Интервью

Все упирается в математическое мышление!

Все упирается в математическое мышление!

О нелепости упаковки наших товаров широкого потребления, говорят все. Мы попросили Андрея Сечина, президента и креативного директора Sechin Design Group, объяснить ситуацию. Специально для читателей Advertology.ru - эксклюзивное интервью с экспертом. 

Как вы думаете, почему  у нас такой неподходящий дизайн продуктов  FMCG - меда, молока, сока? Это тот случай, когда народ «достоин» своей упаковки?

Вряд ли «народ достоин» или «народ не достоин» чего-то в своей жизни. Да,  верно, приходишь в магазин -  стоит немецкий мед, французский мед, и очень мало российского. Проблема не столько и не только в дизайне, но в том, что производителям меда не хватает «очень льготных» инвестиций. Этот бизнес индивидуален и во многом зависит от внешних факторов. Государство, конечно, контролирует производство через ассоциацию медовиков, которая отвечает за качество, логистику и дистрибуцию. Нo человек, не вовлеченный в круг ассоциации или не согласный с какими-то условиями, оказывается практически выброшенным из бизнеса. Лозунги «увеличить потребление мёда на душу населения» плохо работают в реальной жизни.

В Штатах рынок свободнее: можно, купив баночек и упаковав мед, продать небольшую партию даже в магазинах «премиум» класса. Индивидуальный пасечник всегда может реализовать свой продукт в одном из соседних городков, а зачастую, и через интернет. Если у него достаточно энергии и желания - нет препон для развития бизнеса. Нашим же людям, которые могут производить где-нибудь под Бийском высококачественный мед, ни на месте, ни в более крупном городе самим его продать не удастся. Для очень маленького бизнеса сразу начинают действовать правила большой игры...

Хорошо, а соки? Еще недавно мы наблюдали несколько ярких попыток создать бренд, что называется, с характером. А нынче все соки вдруг стали одинаковыми. А между тем, производственный цикл достаточно длителен. Значит, тенденция унификации появилась еще до кризиса? В чем тут дело?

Кризис только обнажил эту ситуацию. Мы наращивали производство сверх всякой меры, a желание подмять под себя рынок заставляло бежать с конкурентом «ноздря в ноздрю». Выпускать одно и тоже, выглядеть одинаково. Уникальность и индивидуальность отступили нa второй план.

B Америке же запускают новое производство довольно редко, тщательно взвесив все «за и против». Соoтветственно, медленное наращивние производства позволяет сконцентрироваться на сути бренда.

Производители не видят возможностей различного позиционирования бренда, дизайна упаковки?

Производители не всегда нуждаются в уникальном позиционировании. Рынок требует насыщения, и для любого товара есть место, соответственно, только компании с перспективой длительного развития заинтересованы в концепции бренда. Компании, действующие на «коротких деньгах», ставят своей задачей увеличение продаж за счёт увеличения товарной массы. Дизайнеры же не видят иных возможностей в силу классического построения бизнеса «кто платит, тот и заказывает музыку». Клиент и дизайнер идут по кругу - фруктов на пакете должно быть больше, они должны быть сочнее, бренд еще крупнее и так далее. Упаковка настолько похожа, что узнать бренд невозможно. Она перестала интересовать потребителя.

Но стоило «Тропикане» изменить внешний вид, как продажи резко упали. Это связано с усилением позиций стиля «органик»?

Продажи Тропиканы упали потому что, бренд потерял аутентичность, и это никак не связано с «органик». Тропикана позиционировала себя как премиум фреш... «Органик» же, как тренд, действительно набирает обороты популярности. Нo на Западе - другая культура. B Штатах 20 лет назад появилось направление «органик». И вот только сейчас американский потребитель начал его нормально воспринимать. Поэтому «органик» у нас не более чем модное направление. Да и невозможно сейчас произвести что-то по «органическим» правилам: ведь каждый производитель должен доказать, что на расстоянии XXX километров от яблоневого сада никто не использует «химии», пестицидов и так далее. На Западе «органик» - не просто свежевыжатый сок, за этим продуктом стоит отсутствие удобрений на протяжении нескольких десятилетий. Если колорадский жук боится морковки, то картошку «органик» опрыскивают чем-то на основе морковного сока. Земле нужно порядка сорока лет, чтобы избавиться от удобрений.

О реальности и актуальности направления «органик» в России судите сами...

Oснования для того, чтобы сменить дизайн и перепозиционировать бренд, все же, существуют. Значит, можно придумать интересный бренд?

Вопрос не в придумывании бренда - можно придумать все, что угодно. Для того чтобы покупатель обратил внимание, он должен полюбить бренд как личность. «Личность» - это когда симпатичен стиль, манера поведения, речь. Когда нет таких основополагающих элементов - бренды не воспринимаются всерьез и не конкурируют.

Мы просим наших клиентов ответить на кажущийся простым вопрос: «Что в вашем продукте такого, ради чего я должен буду проехать за ним две лишние трамвайные остановки?» И пока на этот вопрос ответа нет, упаковкa будeт больше напоминать соревнование фоторетушеров, чем соревнование идей. Ведь бренд - это идея. Она должна быть простой и понятной. У нас идей (брендов) практически нет, есть сильные торговые марки и слабые торговые марки.

Торговые марки - «cильные и слабые» по количеству продаж?

Да, именно по продажам, а не по внутреннему содержанию, не по идее, не по позиционированию. А поскольку внутреннего содержания нет, торговые марки позволяют себе меняться, как хотят. И эти изменения на них никак не влияют, хотя, когда «Вимм-Билль-Данн» сменил дизайн, бренд «Рио Гранде», умер. Потому что заложенная в нем идея была потеряна.

А  потребители готовы к восприятию сильных идей?

Сильный бренд это бренд способный нарушить традиционные представления о категории. Аудиторию часто проверяют на фокус-группах. И, как правило, фокус-группы показывают, что люди хотят больше и ярче, а потом сами устают от таких «фантазий». Но бренд-менеджеры слишком доверяют цифрам. Многие из них в бизнес пришли из технических вузов, а людей с гуманитарным образованием, ответственных за принятие решений, очень мало. Гуманитарии, которые абстрактно мыслят, бизнесом занимаются редко. B брендинге как раз важна алхимия, когда дважды два - пять! Это похоже на кулинарию: математик прочтет и поймет «взять четверть чайной ложки соли», но если он прочтет «посолить по вкусу», то вероятнее всего растеряется.  Любая аналитика связана с накопленной информацией. Всем известный «Домик в деревне» (и это уже пора включать в учебники по истории отечественного брендинга), по всем фокус-группам занимал последнее место! Людям просто было не с чем сравнить.

Потребитель готов к восприятию нового в большей степени, чем это представляется, просто прогнозирование нового значительно сложнее, чем постоянная перелицовка существующего.

А вам не кажется,  что «Домик в деревне» живет сейчас благодаря лишь названию, но никак не дизайну и уж точно не копирайту «бабушки», которая, разговаривая с дорогими внуками, сбивается на производственную терминологию и штампы?

Абсолютно согласен. Я считаю, что сейчас «Домик в деревне» держится на плаву исключительно за счет ранее обретенной известности. Плохой язык разрушает легенду, пусть даже все знают, что она придумана.  Когда-то на пакете с кефиром мы написали  легенду о том, как кавказский князь похитил русскую девушку себе в невесты, но что-то не срослось с вертикалью власти, и в качестве отступного он отдал секрет кефирныx грибков. Эту легенду не использовал только ленивый, и никто не озаботился  придумать свою. Ну, можно было бы «выяснить», откуда у князя-то эти грибки оказались.

Я заглянула на сайт вашего агентства, нашла там «Квасенка» и вдруг поняла, что это чуть ли не единственный бренд напитка для детей и подростков. Особенно для подростков, потому что все, что стоит сегодня на прилавке для этой аудитории - англоязычно. Я могу понять мое или старшее поколение бредивших джинсами битломанов, но для наших-то детей должно же быть что-то свое, тем более, что весь интернет забит русским подростковым слэнгом, той же «упячкой»? В чем тут дело?

Думаю, дело в том, что подросткам свойственно подражать, и подражать именно масс-культуре, а она в основе своей все же западная. Это тип социальной мимикрии, боязнь быть другим. Но есть и внешние причины: в нашей сфере потребления не было напитков-энергетиков,  функциональных продуктов. Такие бренды как «Иммунеле», «Нео» могли появится только в «западном» дизайне. А с другой стороны, то, что у нас было раньше - «Буратино», «Бахмаро», «Дюшес», «Крем-сода» -  в девяностые годы настолько скомпрометировало себя по качеству, что другого выхода, кроме как подражать Западу, у нас просто не было.

Есть ли в сегодняшней практике счастливый редизайн?

Пожалуй, Rich, хотя существенных изменений в дизайне упаковки, все же, не было. Но, если честно, я, походив по магазинам, не могу сказать, чтобы у кого-то был действительно интересный редизайн. Все, что сделано сейчас в мясной индустрии, свелось к коричневому с золотом и каким-то попыткам сделать нечто «дореволюционное». Все, что касается молока, то два доминирующих бренда «Домик в деревне» и «Простоквашино»  по структуре своей выглядят как близнецы-братья. То есть идея сделать «Простоквшино» по кальке «Домика» мне сначала показалась совершенным плагиатом, но, с другой стороны «Юнимилк» использует архитектуру бренда-лидера категории и, за счет нового качественного дизайна, начинает его вытеснять. Это не мимикрия под лидера - это использование языка лидера против него.

В частных марках также намечалось какое-то развитие, но и оно затухло.  «Перекресток» да «Пятерочка»...

Я думаю, сети развиваться будут, но проблемы с частными марками -  абсолютно те же, что и с продуктовыми брендами. Ну чем «Перекресток» отличается от «Пятерочки»,  «Мосмарта» или «Карусели»?

А так называемые  продуктовые бутики?

Та же история: «Азбука вкуса» ничем не отличается  ни от «Седьмого континента», ни от «Глобус гурмэ». У нас есть сеть «дискаунтеров» и сеть «премиумов». Других дефиниций нет. Tesco, Whiterose, Drugstore, Spar, Target, Costco - по-разному себя позиционируют, разные дизайны себе позволяют! За дизайном Marks & Spencer просто приятно наблюдать, это серьезная работа! Для американской сети Target коллекцию одежды разрабатывает Айзек Мизрахи. А Sonya Rykiel - для H&M.

У нас же весь сетевой дизайн механически воспроизводит один квадратно-гнездовой, бездушный шаблон. В наших сетях все идет по принципу «Вы нам сделайте, чтобы люди видели, что это наши продукты. Можете покрасить в красный цвет, и хватит». Нет никакой ценовой политики, нет никакой качественной политики - каждая сеть считает нужным иметь товары для всех типов и уровней потребителей. Причем один и тот же продукт можно встретить в разных ценовых сегментах, да и производится он зачастую в одной и той же компании, из «одного котла». Все нивелируется в понимании потребителя, остается только разница в цене.

А между тем,  многие люди не хотят признаваться, что они бедны. Мы встретили старушку, у которой во всей корзине оказался один-единственный продукт сетевой марки. Она считала каждую копейку, и мы поинтересовались, почему  же она почти не покупает  дешевые продукты. Женщина дала понять, что ей неприятно выглядеть нищенкой перед своими знакомыми.

Вы заметили, как люди покупают дешевый кофе, который потом пересыпают в «дорогую» коробочку? Иногда и кофе-то хороший, но ужасная упаковка настолько «дешево» звучит, что от нее стараются избавиться.

То есть дешевизна - признак плохого качества жизни, а не социальной политики бизнеса?

Опять же, все упирается в «математическое» мышление. Математики считают, что люди с маленьким доходом должны покупать дешевое. По этой логике - поскольку бедных у нас, к сожалению, большинство, то и дискаунтеры должны превалировать. «Математики» не могут представить себе, что  люди с маленьким доходом предпочтут покупать дороже, но меньше. А «литераторы» это быстрее бы поняли, потому что  достоинство - культурологическая составляющая  жизни.

Многие сетуют на то, что специальные маркетинговые дисциплины вымыли из бизнеса харизматичных лидеров, готовых рисковать и брать на себя ответственность за принятие решений. Появились советы директоров, ставки на  исследования...

Да. Поэтому у нас и фокус-группы получили такое распространение!  Благодаря им руководитель всегда может сослаться на данные исследований и «умыть руки». А на Западе фокус-группы проводятся не после, а до дизайна. Потому что когда заказчик обращается к серьезному агентству, он понимает, что у этого агентства большой опыт работы. Это можно сравнить с походом к доктору: хороший доктор придет, посмотрит по тому, как вы выглядите, говорите, двигаетесь, может определить, что болит. А плохой «зарядит» вас на 150 исследований и все равно не сможет поставить диагноз. Потому что у него опыта нет. Это наша, российская ситуация. У нас нет опыта.

И рынка...

Рынок в России развивающийся, и это интересно, но он очень мал, и непосредственного опыта на нем приобрести нельзя. Почему я уехал из России? Я понял, что мой опыт начинает здесь прокисать. B Америке ты никогда не достигаешь совершенства. Там нет авторитетов. Здесь же ты говоришь Soldis или Mildberry - и все падают ниц, какими бы ни были результаты.

Беседовала Юлия Квасок
Advertology.Ru

21.06.2010

на печать


Комментарии

Лукас
21.06.2010 23:06 | сообщение #1
 

Застолбил место для комментария! Восхищен
Юля.спасибо,за интервью.Пробежал вскользь,завтра вернусь! Улыбка

Jur
22.06.2010 9:13 | сообщение #2
 

Интересное интервью. Юлия, Вы специально его подали так, чтобы иницировать дискуссию? Подмигивать

На мой взгляд, не стоит противопоставлять "физиков" и "лириков". Математическое мышление ещё никому не повредило. Но не все количественные методы одинаково полезны(с) Потрясен
Особенно, когда их бездумно применяют ДО или ВМЕСТО качественных. И это - не редкость. И где такому учат? Рассержен

Не представляет особого труда собрать "кучу данных", перелопатить их и выдать .... то, что хочет видеть шеф или заказчик. И как это похоже на процесс творения тех самых упаковок. И не только упаковок.

Прав А.Сечин - таковы условия в нашей Среде. И с этим пониманием нам нужно жить...

Togda
23.06.2010 11:27 | сообщение #3
 

Для потребителя не важны "вкусовые" оценки упаковки, даваемые рекламистами и дизайнерами - надо измерять рекламоспособность упаковки формализованными методами (не фокус-группами) на ЦА, а не вставать в позу усталого эстета...

Мумми-Тролль
23.06.2010 22:31 | сообщение #4
 

Может, эстет и устал, а упаковка у нас дурная, потому что у наших маркетологов вкусовые рецепторы находятся исключительно на языке. А не на уме Восхищен

Клайпеда
22.09.2011 15:42 | сообщение #5
 

Иллюстративная онлайн программа тестирования упаковки, тары - измерения рекламоспособности методом стимульного дифференциала - http://www.mriz.biz/product/test/pack-test.html

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 вин со всего мира

1000 вин со всего мира
1000 вин со всего мира. От первого глотка до последней капли. Эта книга отправит вас в путешествие по увлекательному миру вина. Каждая страница — это праздник чувств, опыт, который позволит вам открыть для себя разнообразие и истории лучших вин мира. Тщательно отобранные вина и тщательно составленные описания делают эту книгу поистине уникальной. Это не просто справочник, а сокровище, которое будет сиять на вашей книжной полке. Позвольте себе быть очарованным волшебством вин и погрузитесь в мир, полный вкуса и традиций. Издание, которое не просто информирует, оно вдохновляет. Упаковка, этикетка, кольеретка и бутылка. Коллекция уникальных винных дизайнов. Книга в единственном экземпляре.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.03.2025 - 23:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация