гео-блоггинга, сеть «Тусим!» располагает полным набором инструментов, необходимых для дистанционной коммуникации: мгновенные сообщения, статусы, блоги и микро-блоги, обмен пользовательским контентом, форумы, чаты, сервис знакомств. Кроме того, пользователям сети доступны онлайн-переводчик, информационные услуги, поиск видеоклипов и музыкальных композиций, а также другие полезные сервисы.

Дополненная реальность (Augmented Reality) - технология, позволяющая добавлять к реальности виртуальные элементы. Так, используя TagWhat - сервис, сочетающий возможности Twitter, geo-tagging и AR, пользователь может оставлять  специальные пометки на местности, а также видеть отметки других людей через камеру мобильного телефона.

Другим ярким примером использования технологии AR является проект Streetmuseum, превративший улицы Лондона на экране iPhone в настоящий музей. Пользователи, закачавшие приложение Streetmuseum на телефон, фотографируют городские районы или достопримечательности и не просто получают историческую справку о них: на карте приложения отмечены места, на изображение которых наложены старые фотографии, подобранные таким образом, что они точно совпадают с частью современного городского пейзажа.

 Streetmuseum

Как мы видим, сервисы геопозиционирования и технология дополненной реальности позволяют сделать общение в мобильных сообществах особенно увлекательным и захватывающим, а UGC-контент дает возможность пользователям самовыражаться и подчеркивать свою индивидуальность. Поэтому неудивительно, что гео-сервисы, AR и UGC сегодня очень востребованы в мобильных соцсетях.

Особенности поведения пользователей в мобильных комьюнити

 Главная отличительная особенность состоит в том, что сессии в мобильных сообществах более короткие, чем в стационарных соцсетях: в среднем они длятся по 4-5 минут. И это вполне понятно: в мобильные комьюнити обычно заходят «на бегу», а значит, и время сессии будет недолгим.

Другая важная характеристика - пик посещаемости. В мобильных соцсетях он приходится на обеденное время - с 13 до 14 час, а также на вечер - с 19 до 21 часа.

Круг общения пользователей тоже весьма показателен: в него чаще всего входят друзья и члены семьи, гораздо реже - партнеры и коллеги. Таким образом, четко выделяются референтные группы: это члены семьи, друзья и партнёры пользователей.      

С кем и как часто общаются пользователи мобильных соцсетей:  

Круг общения

Ежедневно

Еженедельно

Каждый месяц

Изредка

Никогда

Семья

39

61

0

0

0

Друзья

44

50

6

0

0

Партнёры

50

17

0

6

28

Коллеги

6

6

28

39

22

Другие

0

11

0

78

11

Поскольку социальные сети, и мобильные в том числе, используются главным образом как инструмент самовыражения и обмена информацией, интересно посмотреть, какие данные о себе готовы раскрывать их пользователи и насколько часто они это делают:

Какой  информацией  делятся  пользователи  мобильных  соцсетей:

Сведения, контент, информация

Всегда

Часто

Иногда

Изредка

Никогда

Местоположение

17

28

39

6

11

Присутствие

39

33

17

0

11

Контакты

17

17

22

11

33

Расписание

0

11

33

28

28

Музыка

39

11

22

0

28

Игры, приложения

33

11

17

6

33

Личный контент

6

28

44

6

17

Как мы видим, охотнее всего пользователи делятся информацией о своем присутствии (online) и любимой музыке. Кроме того, они готовы играть в многопользовательские игры. А вот сведения о своем местоположении, расписании событий, а также личный контент и контакты друзей они открывают реже: в основном с теми, с кем уже хорошо знакомы.

Знание этих особенностей поведения помогает грамотно планировать активности в мобильной среде. В частности, можно выделить референтные группы, определить удобное время контакта с аудиторией, оптимальную периодичность и частоту контактов, выявить ценности и ожидания ЦА.

 Актуальные кейсы

Наиболее продвинутые компании уже сделали первые шаги в среде мобильных сообществ: к настоящему моменту реализован целый ряд успешных проектов в мобильных соцсетях. Вот несколько показательных кейсов из зарубежной и российской практики.

Loopt: мобильные купоны. Социальная сеть  Loopt  (США) интегрировалась с сервисом Mobile Spinach, получив актуальную и постоянно обновляемую базу локальных скидок и спецпредложений от местных ритейлеров. Участники Loopt отслеживают интересующие их предложения и получают скидку на товар либо в виде мобильного купона, либо по SMS. Так, суши-бар Blowfish Sushi из Сан-Франциско предлагает предъявителям купона Loopt каждый второй ролл бесплатно - при его стандартной цене в $10-15, а ресторан Palio DâAsti предоставляет предъявителям мобильных купонов скидку 30% на любой ужин.

Facebook: Free SMS. Виджет Free SMS от Facebook дает возможность друзьям пользователя отправлять ему SMS в реальном времени. Отправка и получение сообщений бесплатные - их стоимость компенсирует спонсор, который может включать в «хвост» SMS свою рекламную информацию.

FantaMania в мобильном-комьюнити Jamango. Jamango - одно из первых мобильных комьюнити в СНГ, созданное компанией i-Free в 2004 году и набравшее к настоящему моменту аудиторию более чем в 10 млн пользователей. Концепция этой социальной сети - виртуальный тропический остров, «жители» которого могут знакомиться и общаться.

Летом 2008 года пять героев из рекламного ролика Fanta были интегрированы в комьюнити и «жили» там, общаясь с реальными пользователями. У каждого из виртуальных героев была своя страничка - анкета, фотографии, хобби... Они проводили тематические конкурсы и викторины, предлагали пользователям сыграть в новую игру «Вегас Мания», а потом отправить свой результат по SMS и участвовать в розыгрыше призов.

Итогом этой промо-кампании, организованной ТМ Fanta, стали не только внушительные количественные показатели охвата аудитории (количество контактов измерялось сотнями тысяч), но и значительный рост потребительской лояльности - за счет эмоциональной привязанности участников комьюнити к симпатичным виртуальным персонажам и стилю их общения.

Здесь и сейчас!

Конечно, любой маркетолог всегда с интересом знакомится с перспективными технологиями и передовыми кейсами. Однако его главной задачей все же является поиск тех инструментов и возможностей, которые доступны «здесь и сейчас».

Какие же мобильные комьюнити и технологические решения, актуальные для маркетинга, существуют сегодня на просторах СНГ? Перечислим самые основные.

Gypsii - геокешинговая мобильная социальная сеть: участники добавляют информацию о местах отдыха, работы, жительства и т.д., которая отображается на интерактивной карте. Простой интерфейс включает ряд интересных функций: например, PlaceMe позволяет создать Gypsii Place, привязать к нему видео, аудио или фото и автоматически загрузить на сайт Gypsii. При помощи функции SpaceMe можно увидеть, где находятся твои друзья, как к ним добраться, посмотреть их Gypsii Places и связаться с ними. Также пользователь может указывать свое положение на карте, осуществлять поиск интересующих его мест и объектов - ресторанов, музеев, гостиниц и т.д.

Мобильная соцсеть Mobzer предоставляет фото- и аудио-видеохостинг, мобильный блог и персональный профиль, который автоматически используется в качестве анкеты для знакомств. В качестве дополнительных сервисов предоставляется возможность зарабатывания очков и мобзеров (внутренней валюты), которая может быть потрачена на покупки. Также в сети работает система конкурсов или рейтингов: каждый пользователь, загрузивший на сайт какой-либо контент, который администрация сочтет качественным, получает дополнительные очки, количество которых влияет на статус пользователя.

 Отдельно стоит остановиться на сетях, созданных на базе i-Social - первой в СНГ рабочей платформы для организации социально-сетевых ресурсов нового поколения. Ее ключевое преимущество заключается в том, что системный функционал платформы позволяет объединять аудитории разных соцсетей - а это создает большие преимущества как для организаторов мобильных сообществ, сразу же получающих внушительную аудиторию,  и, конечно, для самих пользователей, которые могут значительно расширить круг своего общения.  

Сегодня эта платформа, созданная компанией i-Free, обеспечивает функционирование нескольких мобильных соцсетей, среди которых сообщества на портале Opera.Mini, «Вшколе.ру», МТС.RU , Теле2, «2sim на НТК».

Галина Рыженко, i-Free Украина
Специально для Advertology.Ru

02.08.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Мифы в искусстве старом и новом

Мифы в искусстве старом и новом
Мифы в искусстве старом и новом. На протяжении нескольких десятилетий эту книгу по праву называют лучшей работой по мифологии и искусству. Историко-­художественная монография «Мифы в искусстве старом и новом» впервые была издана на русском языке в 1900 году в Санкт­ Петербурге. Книга являлась сокращенным переводом издания «Искусство античности» 1878 года. Автор — Рене Менар, известный французский художник и знаток искусства.  Книга «Искусство античности» была прекрасно иллюстрирована. Большая часть этих замечательных гравюр представлена в книге, которую вы держите в руках. Менар — первый из ученых, кто не просто пересказал античные мифы, но и сумел найти их отражение в искусстве. Греческая мифология дает ключ не только к пониманию античного искусства, но и к пониманию искусства в целом. Образы античной мифологии, преданные забвению в Средние века, обрели вторую жизнь в творчестве живописцев, скульпторов и поэтов эпохи Возрождения. И позднее сюжеты античных мифов давали пищу воображению писателей, художников, композиторов. Влияние греческой мифологии на мировую культуру трудно переоценить. Рене Менар определяет мифологию как «поэтический язык», который используется у древних народов, чтобы объяснить природные явления. Это приводит нас в область аллегорий. И для изучения мифологии Рене Менар предлагает искать смысл религиозных символов через призму искусства. Эта книга предоставляет возможность «вернуться к первопричине искусства», дает точное знание мифологии и обеспечивает правильное понимание произведений искусства. Книга написана очень увлекательно и доступна для широкого круга читателей. Она может использоваться в качестве справочника по греческой, римской и египетской мифологии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.03.2025 - 07:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация